Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Фролова Ольга Константиновна

                 Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.)

Рабочая программа  составлена по учебнику: Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

                 Рабочая   программа  составлена  на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната,  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната  городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Рабочая программа  составлена по учебнику: Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.

Содержание  учебного   предмета -  всего 138 часов,  4 часа в неделю) 

Содержание учебного курса «Русский язык» в 5-9 классах

Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию  коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смощение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает  не столько запоминание  грамматической теории и орфографических  правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».

Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.

Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.

На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.

                    Планируемые результаты освоения учебного предмета

 по итогам обучения в 5-9 классах

Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:

Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала( с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);

Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными  нарушениями.

Основные требования к умениям учащихся

 1-й уровень

-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами

 ( 55-60 слов);

-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;

-определять части речи;

-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;

-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

2-й уровень

-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;

-пользоваться школьным орфографическим словарем;

-решать орфографические задачи, опираясь на схему;

-называть и различать части речи;

-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).

3 уровень

-знать буквы, обозначать звуки буквами;

-списывать  с печатного и рукописного текстов  отдельные слова;

-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;

-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);

-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;

-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов  под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание.  Москва. «Просвещение». 2011 г. 

2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова  Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы  Москва «Просвещение» 2018г.  

2. Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.

3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.

4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г.

5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н.  Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г.

6. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992;

7. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969.                                                                    

 8.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.                                      

 9. Жидкова  Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г.

10. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5В классе

( 4 часа в неделю, 138 часов в год)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Повторение. Звуки и буквы. Текст - 17часов

1.

Гласные и согласные.  Алфавит

1

03.09

2.

Несовпадение звука и буквы в слове

1

04.09

3.

Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я

1

05.09

4.

Мягкий знак на конце и в середине слова

1

07.09

5.

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

10.09

6.

Р. р.Текст. Различение текста и не текста

1

11.09

7.

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова

1

12.09

8.

Ударные и безударные гласные в слове

1

14.09

9.

10.

Проверка безударных гласных в слове

2

17.09

18.09

11.

Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок

1

19.09

12.

13.

Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

21.09

24.09

14.

15.

Деловое письмо. Адрес

2

25.09

26.09

16.

17.

Коллективное составление рассказа по серии картинок

2

28.09

01.10

Характеристика основных видов деятельности ученика

Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться орфографическим словарем.

Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме новыми примерами.

Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах. Упражняться в умении слышать , правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком.

Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Различать правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах.

Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия.

Коллективно подбирать заголовок к тексту.

Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Потренироваться в записи адресов.

Предложение. Текст -17 часов

18.

Выражение в предложении законченной мысли

1

02.10

19.

Распространение предложений

1

03.10

20.

Порядок слов в предложении

1

05.10

21.

Связь слов в предложении

1

08.10

22.

Главные члены предложения. Сказуемое

1

09.10

23.

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

10.10

24.

Второстепенные члены предложения

1

12.10

25.

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

1

15.10

26.

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений

1

16.10

27.

Вопросительные предложения

1

17.10

28.

Восклицательные предложения

1

19.10

29.

30.

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

2

22.10

23.10

31.

32.

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

24.10

26.10

33.

34.

Деловое письмо. Адрес

2

29.10

30.10

Характеристика основных видов деятельности ученика

Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Связывать слова в предложении, изменяя форму слов.

Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения.

Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки.

Тренироваться в выразительном чтении таких предложений.

Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдать при этом правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.

Учиться составлять диалоги  по образцу и схеме диалога.

Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Уметь располагать адресные данные в нужной последовательности.

Состав слова -32 часа

35.

Корень и однокоренные слова

1

31.10

36.

37.

Общее и различия в значении однокоренных слов

2

02.11

12.11

38.

Включение однокоренных слов в предложения

1

13.11

39.

Окончание – изменяемая часть слова

1

14.11

40.

Установление связи между словами с помощью окончания

1

16.11

41.

Приставка как часть слова

1

19.11

42.

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1

20.11

43.

Приставка и предлог

1

21.11

44.

Суффикс как часть слова

1

23.11

45.

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

1

26.11

46.

47.

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне

2

27.11

28.11

48.

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов

1

30.11

49.

Слово-корень с ударной гласной

1

03.12

50.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов

1

04.12

51.

52.

Проверка безударных гласных в  корне   слова

2

05.12

07.12

53.

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне

1

10.12

54.

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов

1

11.12

55.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне  слов

1

12.12

56.

57.

Проверяемые гласные и согласные в корне

2

14.12

17.12

58.

Непроверяемые написания в корне

1

18.12

59.

60.

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов

2

19.12

21.12

61.

62.

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

24.12

25.12

63.

64.

Деловое письмо. Поздравление

2

26.12

28.12

65.

66.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану

2

11.01

14.01

Характеристика основных видов деятельности ученика

Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе однокоренных слов. Сравнивать значения данных слов: находить сходства и различия.

Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения.

Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений.

Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога.

Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления.

Части речи. Текст – 8 часов

67.

Названия предметов, действий и признаков

1

15.01

68.

Понятие о частях речи. Существительное

1

16.01

69.

Глагол

1

18.01

70.

Прилагательное

1

21.01

71.

72.

