Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Русский язык как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Уроки русского языка носят коммуникативно-речевую направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Сб. 1. – 224 стр.
Программа ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 264 стр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_r_uo.docx | 53.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ермаковская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
________________ А.Р.Амоев
Приказ от 31.08.2020 № 01-07/56-1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
8 КЛАСС
(для учащихся с умственной отсталостью)
Составитель: Позднякова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
Методист
_______________ Н.И. Краснова
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Сб. 1. – 224 стр.
Программа ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 264 стр.
Основными целями обучения в организации учебного процесса являются:
- преодоление недостатков умственного, речевого и эмоционально-волевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- подготовка их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами учебного предмета.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Уроки русского языка носят коммуникативно-речевую направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе упражнений у обучающихся формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся старших классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 8 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (заявление, объявление, письмо и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Основные направления коррекционной работы:
- обогащение и активизация словаря;
- развитие фонетико-фонематического слуха;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня освоения темы учащимся.
Количество часов в неделю | ||||||||
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | |||
Обязательная часть | ||||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
Результаты освоения учебного предмета
Русский язык
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Содержание учебного предмета
Повторение. (7 ч.)
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Состав слова. (19 ч.)
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-) приставка пере-, единообразное написание приставок на согласный вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-)
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Имя существительное. (14 ч.)
Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. (18 ч.)
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения. (13 ч.)
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол. (33 ч.)
Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение. (27 ч.)
Простое и сложное предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми, же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь.
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русский и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями). Сочинения по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний. Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»). Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год. (5 ч.)
Тематическое распределение часов по предмету
№ | Содержание темы | Кол-во часов | ||
Часы | Контрольные работы | Развитие речи | ||
1. | Повторение | 7 | - | 2 |
2. | Состав слова | 19 | 2 | 2 |
3. | Имя существительное | 14 | 2 | 3 |
4. | Имя прилагательное | 18 | 2 | 2 |
5. | Местоимение | 13 | 1 | 3 |
6. | Глагол | 33 | 2 | 6 |
7. | Предложение | 27 | 3 | 4 |
8. | Повторение | 5 | - | - |
Итого | 136 ч. | 12 | 22 |
Приложение к рабочей программе
по русскому языку (для учащихся с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Тема урока | Словарная работа |
Повторение (7 ч.) | |||
1 | Простое и сложное предложение | ||
2 | Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении | Отечество гражданин | |
3 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов | Конституция | |
4 | Упражнения в правописании предложений с однородными членами | ||
5 | Построение связного текста простыми и сложными предложениями | ||
6 | РР Деловые бумаги. Объяснительная записка | упр. 16 | |
7 | РР Сочинение «Мое веселое лето» | ||
Состав слова (19 ч.) | |||
8 | Состав слова. Корень и однокоренные слова | ||
9 | Упражнения в подборе однокоренных слов, относящихся к разным частям речи | ||
10 | Орфограммы в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | демократия демонстрация | |
11 | Диктант «Летняя гроза» | ||
12 | Работа над ошибками диктанта | ||
13 | Орфограммы в корне слова. Правописание ударных и безударных гласных в корне слова | ||
14 | Образование слов с помощью суффиксов и приставок | ||
15 | Гласные и согласные в приставках | ||
16 | Правописание приставки пере- | ||
17 | Приставка и предлог | ||
18 | Диктант «Осенняя пора» | ||
19 | Работа над ошибками диктанта | ||
20 | Сложные слова | аэродром | |
21 | Образование сложных слов | телеграф | |
22 | Образование сложных слов с соединительными гласными и без них | типография электростанция | |
23 | Упражнения на повторение изученного материала | ||
24 | РР Деловые бумаги. Автобиография | ||
25 | Суффиксальное образование слов | ||
26 | РР Изложение «Пожарные собаки» | ||
Имя существительное (14 ч.) | |||
27 | Части речи. Основные грамматические категории имени существительного. | образование квалификация | |
28 | Основные грамматические категории имени существительного. Упражнения на нахождение имен существительных в тексте | ||
29 | Написание имен собственных. Словарный диктант | ||
30 | Существительные единственного числа с шипящей на конце. Склонение имен существительных | национальность территория | |
31 | Диктант «Гроза в лесу» | ||
32 | Работа над ошибками. Склонение имен существительных | ||
33 | Правописание падежных окончаний существительных множественного числа | экскаватор эскалатор элеватор | |
34 | РР Сочинение «Лес – наше богатство» | упр. 98 | |
35 | Несклоняемые имена существительные | фойе, кафе, пианино | |
36 | Упражнения на закрепление и повторение | ||
37 | Правописание падежных окончаний имен существительных | ||
38 | РР Деловые бумаги. Адрес на конверте | ||
39 | Правописание существительных с шипящей на конце | ||
40 | РР Изложение «М.В.Ломоносов» | Р.р. упр106 | |
