Рабочая программа по русскому языку в 9 классе «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа "Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_gia_9_kl.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение “Томмотская санаторная школа - интернат”
МО “Алданский район”
678953, Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Ленина, 38, тел. (41145)44-1-13 e-mail – tsshi@tsshi.ru
Принято Утверждаю
Методическим советом Директор МКОУ
МКОУ «ТСШИ» А.Г. Савватеев
“___”_____________201__г. “___”____________201_г.
Рабочая программа
«Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»
на 2015-2016 учебный год
для 9 класса (34 часа)
Томмот
2015
Календарно-тематическое планирование для подготовки ГИА по русскому языку в 9 классе на 2015– 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана применительно к экзамену в новой форме на основе Государственного стандарта общего образования (2006), Экзамен продиктован необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учётом принципа вариативности.
Количество часов: 34. Общее количество часов в неделю:1
Современные темпы развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.
Завершение 9 класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний и круг умений, которыми должны овладеть учащиеся, зафиксирован в нормативных документах. На основании этих документов разработана новая форма экзаменационной работы для итоговой аттестации.
Экзаменационная работа состоит из трёх частей.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения, т.е. информационная обработка текста. Ученик должен уметь выделить в тексте микротемы, определить в них главное, существенное, отсечь второстепенное. Иными словами нужно уметь связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
Вторая часть работы включает задания с выбором ответа и задания с открытым ответом .
Третья часть работы содержит три альтернативных творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Задания одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение на лингвистическую тему не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Задания 15.2, 15.3 направлены на самостоятельную интерпретацию смысла одного из ключевых фрагментов текста.
Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации.
Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности данных умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования – как в области русского языка, так и в других областях. Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.
В связи с этим необходимо так помочь выпускнику подойти к ГИА, чтобы он ощутил не только уверенность в своих силах и способностях при выполнении тестовых заданий второй части, но и успешно справился с написанием сжатого изложения и сочинения-рассуждения по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания.
Успешной подготовке девятиклассников способствует консультация «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку», предназначенная для учащихся 9 класса.
Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 – 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 – 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности. Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.
Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.
Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.
Содержание программы определяется следующими нормативными документами:
- обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Кроме того, при разработке данной программы учитывается содержание Примерной программы основного общего образования.
В программу включены темы и задания, формирующие следующие виды компетенций:
– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Основной целью курса «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку» является формирование коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания и в конечном итоге – подготовка к успешной сдаче экзамена в новой форме – форме ГИА.
Наряду с этим данный курс решает следующие задачи:
- закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
- научиться адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
- научиться выполнять информационную обработку текста (структурированное восприятия содержания текста, умение выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепенное).
- формировать умение отбирать лексические и грамматические средства, позволяющие связно и кратко передать полученную информацию.
- научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
- развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;
- углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;
- воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
- развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
- отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации.
Краткое описание структуры программы
Программа строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.
Введение. Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА.
Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).
Способы сокращения текста (девятиклассники учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).
Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).
Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)
К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения у девятиклассников.
Используются следующие виды деятельности:
•исследовательская (анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),
•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),
•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).
Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- выполнять информационную обработку текста;
- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;
- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;
- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);
- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, создания презентаций и буклетов по темам, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)
Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.
Кроме того, так как на каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения, целесообразно использовать такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка по критериям, с которыми учащиеся знакомятся на одном из первых занятий.
Критерии оценивания устного ответа рассуждения:
- правильность формулировки тезиса;
- композиционная стройность;
- логическая последовательность теоретических положений;
- речевая связность, завершенность;
- достаточность количества аргументов, их убедительность
- соответствие нормам русского языка: орфоэпическим, лексическим, грамматическим, стилистическим.
Ожидаемые результаты успешности проведения итоговой аттестации за курс основной школы;
- повышение уровня коммуникативной компетенции девятиклассников;
- осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.
