Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Русский язык как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Уроки русского языка носят коммуникативно-речевую направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. 

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Сб. 1. – 224 стр.

Программа ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 264 стр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_r_uo.docx53.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ермаковская средняя общеобразовательная школа

                    Утверждаю

                    Директор школы

            ________________  А.Р.Амоев

       Приказ от 31.08.2020  № 01-07/56-1                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

(для учащихся с умственной отсталостью)

Составитель: Позднякова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

СОГЛАСОВАНО

Методист

_______________  Н.И. Краснова

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Сб. 1. – 224 стр.

Программа ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 264 стр.

Основными целями обучения в организации учебного процесса являются:

  • преодоление недостатков умственного, речевого и  эмоционально-волевого развития  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
  • подготовка их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами учебного предмета.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Уроки русского языка носят коммуникативно-речевую направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе упражнений у обучающихся формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся старших классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 8 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (заявление, объявление, письмо и др.);  в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Основные направления коррекционной работы:

  • обогащение и активизация словаря;
  • развитие фонетико-фонематического слуха;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня освоения темы учащимся.

Количество часов в неделю

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык

4

4

4

4

4

20


Результаты освоения учебного предмета

Русский язык

Минимальный уровень:

знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

образование слов с новым значением с опорой на образец;

представления о грамматических разрядах слов;

различение изученных частей речи по вопросу и значению;

использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;

нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);

нахождение в тексте однородных членов предложения;

различение предложений, разных по интонации;

нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);

участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

разбор слова по составу с использованием опорных схем;

образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;

нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);

пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;

установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

оформление всех видов изученных деловых бумаг;

письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).

Содержание учебного предмета

Повторение. (7 ч.)

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

Состав слова. (19 ч.)

Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-) приставка пере-, единообразное написание приставок на согласный вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-)

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Имя существительное. (14 ч.)

Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное. (18 ч.)

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимения. (13 ч.)

Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Глагол. (33 ч.)

Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Предложение. (27 ч.)

Простое и сложное предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми, же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Связная речь.

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Сочинение по картинам русский и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями). Сочинения по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний. Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»). Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год. (5 ч.)

Тематическое распределение часов по предмету

№ 

Содержание темы

Кол-во часов

Часы

Контрольные работы

Развитие речи

1.

Повторение

7

-

2

2.

Состав слова

19

2

2

3.

Имя существительное

14

2

3

4.

Имя прилагательное

18

2

2

5.

Местоимение

13

1

3

6.

Глагол

33

2

6

7.

Предложение

27

3

4

8.

Повторение

5

-

-

Итого

136 ч.

12

22


Приложение к рабочей программе

по русскому языку (для учащихся с умственной отсталостью)

Календарно-тематическое планирование

Дата по плану

Тема урока

Словарная работа

Повторение (7 ч.)

1

Простое и сложное предложение

2

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении

Отечество

гражданин

3

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов

Конституция

4

Упражнения в правописании предложений с однородными членами

5

Построение связного текста простыми и сложными предложениями

6

РР  Деловые бумаги. Объяснительная записка

упр. 16

7

РР  Сочинение «Мое веселое лето»

Состав слова (19 ч.)

8

Состав слова. Корень и однокоренные слова

9

Упражнения в подборе однокоренных слов, относящихся к разным частям речи

10

Орфограммы в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

демократия

демонстрация

11

Диктант «Летняя гроза»

12

Работа над ошибками диктанта

13

Орфограммы в корне слова. Правописание ударных и безударных гласных в корне слова

14

Образование слов с помощью суффиксов и приставок

15

Гласные и согласные в приставках

16

Правописание приставки пере-

17

Приставка и предлог

18

Диктант «Осенняя пора»

19

Работа над ошибками диктанта

20

Сложные слова

аэродром

21

Образование сложных слов

телеграф

22

Образование сложных слов с соединительными гласными и без них

типография электростанция

23

Упражнения на повторение изученного материала

24

РР Деловые бумаги. Автобиография

25

Суффиксальное образование слов

26

РР  Изложение «Пожарные собаки»

Имя существительное (14 ч.)

27

Части речи. Основные грамматические категории имени существительного.

образование

квалификация

28

Основные грамматические категории имени существительного. Упражнения на нахождение имен существительных в тексте

29

Написание имен собственных. Словарный диктант

30

Существительные единственного числа с шипящей на конце. Склонение имен существительных

национальность

территория

31

Диктант «Гроза в лесу»

32

Работа над ошибками. Склонение имен существительных

33

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа

экскаватор

эскалатор элеватор

34

РР Сочинение «Лес – наше богатство»

упр. 98

35

Несклоняемые имена существительные

фойе, кафе,

пианино

36

Упражнения на закрепление и повторение

37

Правописание падежных окончаний имен существительных

38

РР Деловые бумаги. Адрес на конверте

39

Правописание существительных с шипящей на конце

40

РР Изложение «М.В.Ломоносов»

Р.р. упр106

Имя прилагательное (18 ч.)

41

Имя прилагательное как часть речи

42

Основные грамматические категории имени прилагательного

галантерея

кулинария

43

Согласование имен прилагательных с существительными

44

РР Сочинение по картине Н.Рериха «Поход князя Игоря»

упр. 149

45

Родовые окончания прилагательных

46

Правописание безударных окончаний прилагательных

47

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе

экспедиция

континент

48

Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе

49

Прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чье?