Различение частей речи по вопросу и значению

2

22.01

23.01

73.

74.

Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания

2

25.01

28.01

Характеристика основных видов деятельности ученика

Четко различать названия предметов, действий, признаков.

Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи.

Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их.

Употреблять разные части речи в предложении и тексте.

Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом.

Имя существительное – 20 часов

75.

Значение существительных в речи

1

29.01

76.

Одушевленные и неодушевленные существительные

1

30.01

77.

Собственные и нарицательные существительные

1

01.02

78.

Правописание имен собственных

1

04.02

79.

Р.р. Текст и основная мысль текста

1

05.02

80.

Понятие о единственном и множественном числе существительных

1

06.02

81.

Употребление существительных в единственном и множественном числе

1

08.02

82.

Изменение существительных по числам

1

11.02

83.

Знакомство с понятием рода

1

12.02

84.

Существительные мужского рода

1

13.02

85.

Существительные женского рода

1

15.02

86.

Существительные среднего рода

1

18.02

87.

88.

Различение существительных по родам

2

19.02

20.02

89.

90.

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

22.02

25.02

91.

92.

Деловое письмо. Поздравление

2

26.02

27.02

93.

94.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух

2

01.03

04.03

Характеристика основных видов деятельности ученика

Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия конкретных предметов и уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим словом.

Познакомиться с понятиями « одушевленные и неодушевленные существительные», «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить. Чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт.

Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и среднего рода, подставляя к ним личные местоимения.

Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить  примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного.

Учиться выделять в тексте основную мысль.

Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками интересными сведениями. Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы частей поздравления.

Имя прилагательное – 12 часов

95.

Значение прилагательных в речи

1

05.03

96.

Различение признаков, обозначаемых прилагательными

1

06.03

97.

Зависимость рода прилагательных от рода существительных

1

11.03

98.

Окончания прилагательных мужского рода

1

12.03

99.

Окончания прилагательных женского рода

1

13.03

100.

Окончания прилагательных среднего рода

1

15.03

101.

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода

1

18.03

102.

Изменение прилагательных по родам

1

19.03

103.

104.

Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

20.03

01.04

105.

106.

Деловое письмо. Записка

2

02.04

03.04

Характеристика основных видов деятельности ученика

Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков.

Определить зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах.

Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться их различать и соотносить с вопросами.

Овладевать умением изменять прилагательные по родам.

Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы.

Познакомиться с запиской. Научиться правильно  называть и выделять в ней три части. Запомнить важные слова из тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих частей разных записок.

Глагол – 11 часов

107.

Значение глаголов в речи

1

05.04

108.

Различение действий, обозначаемых глаголами

1

08.04

109.

Настоящее время глаголов

1

09.04

110.

Прошедшее время глаголов

1

10.04

111.

Будущее время глаголов

1

12.04

112.

Различение глаголов по временам

1

15.04

113.

Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли

1

16.04

114.

115.

Глагол. Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

2

17.04

19.04

116.

117.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам

2

22.04

23.04

Характеристика основных видов деятельности ученика

Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий.

Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи.

Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры ( факты) делают текст интересным.

Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения -11 часов

118.

Главные члены предложения

1

24.04

119.

Второстепенные члены предложения

1

26.04

120.

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам

1

29.04

121.

Различение нераспространенных и распространенных предложений

1

30.04

122.

Распространение предложений

1

03.05

123.

Знакомство с однородными членами предложения

1

06.05

124.

Дополнение предложения однородными членами

1

07.05

125.

126.

Предложение. Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

2

08.05

10.05

127.

128.

Деловое письмо. Записка

2

13.05

14.05

Характеристика основных видов деятельности ученика

Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении.

Тренировать в постановке вопросов от главных членов предложения к второстепенным.

Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия  в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса. Предметной и сюжетной картинки.

Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления.

Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами.

Познакомиться с разными интересными по тематике записками. Учиться выделять в записке три части. Потренироваться в составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в них.

Повторение – 10 часов

129.

Состав слова

1

15.05

130.

Существительное

1

17.05

131.

Прилагательное

1

20.05

132.

Глагол

1

21.05

133.

Предложение

1

22.05

134.

Текст

1

24.05

135.

136.

Деловое письмо. Письмо

2

27.05

28.05

137.

138.

Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

2

29.05

31.05

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

                                                     «Утверждаю»

                                                     Директор МКОУ  школы-интерната:

                             ___________________Гришина М.Б.

                                                                                          «_31__» августа 2018_г.

Рабочая программа  по учебному предмету «Русский язык»

6б класс

                                                                  Составил (а): Фролова Ольга Константиновна,

учитель русского языка и чтения

высшей квалификационной категории

                                               

2018-2019 учебный год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по чтению для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа  составлена по учебнику: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просв...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Урока: Класс Птицы. Внешнее строение. Приспособления к полету. 8 класс ,для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внешнего строения птиц, связанных с полетом.Задачи:Обучающая– закрепление общебиологических понятий: среда обитания, ...

Рабочая программа по природоведению 5-6 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по природоведению для 5-6 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ...

« Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

В настоящее время главной задачей педагогов, работающих с детьми умственной отсталостью 9интеллектуальными нарушениями), и их родителей состоит в том,чтобы подготовить детей к самостоятельной жи...