Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание программы, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русской словесности | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
-программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. - // Программы для общеобразовательных учреждений. – М.Дрофа, 2010),
- методического письма «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
- изучение законов употребления языка;
- овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
- овладение умением творческого употребления родного языка.
В курсе словесности учащиеся 6 класса осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях. Шестиклассники развивают и углубляют представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка; рассматривают особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс». – М. Дрофа, 2012.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Объем количества часов на изучение тем изменен в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса словесности в 6 классе учащиеся должны:
-различать слова по их стилистической окраске; лирические, эпические и драматические произведения; размеры стихов; героя, автора и рассказчика в эпическом произведении;
-понимать роль общеупотребительных, областных, специальных, заимствованных слов в произведениях словесности; значение средств художественной изобразительности; значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении; значение ритма, рифмы и аллитерации в лирическом произведении; роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев в драматическом произведении;
-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской, имеющие различные средства художественной изобразительности; юмористические произведения, былины; эпические, лирические и по ролям драматические произведения;
-употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской; различные средства художественной изобразительности; средства создания комического; различные формы словесного выражения;
- рассказывать юмористические рассказы, легенды, предания;
- находить в тексте средства художественной изобразительности;
- уметь создавать собственный юмористический рассказ или сценку, рассказ по собственным впечатлениям, драматическую сценку, употребляя в ней ремарки, монологи и диалоги.
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения | Тема учебного занятия | Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Подготовка к ГИА | Домашнее задание | |
Планируемые сроки | факт | |||||
04.09 | Употребление языковых средств 7 (ч) Стилистическая окраска слов и предложений | вводное занятие | Уметь употреблять слова и выражения в зависимости от условий и цели высказывания | 1.1 | П.1, упр.3 | |
11.09 | Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика. Диалектизмы | закрепление знаний и способов деятельности | Знать выразительные возможности общеупотребительных и диалектных слов | 1.1 | П.2,3, упр.18 | |
18.09 | Стилистические возможности лексики. Профессионализмы. Заимствованные слова | закрепление знаний и способов деятельности | Понимать роль специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Уметь применять специальные и заимствованные слова в речи | 1.1 | П.4,5, упр.25 | |
25.09 | Стилистические возможности грамматики. Употребление имени существительного | закрепление знаний и способов деятельности | Понимать роль грамматической формы существительного в художественном произведении. Обогащать словарный запас. Развивать речь | 1.1 | П.7, упр.36 | |
02.10 | Стилистические возможности грамматики. Употребление имени прилагательного | закрепление знаний и способов деятельности | Понимать роль грамматической формы прилагательного в художественном произведении | 1.1 | П.8, упр.42 | |
09.10 | Стилистические возможности грамматики. Употребление глагола | закрепление знаний и способов деятельности | Понимать роль грамматической формы глагола. Уметь видеть выразительные возможности глагола в тексте | 1.1 | П.9, упр.48 | |
16.10 | «Играем со словами!» Творческая работа | комплексное применение знаний и способов деятельности | Уметь сочинять собственные тексты, используя выразительные возможности лексики, грамматики | 1.5 | Сочинить сказку | |
23.10 | Средства художественной изобразительности (9ч) Сравнение, аллегория, эпитет | закрепление знаний и способов деятельности | Уметь видеть в тексте средства художественной изобразительности, понимать их значение | 1.1 | П.10, упр.53 | |
30.10 | Олицетворение, метафора | закрепление знаний и способов деятельности | Уметь видеть в тексте средства художественной изобразительности, понимать их значение. | 1.1 | П.11,12, упр.65 | |
13.11 | Метонимия | изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Уметь видеть в тексте средства художественной изобразительности, понимать их значение. | 1.1 | П.13,упр.70 | |
20.11 | Синекдоха | изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Уметь видеть в тексте средства художественной изобразительности, понимать их значение. | 1.1 | П.14, упр.71 | |
27.11 | Гипербола | закрепление знаний и способов деятельности | Уметь работать с художественным текстом, видеть в нём средства художественной выразительности. Уметь оперировать терминами при работе с текстом. | 1.1 | П.15, упр.76 | |
04.12 | Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор | закрепление знаний и способов деятельности | Уметь видеть в тексте выразительные возможности порядка слов в предложении, инверсии, повтора. | 1.1 | П.16,17, 18, упр.82 | |
11.12 | Риторический вопрос и риторическое восклицание | изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Уметь видеть в тексте средства художественной выразительности, понимать их значение. Уметь употреблять риторические вопросы и восклицания в творческих работах. | 1.1 | П.19,упр.88 | |
18.12 | Антитеза . Играем со словами! | комплексное применение знаний и способов деятельности | Уметь применять средства художественной выразительности в собственных высказываниях. | 1.1 | П.20,упр.91 | |
25.12 | Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности | закрепление знаний и способов деятельности | Уметь видеть эмоциональную и стилистическую окраску художественных текстов. Уметь создавать собственные тексты с определённой стилистической окраской, используя синтаксические средства языка | 1.1 | С.99-101 | |
15.01 | Юмор в произведениях словесности (4ч) Юмор в жизни и в произведениях словесности | изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Уметь понимать юмор и создавать собственные высказывания с этой эмоциональной окраской | 1.6 | П.21,упр.95 | |
22.01 | Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев. | изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Уметь понимать юмор и видеть словесные средства его создания, составлять собственные юмористические тексты. | 1.6 | П.22,упр.98 | |
29.01 | Средства создания юмора: соединение несоединимых явлений, предметов, признаков, нарушение смысловой сочетаемости слов, употребление в тексте слов с разной стилистической окраской | изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Уметь замечать смешное и выражать эмоции словесными средствами. | 1.6 | П.23, упр.106 | |
05.02 | Значение употребления средств создания юмора в произведении. Творческая работа: создание собственного юмористического рассказа | комплексное применение знаний и способов деятельности | Уметь находить средства создания смешного в тексте, создавать собственные юмористические тексты, употребляя в них средства создания комического | 1.1,1.6 | Сочинить юмористический рассказ | |
12.02 | Произведения устной народной словесности (3ч) Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Особенности словесного выражения в былине. Былинный стих. | закрепление знаний и способов деятельности | Знать особенности языка и стиха былины. | 1.3 | П.25-27 | |
19.02 | Легенда как создание народной фантазии. Предания о реальных событиях. | закрепление знаний и способов деятельности | Уметь рассказывать легенды | 1.3 | П.28-29, упр.131 | |
26.02 | Играем со словами! | комплексное применение знаний и способов деятельности | Уметь работать с проблемными заданиями . Уметь рассказывать легенды и предания. | 1.3 | Повторить п.25-29 | |
05.03 | Эпическое произведение, его особенности (5ч) Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. | закрепление знаний и способов деятельности | Знать особенности эпического произведения, роль художественного слова в эпическом произведении для изображения характеров героев и событий. | 1.3 | П.30,31,32, упр.139 | |
12.03 | Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и его автор | закрепление знаний и способов деятельности | Понимать взаимосвязь между созданным словесными средствами сюжетом произведения и характерами героев. Уметь различать героя и рассказчика, понимать мысль автора. | 1.7 | П.33,34, упр.148 | |
19.03 | Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении.
| изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Знать особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении | 1.3 | П.35, упр.154 | |
02.04 | Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении. «Играем со словами! | комплексное применение знаний и способов деятельности | Понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и событий. | 1.3 | Упр.159 | |
09.04 | Творческая работа. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нём разных форм словесного выражения. | комплексное применение знаний и способов деятельности | Уметь создавать собственный текст с использованием разных форм словесного выражения. | 1.6 | Сочинить рассказ по собственным впечатлениям | |
16.04 | Лирическое произведение, его особенности (4ч) Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. | закрепление знаний и способов деятельности | Уметь отличать лирическое произведение от эпического и драматического. Понимать значение ритма стиха. | 1.3 | П.36,37, упр.165 | |
23.04 | Двусложные и трёхсложные размеры стиха .Аллитерация. Роль аллитерации в художественном тексте | изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Понимать выразительное значение аллитерации в лирическом произведении. Уметь воспринимать размер стиха, ритмический рисунок, звукопись «на слух» | 1.1 | П38-.40, упр.174 | |
30.04 | Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значение. Мужские, женские, и дактилические рифмы | изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Понимать значение рифмы в поэтическом тексте. Уметь определять рифму в стихах. | 1.3 | П.41, упр.178 | |
07.05 | Стиховая пауза. Ритм и стих как средство выражения и чувства в лирическом произведении | закрепление знаний и способов деятельности | Понимать выразительное значение ритма. Уметь выразительно читать стихи с соблюдением стиховой паузы. | 1.3 | П.42, упр.181 | |
14.05 | Драматическое произведение, его особенности (3ч) Особенности драматического произведения. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении | изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Уметь воспринимать драматическое произведение, осваивать богатства разговорного языка и использовать их в собственной речи. Расширять знания о драматическом роде словесности. | 1.3 | П.43,44, упр.190 | |
21.05 | Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в тексте | изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Понимать роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Уметь выразительно читать по ролям драматическое произведение | 1.3 | Упр.189 | |
28.05 | Сюжет драматического произведения. Играем со словами! | комплексное применение знаний и способов деятельности | Уметь систематизировать полученные знания. | 1.3 | П.45, упр.196 |
Содержание программы учебного курса
Употребление языковых средств
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.
Средства художественной изобразительности
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
/// Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.
/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
Формы и средства контроля
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ, игры со словом, ролевые и деловые игры, олимпиадные состязания.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010.
- Русская словесность. От слова к словесности. 6 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2012.
- Русская словесность. От слова к словесности. 6 кл.: рабочая тетрадь / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительная литература
- Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С.Ахманова.- М.: Рус. яз., 1986с.- 448с.
- Баранов, М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяеева, А.В.Прудникова. - М.: Просвещение, 1989. – 288с.
- Большой орфографический словарь русского языка: Ок. 106 000 слов / Под ред. С.Г.Бархударова. – М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2003. -528с.
- Булыко, А.Н. Современный школьный словарь иностранных слов / А.Н.Булыко. – М.: Мартин,2005. - 624с.
- Быстрова, Е.А.Учебный фразеологический словарь / Е.А.Быстрова; А.П.Окунева; Н.М.Шанский. – М.: АСТ,1998. – 304с.
- Глинкина, Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь-справочник: ок.6000 слов / Л.А.Глинкина. – 2-е изд.,испр.,доп. – М.:АСТ, Астрель, 2006. -381с.
- Граник, Г.Г. Секреты русской орфографии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 224с.
- Грушников, П. А.Орфографический словарик: Учеб. изд. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 80с.
- Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание / В.И.Даль. – М.: АСТ, Астрель, 2003с.- 757с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова; Рос. академия наук. Институт рус. яз. им. В.Виноградова.- М.: «ИТИ Технологии», 2003. – 944с.
- Орфографический словарь русского языка: около 100 000 слов / Ред. В.В.Лопатин. - М.: Рус.яз., 1992. - 416с.
- Орфографический словарь русского языка для учащихся: 40 000 слов. – М: Лад Ком, 2011. - 448с.
- Словарь синонимов русского языка: 2000слов, ок. 800 синонимических рядов / Л.П.Алекторова, Л.А.Введенская, В.И.Зимин. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 333с.
- Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н.Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, Спб.: Виктория плюс, 2005. - 576с.
- Толковый словарь школьника: Энциклопедия для детей / ред.М.Аксенова, А. Голосовская, Ю.Антонова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,2007. -280с.: ил.
- Ушаков, Д. Н. Современный орфографический словарь русского языка / Д.Н.Ушаков. – М.: РИПОЛ, Классик, 2010.- 509с.
Электронный материал:
- http://it-n.ru – сеть творческих учителей
- http://ipkps.bsu.edu.ru/
- http://pedsovet.org/
- http://openclass.ru/
- http://www.uchportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской словесности. 5 класс
Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....
Рабочая программа по русской словесности. 6 класс
Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой...
Рабочая программа по русской словесности 5 класс
Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» 5 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чу...
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность" в 9 классе
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стан...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Русская словесность»
Настоящая программа составлена на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уров...