Рабочая программа элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Рязанцева Ирина Валериевна

В соответствии с образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа данного элективного курса рассчитана на  овладение содержанием предмета в объеме 34 часов, по 1 часу в неделю (из компонента образовательного учреждения). Курс «Русская словесность» направлен на расширение учебного курса по русскому языку и подготовку учащихся к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ek_russkaya_slovesnost_11.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ПРИНЯТО

педагогическим советом

протокол  от «30» августа 2018 г. №

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора  

МКОУ СОШ №4 С.С. Евсеенко

от «30» августа 2018 г. №

Рабочая программа

элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»

среднего общего  образования

(11 класс)

Срок реализации – 1 год

Составитель:

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной категории

г. Куйбышев,

2018 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по элективному курсу «Русская словесность» для 11  класса среднего общего образования составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного (полного) общего образования по математике (утверждена приказом Министерства образования и науки России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  • ФБУП (№ 1312 от 09.03.2004 г.);
  • Программно – методических материалов по русскому языку для 5 – 11 классов.

В соответствии с образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа данного элективного курса рассчитана на  овладение содержанием предмета в объеме 34 часов, по 1 часу в неделю (из компонента образовательного учреждения). Курс «Русская словесность» направлен на расширение учебного курса по русскому языку и подготовку учащихся к ЕГЭ.

Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий  на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы  целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной  практике нормативную устную и письменную речь.

     ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса  норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения  содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом  способностей и языковой подготовки обучающихся.

     Задачи курса:

     - изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

     - совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

     - дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

     - обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

     - освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

     - совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе  освоения, обусловлены его практической направленностью:  работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ,  с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет,  тренировочно-диагностические работы,  репетиционный ЕГЭ и др.

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой  мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием  курса  изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения  заданий повышенной и высокой трудности.  

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями:

     - умение оценивать речь с точки зрения языковых норм  русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

     - умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

     - умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

     - умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

     - умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

     - умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

     - умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

     - умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

     

                 

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО   КУРСА 

     Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

          Языковые нормы. Литературный язык.  Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

     Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических  и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

     Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,  устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.  Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

      Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

      Словообразовательная норма.  Способы словообразования.  Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

     Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

     Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.  

     Предложение.  Порядок слов в предложении. Виды предложений.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.  Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.  Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

     Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

     Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

     Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи  пунктуации. Пунктуация в простом  предложении: знаки препинания в предложениях  с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении,  в сложноподчинённом предложении;  знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

          Текст: структура, языковое оформление.  Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

      Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

      Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

      Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

     

      Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.  Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

      Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем  экзаменационных работ  предыдущих лет.

       Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

      Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке  позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

      Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

     Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

     Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

     Фоновое оформление работы.  Фактические ошибки, их предупреждение.

     Этическая норма.

   

     Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

      Обобщающее повторение.

Содержание тем элективного курса «Русская словесность»

п/п

Тематика курса

кол-во часов

теоретическая часть

практическая часть

формы итоговой работы

   1

Повторение трудных тем орфографии и пунктуации

     3

3

   2

Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка

   10

10

   3

Исходный текст (проблемы, авторская позиция)

     5

5

   4

Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании  сочинения.

   10

0,5

9,5

   5

 Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)

     4

4

Пробный ЕГЭ

   6

Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ.

Обобщающее повторение

     2

2

Мини-сочинение

Всего в 11 классе

   34

0,5

33,5

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН             

№ урока

Тема

Количество

часов

Форма проведения

1

 Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы)

   1

 тренинг  

2

   Повторение трудных тем орфографии

   1

тренинг

3

   Повторение трудных тем синтаксиса

   1

тренинг

 

4

   Микротекст (структура, смысловая и композициионая целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста.

   1

работа / текст    

5

    Основная и дополнительная информация текста.

Информационная обработка текста.  

   1

исслед.работа  

6

   Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).

   1

работа / текст  

7

   Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.

   1

практикум.  

8-9

   Функциональные стили, их специфика.  Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

   2

практикум

10

   Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)

   1

 мини-исслед.  

11

   Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, иронияи др.) Умение находить их в тексте.

   1

мини-исслед.  

12

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

   1

13

   Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст»  

   1

14

   Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

   1

лекция

практикум

15

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.

   1

работа / текст

16

   Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем

лучших экзаменационных работ прошлых лет.

   1

практикум  

17

   Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление.

   1

мини-сочин.  

18

   Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.

   1

мини-сочин.  

19

   Аргументация собственного мнения по проблеме.

Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

   1

 мини-сочин.  

20-21

   Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

  2

исслед.работа  

 

22

   Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы

   1

практикум  

23

      Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.

   1

практикум    

24-25

     Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)

   2

сочинение  

 

26

   Анализ и редактирование своих работ

   1

самост.работа

27-28

   Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.

   2

тренинг

29-32

   Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ

    4

   

33

   Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ

   1

мини-исслед.  

34

Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на ….. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности.

   1

психологич. практикум,

мини-сочинение

Всего часов:

34

IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Литература для учителя и ученика

  1. Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2017.-320 с.
  2. ЕГЭ 2017. Русский язык в схемах и таблицах. Политова И.Н. (2017, 64с.)
  3. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2017.-352 с.
  4. Русский язык. 20 вариантов сочинений по прочитанному тексту для подготовки к ЕГЭ. Миронова Н.А. (2017, 155с.) 
  5. Драбкина С.В. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс мероприятий для подготовки учащихся. Учебное пособие.- М.: Интеллект-Центр, 2017.-320 с.
  6. ЕГЭ 2019. Русский язык. Алгоритм написания сочинения. Михайлова Е.В. (2018, 192с.)
  7. ЕГЭ 2019. Литература. Алгоритм написания сочинения. Михайлова Е.В. (2018, 256с.)
  8. ЕГЭ 2019. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. Беляева Н.В. и др. (2018, 176с.)
  9. Екатерина Михайлова: Русский язык. Алгоритм написания сочинения. Эксмо-Пресс, 2018 г.
  10. Е. Соколовская: Русский язык. Литературные аргументы. Издательство: Омега-Л, 2018 г.
  11. Русский язык. Типовые тестовые задания. 20 вариантов заданий. Егораева Г.Т. (2018, 192с.) и др.

Сайты

https://bingoschool.ru/ege/russian/tasks/

https://rus-ege.sdamgia.ru/

http://fipi.ru/

http://www.ege.edu.ru/ru/

https://vk.com/gia_ege

https://neznaika.pro/

https://vk.com/webinarum

https://interneturok.ru/

http://5litra.ru/

https://a4format.ru/

http://lit-helper.com/

https://briefly.ru/

https://goldlit.ru/

http://www.litra.ru/

https://4ege.ru/

http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/

http://onlyege.ru/

https://saharina.ru/ege/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.

Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.  Общее количество часов — 34, в неделю ...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающих...

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 8 класса

Рабочая программаэлективного курса «Русская словесность»для 8 класса...

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 9 класса

Программа  предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет...

Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса.

Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый

     Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...