50

Диктант «Зима пришла»

51

Работа над ошибками диктанта

52

Склонение прилагательных на -ий, -ье

53

РР Изложение «Бурундук»

упр. 147

54

Склонение прилагательных на -ья

55

Склонение прилагательных на -ьи

абонемент

56

Диктант «Шустик»

57

Работа над ошибками диктанта

искусство

фестиваль

58

Упражнения на повторение и закрепление

Личные местоимения (13 ч.)

59

Личные местоимения – часть речи

60

Лицо и число личных местоимений

61

Склонение местоимений 1-го лица

62

РР  Изложение «На воде»

упр. 172

63

Склонение местоимений 2-го лица

64

Склонение местоимений 3-го лица

65

Правописание личных местоимений с предлогами

66

РР  Сочинение на материале повести И.С.Тургенева «Муму»

упр. 173

67

Упражнения на закрепление

регистратура

68

РР  Деловые бумаги. Заявление на работу

упр. 174

69

Упражнения на закрепление

пациент

70

Диктант «В берлоге»

71

Работа над ошибками диктанта

бюллетень

Глагол (33 ч.)

72

Значение глагола в речи

рентген

73

Неопределенная форма глагола

операция

74

Правописание шипящих на конце слова

санаторий

75

Изменение глаголов по временам

76

Прошедшее время глагола. Род и число

77

Род и число глаголов прошедшего времени

секретарь

швея

78

РР Сочинение «Как я однажды пообедал»

упр. 197

79

Правописание не с глаголами

80

Изменения глаголов по лицам и числам

81

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа

82

РР Краткий пересказ по плану

упр. 212

83

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа

84

Глаголы 3-го лица

85

Упражнение в различении глаголов на -тся и -ться

86

Правописание глаголов с -тся и -ться

парашют

87

Словарный диктант

88

Упражнения на закрепление

89

РР  Сочинение «Мой день рождения»

упр. 231

90

Изменение глаголов по лицам и числам

91

Спряжение глаголов

92

РР  Сочинение по картине А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера»

упр. 240

93

Правописание безударных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения

промышленность

94

Глаголы 1-го спряжения

95

Глаголы 2-го спряжения

96

Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения

коловорот

97

Упражнения в определении спряжения глаголов

98

Диктант «Белки»

99

Работа над ошибками

100

РР  Деловые бумаги. Письмо

упр.274

101

Спряжение глаголов настоящего и будущего времени

капитализм

102

РР Деловые бумаги. Анкета

103

Упражнения в определении спряжения глаголов

104

Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения

Предложение (27 ч.)

105

Простое предложение

106

Главные и второстепенные члены предложения

107

Распространенные и нераспространенные предложения

108

Простое предложение с однородными членами

гарнитур

109

Словарный диктант

110

Однородные члены предложения с пояснительными словами

111

Запятая при однородных членах предложения

112

Знаки препинания при однородных членах

113

РР  Изложение «Ворона-разбойница»

упр. 313

114

Обращение

115

Знаки препинания в предложениях с обращением

116

РР Письмо литературному герою

упр. 320

117

Виды предложений по интонации

бандероль

квитанция

118

Различение предложений по интонации

119

Диктант «Скворушки»

120

Работа над ошибками диктанта

121

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях

122

Сложные предложения без союзов

123

Сложные предложения с союзами и, а, но

124

Упражнения на закрепление

125

РР  Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание»

упр. 355

126

Сложные предложения со словами который, где, когда, чтобы, потому что

127

Диктант «Глухари»

128

Работа над ошибками диктанта

129

РР Деловые бумаги. Объявление

упр. 360

130

Сложные предложения с союзными словами

131

Упражнения на закрепление

132

Повторение (4 ч.)

Повторение по теме «Простое и сложное предложение»

133

Повторение по теме «Части речи»

134

Повторение по теме «Правописание корней слов»

135

Повторение по теме «Правописание приставок и суффиксов»

136

Итоговый урок по теме «Повторение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 10 класс (для учащихся V вида)

рабочая программа адаптирована к учащимся V вида...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)

Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс для учащихся с ОВЗ

                                  Рабочая программа      ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс для учащихся с ОВЗ

Данная программа по русскому языку в 9-м классе предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, в соответствии с Программой основного общего образования под ред...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс для учащихся с ЗПР 102 часа

Рабочая программа по русскому языку для учащихся с ЗПР (учебник Тростенцовой Л.А.)  рассчитана на 102 часа, содержит КТП с указанием деятельности основной группы учащихся и учащихся с ЗПР...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс для учащихся с ЗПР 102 часа

Рабочая программа по русскому языку для учащихся с ЗПР (учебник Тростенцовой Л.А.)  рассчитана на 102 часа, содержит КТП с указанием деятельности основной группы учащихся и учащихся с ЗПР...

Авторская рабочая программа по русскому языку(8 класс) для учащихся с ОВЗ

Данная адаптированная программа предназначена для работы в 8 классе с учащимися с ОВЗ.  В прогамме представлена подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование с УУД....