рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
состоит из разделов:
1 пояснительная записка
2 учебно-тематический план
3 содержание учебного плана
4 требования к уровню подготовки
5 нормы оценки ЗУН
6. календарно-тематический план
7 перечень литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_rus.docx | 136.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кутемелинская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района РТ
«РАССМОТРЕНО»
На заседании ШМО
Протокол №1
от «27» августа 2014
______ /М.И. Файзрахманова /
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директор по УР
_____ /Н.А. Арсланова/
«28» августа 2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______ /Р.М. Марданшин/
Приказ № 67
От «29» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Учитель русского языка и литературы
Хусаенова Венера Рафизовна
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 «27» августа 2014 г.
2014-2015 учебный год
РАЗДЕЛ I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РТ,
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Учебного плана МБОУ «Кутемелинская ООШ» на 2014-2015 учебный год
- Примерной программы по русскому языку для 5-11 классов
- Приказ МОиН РФ от 23.12.2009г. №822 Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год.
- Приказ МОиН РФ от 23.12.2009г. №822 Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год.
- Приказ МОиН РТ 11.05.2010г. №1939/10 Перечень учебной литературы, рекомендованной( допущенной) Министерством образования и науки Республики Татарстан к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях , реализующих образовательные программы общего образования на 2010-2011 учебный год.
- Методическое письмо №7592/8 от 02.12.2008 «Об особенностях изучения русского языка и литературы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
- Учебника русского языка для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы под редакцией доктора филологических наук, профессора Н.Н.Фаттаховой, 4-е издание, переработанное и дополненное. Казань: Магариф, 2007 г. Рекомендовано МО и Н РТ.
- Учебного пособия по развитию связной речи «Русская речь» для 6 класса татарской средней школы под редакцией доктора филологических наук, профессора Н.Н.Фаттаховой. Казань. Магариф – 2007. Рекомендовано МО иН РТ.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы, которая полностью соответствует стандартам по русскому языку.
Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю).
В программу внесены изменения: В случае совпадения с праздниками, уроки сохранены , они объединены за счет уплотнения материала на основании приказа школы № ______от августа 2014 г.
Документ включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 6 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
При изучении следующих тем используется региональный компонент:
1.Виды и способы связи предложений в тексте.(Тема «Природа родной страны –наш животворный источник.»)
2.Сочинение по картине Е.А.Симбирина « Поэт Г.Тукай.»
3.Переходные и непереходные глаголы. (Тема «Родной край.»)
4.Условное наклонение.(Тема «Труд в жизни человека.», «Труженики нашего села.»)
5.Склонение числительных.(Тема « Пословицы и поговорки-мудрость нашего народа
РАЗДЕЛ II УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
1 | Вводный урок. Русский язык как государственный язык РФ и РТ | 1 | - | - |
2 | Повторение изученного в 5 классе. | 4 | 1 | - |
3 | Лексика .Культура речи. | 9 | 1 | 2 |
4 | Текст. | 3 | - | - |
5 | Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи. | 27 | 1 | 2 |
6 | Стили речи | 3 | - | - |
7 | Морфология и орфография. Части речи Имя существительное | 27 | 2 | 3 |
8 | Глагол | 21 | 1 | 3 |
9 | Имя прилагательное | 17 | 1 | 4 |
10 | Имя числительное | 10 | 1 | - |
11 | Местоимение | 14 | 1 | 3 |
12 | Повторение изученного в 6 классе | 4 | 1 | - |
Итого: | 140 | 10 | 17 |
РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение (1 час)
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и Республики Татарстан
Повторение изученного в 5 классе (4 часа)
Словосочетание. Предложение. Простое и сложное предложение. Предложения с прямой речью. Лексика. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слова. Фонетика и графика. Фонетический анализ слова. Морфемы в слове. Разбор слова по составу. Части речи. Род имён существительных. Вид и время глагола. Текст как речевое произведение.
