Рабочая программа по русскому языку в 9 классе «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа  "Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_gia_9_kl.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение “Томмотская санаторная школа -  интернат”

МО “Алданский район”

678953, Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Ленина, 38,  тел. (41145)44-1-13 e-mail – tsshi@tsshi.ru

Принято                                                                Утверждаю

Методическим советом                                                Директор МКОУ

МКОУ «ТСШИ»                                                         А.Г. Савватеев

“___”_____________201__г.                                          “___”____________201_г.                                                        

                                                    Рабочая программа

 «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»

на 2015-2016 учебный год

для  9 класса  (34 часа)

                                                                       Томмот

2015

                     Календарно-тематическое планирование для подготовки ГИА по русскому языку в 9 классе  на 2015– 2016 учебный год                              

                                                           

           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана применительно к экзамену в новой форме на основе Государственного стандарта общего образования (2006), Экзамен продиктован необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учётом принципа вариативности.

Количество часов: 34. Общее количество часов в неделю:1  

          Современные темпы развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.

Завершение 9 класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний и круг умений, которыми должны овладеть учащиеся, зафиксирован в нормативных документах. На основании этих документов разработана новая форма экзаменационной работы для итоговой аттестации.

Экзаменационная работа состоит из трёх частей.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения, т.е. информационная обработка текста. Ученик должен уметь выделить в тексте микротемы, определить в них главное, существенное, отсечь второстепенное. Иными словами нужно уметь связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Вторая часть работы включает задания с выбором ответа  и задания с открытым ответом .

          Третья часть работы содержит три альтернативных творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Задания одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение на лингвистическую тему не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Задания 15.2, 15.3 направлены на самостоятельную интерпретацию смысла одного из ключевых фрагментов текста.

Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации.

Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности данных умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования – как в области русского языка, так и в других областях. Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.

В связи с этим необходимо так помочь выпускнику  подойти к ГИА, чтобы он ощутил не только уверенность в своих силах и способностях при выполнении тестовых заданий второй части, но и успешно справился с написанием  сжатого изложения и сочинения-рассуждения по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания.

Успешной подготовке девятиклассников способствует консультация «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку», предназначенная  для учащихся 9 класса.

Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 – 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 – 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности. Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.

Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.

Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая  работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.

Содержание  программы определяется следующими нормативными документами:

- обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

-  федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

         Кроме того, при разработке данной программы  учитывается содержание Примерной программы основного общего образования.

         В программу включены  темы и задания, формирующие следующие виды компетенций:

– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

         Основной целью курса «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку» является формирование коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания и в конечном итоге – подготовка к успешной сдаче экзамена в новой форме – форме ГИА.

          Наряду с этим данный курс решает следующие задачи:

  1. закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
  2. научиться адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
  3. научиться выполнять информационную обработку текста (структурированное восприятия содержания текста, умение выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепенное).
  4. формировать умение отбирать лексические и грамматические средства, позволяющие связно и кратко передать полученную информацию.
  5. научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
  6. развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;
  7. углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;
  8. воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
  9. развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
  10. отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;
  11. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации.

 Краткое описание структуры программы

 Программа строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.

Введение. Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА.

Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).

          Способы сокращения текста (девятиклассники учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).

          Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).

           Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).

           Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).

           На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)

            К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения у девятиклассников.

            Используются следующие виды деятельности:

•исследовательская (анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),

•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),

•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).

Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).

Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь: 

- выполнять информационную обработку текста;

- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;

- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;

- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);

- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;

- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;

- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;

- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, создания презентаций и буклетов по темам, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)

Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.

Кроме того, так как на каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения, целесообразно использовать такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка по критериям, с которыми учащиеся знакомятся на одном из первых занятий.

Критерии оценивания устного ответа рассуждения: 

  1. правильность формулировки тезиса;
  1. композиционная стройность;
  1.  логическая последовательность теоретических положений;
  1.  речевая связность, завершенность;
  1. достаточность количества аргументов, их убедительность
  2. соответствие нормам русского языка: орфоэпическим, лексическим, грамматическим, стилистическим.