№ | Тема занятия | Кол. Час. | Знания и умения | Дата |
1 | Первая часть работы Типы текста. Стили речи. Тема, микротема. | 1 | Умение воспринимать авторский текст; вычленять главное в информации | 4.09 |
2-5 | Основные требования к написанию сжатого изложения. Работа над особенностями сжатого изложения. Работа с текстами. Сжатое изложение. Работа с текстами. Сжатое изложение. | 4 | Уметь точно определять круг предметов и явлений действитель-ности; сокращать текст разными способами правильно, точно, лаконично излагать содержание текста. Уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания; научить правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения | 11.09 18.09 25.09 2.10 |
6-10 | Изобразительно-выразительные средства языка: гипербола, гротеск, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет. Фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, лексический повтор, оксюморон, риторический вопрос, восклицание, обращение, синтаксический параллелизм, умолчание, эллипсис, эпифора. Звуковые средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Изобразительные возможности лексики: антонимы, синонимы, омонимы, паронимы, слова в переносном значении, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, книжная лексика, просторечная лексика, неологизмы, архаизмы, заимствованные слова, фразеологизмы, экспрессивно-эмоциональная лексика. Закрепление знаний об изобразительно-выразительных средствах языка. | 1 1 1 1 1 | Умение находить средства речевой выразительности в тексте и обосновывать своё решение. | 9.10 16.10 23.10 30.10 13.11 |
11-13 | Вторая часть работы. Основные требования к выполнению второй части работы. Задания группы А. | 3 | Умение воспринимать глубину и точность понимания текста, основную проблему текста, позицию автора или героя, характеристики героя, контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений синонимии и антонимии, восприятие форм наименования героя, опознавание изученных средств выразительности речи | 20.11 27.11 4.12 |
14-16 | Основные требования к выполнению задания группы В. Задания группы В | 3 | Умение владеть орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами, заменять слово синонимическим словосочетанием: согласование управлением, управление согласованием, управление примыканием; находить грамматическую основу предложения; разные виды предложений. | 11.12 18.12 25.12 |
17-20 | Третья часть работы Основные требования к написанию сочинения-рассуждения. Работа над сочинением- рассуждением. | 4 | Умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждения, умение аргументировать положения творческой работы в соответствии с типом речи рассуждение. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере | 15.01 22.01 29.01 5.02 |
21-22 | Выполнение заданий варианта 1. | 2 | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения) | 12.02 19.02 |
23-24 | Выполнение заданий варианта 2. | 2 | Уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания; научить правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения | 26.02 5.03 |
25-26 | Выполнение заданий варианта 3. | 2 | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения) | 12.03 19.03 |
27-28 | Выполнение заданий варианта 5,6 | 2 | Умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждения, умение аргументировать положения творческой работы в соответствии с типом речи рассуждение. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере | 2.04 9.04 |
29-30 | Выполнение части 1, подготовка к сжатому изложению. | 2 | Умение владеть орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами | 16.04 23.04 |
31-34 | Выполнение части 2, подготовка к написанию сочинения. | 4 | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, подробно его излагать в той логической последовательности, которую установили; отвечать на вопрос задания (элемент сочинения); восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями на уровне ОС | 30.04 7.05 14.05 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки учащихся к выполнению части (С) государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по истории
Система подготовки учащихся к успешной сдаче Экзамена по истории в форме ЕГЭ....
рабочая программа по русскому языку 10 класс (для учащихся V вида)
рабочая программа адаптирована к учащимся V вида...
Рабочая программа по русскому языку (спецкурсу) для 10-11 классов "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Рабочая программа по спецкурсу русского языка в 10-11 классах поможет учителям при планировании уроков. Тема спецкурса "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"....
Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах
Роль стратегии смыслового чтения при подготовке к ГИА по русскому языку....
Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах
Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...
Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах
Использование стратегий смыслового чтенияпри подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестациипо русскому языку в 9–11-х классах...
Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку.
Использование стратегий смыслового чтения при подготовке учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку....