Рабочая программа элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
В соответствии с образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа данного элективного курса рассчитана на овладение содержанием предмета в объеме 34 часов, по 1 часу в неделю (из компонента образовательного учреждения). Курс «Русская словесность» направлен на расширение учебного курса по русскому языку и подготовку учащихся к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ek_russkaya_slovesnost_11.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
ПРИНЯТО педагогическим советом протокол от «30» августа 2018 г. № | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МКОУ СОШ №4 С.С. Евсеенко от «30» августа 2018 г. № |
Рабочая программа
элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»
среднего общего образования
(11 класс)
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Рязанцева Ирина Валериевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Куйбышев,
2018 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по элективному курсу «Русская словесность» для 11 класса среднего общего образования составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного (полного) общего образования по математике (утверждена приказом Министерства образования и науки России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- ФБУП (№ 1312 от 09.03.2004 г.);
- Программно – методических материалов по русскому языку для 5 – 11 классов.
В соответствии с образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа данного элективного курса рассчитана на овладение содержанием предмета в объеме 34 часов, по 1 часу в неделю (из компонента образовательного учреждения). Курс «Русская словесность» направлен на расширение учебного курса по русскому языку и подготовку учащихся к ЕГЭ.
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
Содержание тем элективного курса «Русская словесность»
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов | теоретическая часть | практическая часть | формы итоговой работы |
1 | Повторение трудных тем орфографии и пунктуации | 3 | 3 | ||
2 | Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка | 10 | 10 | ||
3 | Исходный текст (проблемы, авторская позиция) | 5 | 5 | ||
4 | Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения. | 10 | 0,5 | 9,5 | |
5 | Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ) | 4 | 4 | Пробный ЕГЭ | |
6 | Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ. Обобщающее повторение | 2 | 2 | Мини-сочинение | |
Всего в 11 классе | 34 | 0,5 | 33,5 |
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема | Количество часов | Форма проведения |
1 | Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы) | 1 | тренинг |
2 | Повторение трудных тем орфографии | 1 | тренинг |
3 | Повторение трудных тем синтаксиса | 1 | тренинг
|
4 | Микротекст (структура, смысловая и композициионая целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста. | 1 | работа / текст |
5 | Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. | 1 | исслед.работа |
6 | Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические). | 1 | работа / текст |
7 | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. | 1 | практикум. |
8-9 | Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. | 2 | практикум |
10 | Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) | 1 | мини-исслед. |
11 | Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, иронияи др.) Умение находить их в тексте. | 1 | мини-исслед. |
12 | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 | |
13 | Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» | 1 | |
14 | Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) | 1 | лекция практикум |
15 | Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста. | 1 | работа / текст |
16 | Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет. | 1 | практикум |
17 | Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление. | 1 | мини-сочин. |
18 | Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. | 1 | мини-сочин. |
19 | Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. | 1 | мини-сочин. |
20-21 | Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. | 2 | исслед.работа
|
22 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы | 1 | практикум |
23 | Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. | 1 | практикум |
24-25 | Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения) | 2 | сочинение
|
26 | Анализ и редактирование своих работ | 1 | самост.работа |
27-28 | Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ. | 2 | тренинг |
29-32 | Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ | 4 |
|
33 | Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ | 1 | мини-исслед. |
34 | Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на ….. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности. | 1 | психологич. практикум, мини-сочинение |
Всего часов: | 34 |
IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Литература для учителя и ученика
- Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2017.-320 с.
- ЕГЭ 2017. Русский язык в схемах и таблицах. Политова И.Н. (2017, 64с.)
- Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2017.-352 с.
- Русский язык. 20 вариантов сочинений по прочитанному тексту для подготовки к ЕГЭ. Миронова Н.А. (2017, 155с.)
- Драбкина С.В. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс мероприятий для подготовки учащихся. Учебное пособие.- М.: Интеллект-Центр, 2017.-320 с.
- ЕГЭ 2019. Русский язык. Алгоритм написания сочинения. Михайлова Е.В. (2018, 192с.)
- ЕГЭ 2019. Литература. Алгоритм написания сочинения. Михайлова Е.В. (2018, 256с.)
- ЕГЭ 2019. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. Беляева Н.В. и др. (2018, 176с.)
- Екатерина Михайлова: Русский язык. Алгоритм написания сочинения. Эксмо-Пресс, 2018 г.
- Е. Соколовская: Русский язык. Литературные аргументы. Издательство: Омега-Л, 2018 г.
- Русский язык. Типовые тестовые задания. 20 вариантов заданий. Егораева Г.Т. (2018, 192с.) и др.
Сайты
https://bingoschool.ru/ege/russian/tasks/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающих...
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 8 класса
Рабочая программаэлективного курса «Русская словесность»для 8 класса...
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 9 класса
Программа предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет...
Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса.
Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый
Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...