Лексика. Культура речи (9 часов)
Повторение изученного в 5 классе. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Омонимы.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Повторение. Виды и способы связи предложений в тексте.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (27 часов)
Повторение изученного в 5 классе. Корень слова. Чередование звуков в корне слова. Правописание чередующихся согласных. Буквы а и о в корне
-кас/ -кос. Буквы а и о в корне –зар/-зор. Буквы а и о в корне –гар/-гор
Буквы а и о в корне –лаг/-лож. Буквы а и о в корне –раст/-рост. Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках.(Повторение). Буквы з и сна конце приставок. Буквы ы и и после приставок. Правописание приставок при-/ пре-. Беглые гласные о и е. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. .(Повторение). Основные способы образования слов в русском языке. Сложные слова. Сложносокращённые слова. Морфемный словообразовательный разбор слова. Повторение.
Стили речи. (3 часа)
Разговорный стиль. Художественный стиль.
Морфология и орфография. Части речи. Имя существительное (27 часов)
Повторение изученного в 5 классе. Рассуждение и его построение. Род имён существительных. (Повторение). Число имён существительных.(Повторение). Имена существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа. Склонение имён существительных.(Повторение). Склонение существительных во множественном числе. Склонение существительных на –ий,-ия,-ие. Разносклоняемые имена существительные. Склонение существительных мать и дочь. Несклоняемые имена существительные. Образование имён существительных с помощью суффиксов. Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных. Буквы ч и щ в суффиксе –чик-(-щик-). Правописание не с существительными. Синтаксическая роль имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. Повторение.
Глагол (21 час)
Повторение изученного в 5 классе. Сочинение по картине Е. А. Симбирина «Поэт Г. Тукай».Виды глагола. (Повторение).Видовые пары глаголов. Различающиеся суффиксами – и-, -а-(я-). Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов. Глаголы несовершенного вида с суффиксом –ва. Глаголы несовершенного и совершенного вида с разными корнями и основами. Глаголы движения.(Повторение.) Глаголы движения с приставками. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Изменение глаголов настоящего времени. ( Повторение.)Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. Изменение глаголов будущего времени. Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Изменение глаголов прошедшего времени. (Повторение.) Условное наклонение. Повелительное наклонение. Синтаксическая роль глагола. Морфологический разбор глагола. Повторение.
Имя прилагательное (17 часов)
Повторение изученного в 5 классе. Сложный план. Склонение имён прилагательных в единственном числе. Падежные окончания прилагательных с основой на шипящий. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Сочинение по картине художника И.И.Шишкина «Зима».Притяжательные прилагательные. Полные и краткие имена прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных. Сравнительная степень прилагательных. Превосходная степеньприлагательных.
Сочинение по картине художника И. Е. Репина
« Пушкин на лицейском экзамене».Синтаксическая роль имён прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение.
Имя числительное(10 часов)
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Официально- деловой стиль речи. Числительные простые, сложные, составные. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Порядковые числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Местоимение (14 часов)
Местоимение как часть речи. Общее значение. Личные местоимения.(Повторение.). Разряды местоимений. Морфологические признаки, синтаксическая роль. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения.
Повторение. Повторение изученного в 6 классе.(4 часа)
РАЗДЕЛ IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ЗА КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАССА.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
- Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
- По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
- По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
- Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
- Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
К концу 6 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения- синтаксически. Составлять простые и сложные предложения
- Разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного.
- ПО ОРФОГРАФИИ: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе
- ПО ПУНКТУАЦИИ: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор
- ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты.
- Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
- Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным материалом)
- Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи
- Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи
- Пользоваться различными словарями
- Использование приобретённых знаний
- при написании сочинений
- при выстраивании диалога и монолога
-при подготовке и сдаче ЕГЭ
А также при развитии коммуникативных функции, составлении деловых бумаг, развитии логики, мышления, интеллекта
РАЗДЕЛ V. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса –60-80слов, для 6 класса –80-100, для 7 – 100-110, для 8 – 110-130, для 9 – 130-150 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса –10-15, для 6 класса –15-20 слов, для 7 класса -20-25, для 8 класса –25-30, для 9 класса –30-35 слов.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой/
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте трёх орфографических и трёх пунктуационных ошибок, или 2 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 5 орфографические и 5 пунктуационные ошибки или 4 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 8 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 7 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 9 орфографических и 7 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 3 орфографические ошибки, для оценки «3» - 5 орфографические ошибки (для 5 класса – 6орфографических ошибок), для оценки «2» - 9 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Нормы оценок словарного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе –90-120 слов, в 6 классе –120-170 слов, в 7 классе –170-220, в 8 классе – 220-320, в 9 классе –320-420 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- Разнообразие словаря и грамматического строя речи
- Стилевое единство и выразительность речи;
- Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
- Содержание работы полностью соответствует теме.
- Фактические ошибки отсутствуют.
- Содержание излагается последовательно.
- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых cинтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 3 орфографические и 3 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 грамматические ошибки.
Оценка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 5 орфографические и 5 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.
Оценка «2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7-8 орфографических и в пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 8 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 9 орфографических, 9 пунктуационных и 9 грамматических ошибок.
РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения.
Сборник нормативных документов. Русский язык и литература в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения. Примерные программы по русскому языку и литературе. Москва, «Дрофа», 2007.
Русский язык. Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы. 2003. Тематический план составлен на основе «Распределения программного материала по русскому языку и литературе для татарских школ».-Журнал «Магариф», №8,1998г
1.Базовый учебник: Ахмадуллина Ф.Ю.и др. Русский язык: Учеб. ля 6кл .татар. сред. общеобразоват. шк. /Ф.Ю.Ахмадуллина, Г.А.Хайрутдинова, Р.Ю.Закирова; – Казань: Магариф, 2006
Литература для учителя
1.Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 6 класс. – М.: Школа-пресс, 1999
2.Жданова Г.А.,Ахмадуллина Ф.Ю.,Хайрутдинова Г.В. Дидактический материал по русскому языку для 6 класса татарской средней общеобразовательной школы.- Казань: Магариф, 2001
3.Журнал «Магариф»
8.Журналы «Русский язык в школе» и « Русский язык» (приложение к газете « Первое сентября»)
9.Богданова Г.А. «Уроки русского языка»/Москва, «Просвещение»2003г.
10.Сенина Н.А. «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля.6 класс»/Издательство «Легион», Ростов – на – Дону, 2009 год.
Дополнительно используемая литература:
1. Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова. Краеведение на уроках развития
речи.
2. Русская речь 6 класс
3. Фраза.Обучающая программа-тренажер по русскому языку.
4.Сборник диктантов по РЯ для 5-7классов татарской школы. Ф.Ю.Ахмадуллина и др. –Казань: «Магариф»,1997.
Интернет ресурсы
- Википедия: свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org
- Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» - http://www.rm.kirov.ru
- Лингвистические задачи - http://www.stengazeta.net
- Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку «Светозар» - http://www.svetozar.ru
- Справочно-информационный портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
- Яндекс. Словари - http://slovari.yandex.ruhttp://.litera.edu.ru – русская и зарубежная литература для школы;
8. http://rus.1september.ru – газета «Русский язык»;
9. http://metodichka.net/rus - материалы для учителя русского языка и литературы
10. http://www/gramota.ru –-справочно-информационный портал «Русский язык»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русской литературе для учащихся 5 класса с родным языком обучения
Рабочая програма составлена по учебнику русская литература под редакцией Ахметзянова. Программа состоит из 8 разделов : 1 раздел - пояснительная записка, 2 раздел - учебно-тематическое планирование, 3...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...
Рабочая программа по родному(татарскому) языку 7-9 классы
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 7-9 классы...
Рабочая программа по родному ( татарскому языку) для 1 класса
Рабочая программа для 1 го класса по родному языку...
Рабочая программа по родном (татарскому) языку для 6 класса
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основ...