Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Фролова Ольга Константиновна

                 Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.).

Рабочая программа  составлена по учебнику: Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 6. М.: Просвещение, 2017 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

                 Рабочая   программа  составлена  на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната,  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната  городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Рабочая программа  составлена по учебнику: Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 6. М.: Просвещение, 2017 г.

Содержание  учебного   предмета -  всего 138 часов,  4 часа в неделю) 

Содержание учебного курса «Русский язык» в 5-9 классах

Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию  коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смощение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает  не столько запоминание  грамматической теории и орфографических  правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».

Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.

Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.

На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.

                    Планируемые результаты освоения учебного предмета

 по итогам обучения в 5-9 классах

Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:

Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала( с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);

Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными  нарушениями.

Основные требования к умениям учащихся

 1-й уровень

-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами

 ( 55-60 слов);

-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;

-определять части речи;

-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;

-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

2-й уровень

-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;

-пользоваться школьным орфографическим словарем;

-решать орфографические задачи, опираясь на схему;

-называть и различать части речи;

-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).

3 уровень

-знать буквы, обозначать звуки буквами;

-списывать  с печатного и рукописного текстов  отдельные слова;

-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;

-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);

-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;

-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов  под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание.  Москва. «Просвещение». 2011 г. 

2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова  Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы  Москва «Просвещение» 2018г.  

2. Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.

3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.

4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г.

5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н.  Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г.

6. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992;

7. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969.                                                                    

 8.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.                                      

 9. Жидкова  Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г.

10. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6б классе

( 4 часа в неделю, 138 часов в год)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Повторение. Звуки и буквы. Текст – 8 часов

1.

Гласные и согласные. Их различение

1

03.09

2.

Безударные гласные в словах

1

05.09

3.

Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах

1

06.09

4.

Сомнительные гласные и согласные в словах

1

07.09

5.

Текст. Части текста. Красная строка

1

10.09

6.

Непроверяемые гласные и согласные в словах

1

12.09

7.

Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме .Контрольные вопросы и задания

1

13.09

8.

Деловое письмо. Адрес

1

14.09

Предложение. Текст – 10 часов

9.

Деление текста на предложения

1

17.09

10.

Выделение главных и второстепенных членов предложения

1

19.09

11.

Нераспространенные и распространенные члены предложения

1

20.09

12.

Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом

1

21.09

13.

Распространение предложений с помощью рисунков

1

24.09

14.

Распространение  предложений с помощью вопросов

1

26.09

15.

Однородные члены предложения

1

27.09

16.

Предложение. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания

1

28.09

17-18.

Деловое письмо. Поздравление

2

01.10

03.10

Состав слова. Текст – 29 часов

19.

Корень и однокоренные слова

1

04.10

20.

Окончание как изменяемая часть слова

1

05.10

21.

Образование смысловой связи между словами с помощью окончания

1

08.10

22.

Приставка как часть слова

1

10.10

23.

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1

11.10

24.

Суффикс как часть слова

1

12.10

25.

Разбор слов по составу

1

15.10

Характеристика основных видов деятельности ученика

Правописание безударных гласных в корне

26.

Написание гласных в корне однокоренных слов

1

17.10

27.

Проверяемые и проверочные слова

1

18.10

28.

Проверка безударных гласных в корне

1

19.10

Правописание звонких и глухих согласных в корне

29.

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова

1

22.10

30.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне

1

24.10

31.

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Контрольные вопросы и задания

1

25.10

32-33.

Изложение зрительно воспринимаемого текста

2

26.10

29.10

Правописание приставок

34.

Приставка и предлог

1

31.10

35.

Различение приставки и предлога

1

01.11

36.

Наблюдение за правописанием гласных в приставках

1

02.11

37.

Правописание гласных в приставках

1

12.11

38.

Правописание безударных гласных в корне и приставке

1

14.11

39.

Текст. Деление текста на части по данному плану

1

15.11

40.

Наблюдение за правописанием согласных в приставках

1

16.11

41.

Правописание приставок на согласную

1

19.11

42.

Разделительный твердый знак в словах с приставками

1

21.11

43.

Различение написания слов с разделительным твердым знаком и без него

1

22.11

44-45.

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

23.11

26.11

46-47.

Деловое письмо. Записка

2

28.11

29.11

Характеристика основных видов деятельности ученика

Части речи. Текст-2

48.

Существительное, прилагательное, глагол

1

30.11

49.

Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении

1

03.12

Имя существительное – 30 часов

50.

Значение существительных в речи

1

05.12

51.

Существительные, обозначающие явления природы

1

06.12

52.

Существительные, называющие один и тот же предмет по- разному

1

07.12

53.

Существительные , противоположные по значению

1

10.12

Род и число существительных

54.

Различение существительных по родам

1

12.12

55.

Изменение существительных по числам

1

13.12

Правописание имен собственных

56.

Существительные собственные и нарицательные

1

14.12

57.

Большая буква в именах собственных

1

17.12

58.

Кавычки в именах собственных

1

19.12

59-60.

Различение написания существительных собственных и нарицательных

2

20.12

21.12

61-62.

Имя существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

24.12

26.12

Изменение существительных по падежам

63.

Понятие о склонении

1

27.12

64.

Определение падежей существительных по вопросам

1

28.12

65.

Именительный падеж - кто? что?

1

10.01

66.

Родительный падеж – кого? чего?

1

11.01

67.

Дательный падеж – кому?  чему?

1

14.01

68.

Винительный падеж – кого? что?

1

16.01

69.

Творительный падеж-  кем? чем?

1

17.01

70.

Предложный падеж – о ком? о чем?

1

18.01

71.

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами

1

21.01

72.

Понятие о начальной форме

1

23.01

73.

Постановка существительных в начальную форму

1

24.01

74-75.

Изменение существительных по падежам. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

25.01

28.01

76-77.

Деловое письмо. Письмо

2

30.01

31.01

78-79.

Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям

2

01.02

04.02

Характеристика основных видов деятельности ученика

.

Имя прилагательное  – 25 часов

80.

Значение прилагательных в речи

1

06.02

81.

Описание явлений природы с помощью прилагательных

1

07.02

82.

Описание человека, животных с помощью прилагательных

1

08.02

83.

Прилагательные, противоположные по значению

1

11.02

Изменение прилагательных по родам и числам

84.

Изменение прилагательных по родам

1

13.02

85.

Окончания прилагательных мужского рода

1

14.02

86.

Окончания прилагательных женского рода

1

15.02

87.

Окончания прилагательных среднего  рода

1

18.02

88-89.

Определение родовых окончаний прилагательных

2

20.02

21.02

90.

Изменение прилагательных по числам

1

22.02

91-92.

Род и число прилагательных. Закрепление знаний

2

25.02

27.02

Склонение прилагательных мужского и среднего рода

93.

Понятие о склонении прилагательных

1

28.02

94.

Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах

1

01.03

95.

Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

04.03

96.

Родительный  падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

06.03

97.

Дательный  падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

07.03

98.

Винительный  падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

11.03

99.

Творительный   падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

13.03

100.

Предложный   падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

14.03

101-102.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

15.03

18.03

103-104.

Деловое письмо. Объявление

2

20.03

21.03

Характеристика основных видов деятельности ученика

Глагол- 16 часов

105.

Значение глагола в речи

1

01.04

106.

Глаголы, противоположные по значению

1

03.04

107.

Различение существительных, прилагательных и глаголов

1

04.04

Изменение глаголов по временам

108.

Настоящее время глаголов

1

05.04

109.

Прошедшее время глаголов

1

08.04

110.

Будущее время глаголов

1

10.04

111-112.

Различение глаголов по временам

2

11.04

12.04

Изменение глаголов по числам

113.

Единственное и множественное число глаголов настоящего времени

1

15.04

114.

Единственное и множественное число глаголов будущего времени

1

17.04

115.

Единственное и множественное число глаголов  прошедшего времени

1

18.04

116.

Текст. Связь частей в тексте

1

19.04

117-118.

Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

22.04

24.04

119-120.

Коллективный рассказ на основе распространения данного текста

2

25.04

26.04

Характеристика основных видов деятельности ученика

Предложение. Текст – 8 часов

121.

Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений

1

29.04

Однородные члены предложения

122.

Определение однородных членов предложения

1

02.05

123.

Однородные члены предложения без союзов

1

03.05

124.

Однородные члены предложения с союзом и

1

06.05

125.

Однородные члены предложения без союзов и с союзом и

1

08.05

Обращение

126.

Знакомство с обращением

1

10.05

127.

Место обращения в предложении

1

13.05

128.

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

15.05

Характеристика основных видов деятельности ученика

Повторение- 8 часов

129.

Состав слова

1

16.05

130-131.

Правописание гласных и согласных в корне и приставке

2

17.05

20.05

132.

Имя существительное

1

22.05

133.

Имя прилагательное

1

23.05

134.

Глагол

1

24.05

135-136.

Деловое письмо. Объявление

2

27.05

29.05

137-138.

Повторение изученного за год

2

30.05

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по чтению для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа  составлена по учебнику: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просв...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Урока: Класс Птицы. Внешнее строение. Приспособления к полету. 8 класс ,для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внешнего строения птиц, связанных с полетом.Задачи:Обучающая– закрепление общебиологических понятий: среда обитания, ...

Рабочая программа по природоведению 5-6 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по природоведению для 5-6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ...

« Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

В настоящее время главной задачей педагогов, работающих с детьми умственной отсталостью 9интеллектуальными нарушениями), и их родителей состоит в том,чтобы подготовить детей к самостоятельной жи...