Имя прилагательное (18 ч.) | |||
41 | Имя прилагательное как часть речи | ||
42 | Основные грамматические категории имени прилагательного | галантерея кулинария | |
43 | Согласование имен прилагательных с существительными | ||
44 | РР Сочинение по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря» | упр. 149 | |
45 | Родовые окончания прилагательных | ||
46 | Правописание безударных окончаний прилагательных | ||
47 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе | экспедиция континент | |
48 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе | ||
49 | Прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? | ||
50 | Диктант «Зима пришла» | ||
51 | Работа над ошибками диктанта | ||
52 | Склонение прилагательных на -ий, -ье | ||
53 | РР Изложение «Бурундук» | упр. 147 | |
54 | Склонение прилагательных на -ья | ||
55 | Склонение прилагательных на -ьи | абонемент | |
56 | Диктант «Шустик» | ||
57 | Работа над ошибками диктанта | искусство фестиваль | |
58 | Упражнения на повторение и закрепление | ||
Личные местоимения (13 ч.) | |||
59 | Личные местоимения – часть речи | ||
60 | Лицо и число личных местоимений | ||
61 | Склонение местоимений 1-го лица | ||
62 | РР Изложение «На воде» | упр. 172 | |
63 | Склонение местоимений 2-го лица | ||
64 | Склонение местоимений 3-го лица | ||
65 | Правописание личных местоимений с предлогами | ||
66 | РР Сочинение на материале повести И.С.Тургенева «Муму» | упр. 173 | |
67 | Упражнения на закрепление | регистратура | |
68 | РР Деловые бумаги. Заявление на работу | упр. 174 | |
69 | Упражнения на закрепление | пациент | |
70 | Диктант «В берлоге» | ||
71 | Работа над ошибками диктанта | бюллетень | |
Глагол (33 ч.) | |||
72 | Значение глагола в речи | рентген | |
73 | Неопределенная форма глагола | операция | |
74 | Правописание шипящих на конце слова | санаторий | |
75 | Изменение глаголов по временам | ||
76 | Прошедшее время глагола. Род и число | ||
77 | Род и число глаголов прошедшего времени | секретарь швея | |
78 | РР Сочинение «Как я однажды пообедал» | упр. 197 | |
79 | Правописание не с глаголами | ||
80 | Изменения глаголов по лицам и числам | ||
81 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа | ||
82 | РР Краткий пересказ по плану | упр. 212 | |
83 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа | ||
84 | Глаголы 3-го лица | ||
85 | Упражнение в различении глаголов на -тся и -ться | ||
86 | Правописание глаголов с -тся и -ться | парашют | |
87 | Словарный диктант | ||
88 | Упражнения на закрепление | ||
89 | РР Сочинение «Мой день рождения» | упр. 231 | |
90 | Изменение глаголов по лицам и числам | ||
91 | Спряжение глаголов | ||
92 | РР Сочинение по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» | упр. 240 | |
93 | Правописание безударных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения | промышленность | |
94 | Глаголы 1-го спряжения | ||
95 | Глаголы 2-го спряжения | ||
96 | Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения | коловорот | |
97 | Упражнения в определении спряжения глаголов | ||
98 | Диктант «Белки» | ||
99 | Работа над ошибками | ||
100 | РР Деловые бумаги. Письмо | упр.274 | |
101 | Спряжение глаголов настоящего и будущего времени | капитализм | |
102 | РР Деловые бумаги. Анкета | ||
103 | Упражнения в определении спряжения глаголов | ||
104 | Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения | ||
Предложение (27 ч.) | |||
105 | Простое предложение | ||
106 | Главные и второстепенные члены предложения | ||
107 | Распространенные и нераспространенные предложения | ||
108 | Простое предложение с однородными членами | гарнитур | |
109 | Словарный диктант | ||
110 | Однородные члены предложения с пояснительными словами | ||
111 | Запятая при однородных членах предложения | ||
112 | Знаки препинания при однородных членах | ||
113 | РР Изложение «Ворона-разбойница» | упр. 313 | |
114 | Обращение | ||
115 | Знаки препинания в предложениях с обращением | ||
116 | РР Письмо литературному герою | упр. 320 | |
117 | Виды предложений по интонации | бандероль квитанция | |
118 | Различение предложений по интонации | ||
119 | Диктант «Скворушки» | ||
120 | Работа над ошибками диктанта | ||
121 | Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | ||
122 | Сложные предложения без союзов | ||
123 | Сложные предложения с союзами и, а, но | ||
124 | Упражнения на закрепление | ||
125 | РР Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание» | упр. 355 | |
126 | Сложные предложения со словами который, где, когда, чтобы, потому что | ||
127 | Диктант «Глухари» | ||
128 | Работа над ошибками диктанта | ||
129 | РР Деловые бумаги. Объявление | упр. 360 | |
130 | Сложные предложения с союзными словами | ||
131 | Упражнения на закрепление | ||
132 | Повторение (4 ч.) | ||
Повторение по теме «Простое и сложное предложение» | |||
133 | Повторение по теме «Части речи» | ||
134 | Повторение по теме «Правописание корней слов» | ||
135 | Повторение по теме «Правописание приставок и суффиксов» | ||
136 | Итоговый урок по теме «Повторение» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 10 класс (для учащихся V вида)
рабочая программа адаптирована к учащимся V вида...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)
Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс для учащихся с ОВЗ
Рабочая программа ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс для учащихся с ОВЗ
Данная программа по русскому языку в 9-м классе предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, в соответствии с Программой основного общего образования под ред...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс для учащихся с ЗПР 102 часа
Рабочая программа по русскому языку для учащихся с ЗПР (учебник Тростенцовой Л.А.) рассчитана на 102 часа, содержит КТП с указанием деятельности основной группы учащихся и учащихся с ЗПР...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс для учащихся с ЗПР 102 часа
Рабочая программа по русскому языку для учащихся с ЗПР (учебник Тростенцовой Л.А.) рассчитана на 102 часа, содержит КТП с указанием деятельности основной группы учащихся и учащихся с ЗПР...
Авторская рабочая программа по русскому языку(8 класс) для учащихся с ОВЗ
Данная адаптированная программа предназначена для работы в 8 классе с учащимися с ОВЗ. В прогамме представлена подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование с УУД....