Ожидаемые результаты успешности проведения итоговой аттестации за курс основной школы; 

  1. повышение уровня коммуникативной компетенции девятиклассников;
  2. осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.

                             

           

                             

             Тема занятия

Кол. Час.

Знания и умения

Дата

1

Первая часть работы

Типы текста. Стили речи.

Тема, микротема.

1

Умение воспринимать авторский текст; вычленять главное в информации

4.09

2-5

Основные требования к написанию сжатого изложения.

Работа над особенностями сжатого изложения.

Работа с текстами. Сжатое изложение.

Работа с текстами. Сжатое изложение.

4

Уметь точно определять круг предметов и явлений действитель-ности;

сокращать текст разными способами

правильно, точно, лаконично излагать содержание текста.

Уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;

научить правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения

11.09

18.09

25.09

2.10

6-10

Изобразительно-выразительные средства языка: гипербола, гротеск,  ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.

Фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, лексический повтор, оксюморон, риторический вопрос, восклицание, обращение, синтаксический параллелизм, умолчание, эллипсис, эпифора.

Звуковые средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание.

Изобразительные возможности лексики: антонимы, синонимы, омонимы, паронимы, слова в переносном значении, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, книжная лексика, просторечная лексика, неологизмы, архаизмы, заимствованные слова, фразеологизмы, экспрессивно-эмоциональная лексика.

Закрепление знаний об изобразительно-выразительных средствах  языка.

1

1

1

1

1

Умение находить средства речевой выразительности в тексте и обосновывать своё решение.

9.10

16.10

23.10

30.10

13.11

11-13

Вторая часть работы.

Основные требования к выполнению  второй части работы.

Задания группы А.

3

Умение воспринимать глубину и точность понимания текста, основную проблему текста, позицию автора или героя, характеристики героя, контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений синонимии и антонимии, восприятие форм наименования героя, опознавание изученных средств выразительности речи

20.11

27.11

4.12

14-16

Основные требования к выполнению  задания группы В.

Задания группы В

3

Умение владеть орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами,

заменять слово синонимическим словосочетанием: согласование управлением, управление согласованием, управление примыканием;

находить грамматическую основу предложения; разные виды предложений.

11.12

18.12

25.12

17-20

Третья часть работы

Основные требования к написанию  сочинения-рассуждения.

Работа над сочинением- рассуждением.

4

Умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждения, умение аргументировать положения творческой работы в соответствии с типом речи рассуждение.

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере

15.01

22.01

29.01

5.02

21-22

Выполнение заданий варианта 1.

2

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения)

12.02

19.02

23-24

Выполнение заданий варианта 2.

2

Уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;

научить правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения

26.02

5.03

25-26

Выполнение заданий варианта 3.

2

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения)

12.03

19.03

27-28

Выполнение заданий варианта 5,6

2

Умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждения, умение аргументировать положения творческой работы в соответствии с типом речи рассуждение.

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере

2.04

9.04

29-30

Выполнение части 1, подготовка к сжатому изложению.

2

Умение владеть орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами

16.04

23.04

31-34

Выполнение части 2, подготовка к написанию сочинения.

4

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, подробно его излагать в той логической последовательности, которую установили; отвечать на вопрос задания (элемент сочинения); восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

 Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями на уровне ОС

30.04

7.05

14.05

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к выполнению части (С) государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по истории

Система подготовки учащихся к успешной сдаче Экзамена по истории в форме ЕГЭ....

рабочая программа по русскому языку 10 класс (для учащихся V вида)

рабочая программа адаптирована к учащимся V вида...

Рабочая программа по русскому языку (спецкурсу) для 10-11 классов "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Рабочая программа по спецкурсу русского языка в 10-11 классах поможет учителям при планировании уроков. Тема спецкурса "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"....

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах

Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах

Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке   учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку.

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку....