Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных школ, гимназий. Лицеев. – М.: Дрофа, 2009
Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 70 аудиторных часов и является дополнением к программе по русскому языку в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе
- авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных школ, гимназий. Лицеев. – М.: Дрофа, 2009
Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 70 аудиторных часов и является дополнением к программе по русскому языку в 5 классе.
Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.
Словесность — важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создаст новую реальность, осваивая которую, люди обретают способность самосовершенствования.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
К задачам элективного курса относятся:
- Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
- Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
- Учить ребят создавать собственный текст.
- Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
- Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
- Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.
Работа в соответствии с поставленными целями и задачами даст представление ученикам о богатстве, красоте и выразительности русского языка, поэтому итогом изучения курса словесности должны стать следующие приобретенные детьми умения и навыки:
Ученики должны знать:
- Теоретические сведения об основах словесности
- Роды, виды и жанры словесности
- Роль выразительных средств языка в художественной речи
- Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
- Понимать художественное произведение
- Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи
Программа «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы..
В 5 классе учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской;
- получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе по словесности диалог рассматривается как одна из форм словесного выражения содержания, говорится об употреблении диалога в разговорном и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. В программах по литературе изучаются басни Крылова. В программе по словесности басня рассматривается как вид эпического произведения, в котором содержание выражается определенными языковыми средствами.
Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5—6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности — в 7—9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник
Для наиболее полного усвоения курса при планировании учебных занятий следует опираться на возможности следующих средств обучения:
- Электронные словари
- Возможности Интернет
- Телевизор с ДВД, диски с художественными и мультипликационными фильмами.
Требования к уровню подготовки обучающихся
5 класс: К концу первого года обучения учащиеся должны:
- выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;
- уметь работать с толковым и этимологическим словарями;
- различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;
- верно определять тему и основную мысль текста;
- создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;
- различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;
- определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.
Для повышения уровня знаний, для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала, а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается:
- составление тестов по изучаемым темам;
- написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;
- творческие работы по составлению оригинальных тропов;
- проведение практикумов;
- творческие отчёты учащихся по итогам прохождения курсов.
Ожидаемый результат:
При реализации данного учебного курса результативность будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ, уровнем развития связной речи школьников.
Оценивание знаний обучающихся предполагается осуществлять по балльной системе: «5», «4», «3» по учебным четвертям.
Учебно–тематический план элективного курса
рассчитан на 70 часов:
Класс | Раздел | Кол-во часов | Основные темы раздела |
5 | Введение. Что такое слово. | 3 | Значение слова «слово». Как возникло слово. Для чего служат слова. |
Словесность | 7 | Что такое словесность. Формы словесности. Разговорный и литературный язык. Язык художественной словесности. | |
Богатство лексики русского языка | 11 | Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Слова-термины. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова, архаизмы. Фразеологизмы. | |
Прямое и переносное значения слова | 8 | Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория. | |
Текст.
| 8 | Что такое текст. Тема текста. Основная мысль (идея) текста. Повествование. Описание. Рассуждение. Диалог и монолог. | |
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. | 7 | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм. Интонация. Цель высказывания и интонация. Особенности интонации в стихах. Рифма в стихах. Строфа. | |
Устная народная словесность | 9 | Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок. Сказка и правда. Небылицы. Пословицы и поговорки. Загадки. Особенности языка загадок. Скороговорки. Считалки. | |
Литературное эпическое произведение | 8 | Литературная сказка. Басня. Рассказ, повесть, роман. Особенность языка эпического произведения. Сюжет и эпизод произведения. | |
Литературное лирическое произведение | 5 | Что такое лирическое произведение. Стихи о природе. Стихи о животных и другие. | |
Литературное драматическое произведение | 6 | Что такое драматическое произведение. Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки. |
Календарно-тематический план
«Русская словесность»
5 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Введение. Что такое слово. | 3 часа | |||
1 | Значение слова «слово». | 1 | ||
2 | Как возникло слово. | 1 | ||
3 | Для чего служат слова. | 1 | ||
Что такое словесность? | 7 часов | |||
4 | Что такое словесность. | 1 | ||
5 | Формы словесности. | 1 | ||
6 | Разговорный язык и литературный язык. | 1 | ||
7 | Диалог и монолог. | 1 | ||
8 | Просторечие. | 1 | ||
9 | Язык художественной словесности. | 1 | ||
10 | Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. | 1 | ||
Богатство лексики русского языка | 11часов | |||
11 | Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. | 1 | ||
12 | Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. | 1 | ||
13 | Слова-термины, способы определения понятия. | 1 | ||
14 | Омонимы, их отличие от многозначных слов. | 1 | ||
15 | Роль омонимов в художественных произведениях. | 1 | ||
16 | Синонимы, их роль в художественных произведениях. | 1 | ||
17 | Антонимы, их роль в художественных произведениях. | 1 | ||
18 | Неологизмы,. их роль в художественных произведениях. | 1 | ||
19 | Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. | 1 | ||
20 | Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. | 1 | ||
21 | Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях. Составление рассказа о событии, которое могло с вами произойти (по упр.71) | 1 | ||
Прямое и переносное значения слова | 6 часов | |||
22 | Прямое значение слова. | 1 | ||
23 | Употребление слова в переносном значении. | 1 | ||
24 | Эпитет. | 1 | ||
25 | Сравнение. | 1 | ||
26 | Аллегория. | 1 | ||
27 | Проверочная работа по теме «Лексика». | 1 | ||
Текст | 8 часов | |||
28 | Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание | 1 | ||
29 | Тема и основная мысль (идея) текста. | 1 | ||
30 | Способы связи предложений в тексте. | 1 | ||
31 | Формы словесного выражения: повествование. | 1 | ||
32 | Формы словесного выражения: описание. | 1 | ||
33 | Формы словесного выражения: рассуждение. | 1 | ||
34 | Диалог и монолог. | 1 | ||
35 | Проверочная работа по теме «Типы текста. Стили речи». | 1 | ||
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. | 7 часов | |||
36 | Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. | 1 | ||
37 | Интонация. | 1 | ||
38 | Цель высказывания и интонация. | 1 | ||
39 | Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. | 1 | ||
40 | Ритм в стихах. | 1 | ||
41 | Рифма в стихах. | 1 | ||
42 | Строфа как единица композиции стихотворной речи. | 1 | ||
Устная народная словесность | 9 часов | |||
43 | Понятия: произведение, устная народная словесность. | 1 | ||
44 | Знакомство со сказками. Сказки и их виды. | 1 | ||
45 | Особенности словесного выражения содержания в сказках. | 1 | ||
46 | Правдивость сказки. | 1 | ||
47 | Другие виды народной словесности: небылицы.. | 1 | ||
48 | Пословицы и поговорки | 1 | ||
49 | Загадки. Особенности языка загадок. | 1 | ||
50 | Скороговорки. Считалки. | 1 | ||
51 | Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания. | 1 | ||
Литературное эпическое произведение | 8 часов | |||
52 | Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. | 1 | ||
53 | Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. | 1 | ||
54 | Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. | 1 | ||
55 | Басня. Басенные герои и сюжеты. | 1 | ||
56 | Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». | 1 | ||
57 | Рассказ, повесть. | 1 | ||
58 | Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. | 1 | ||
59 | Особенность языка эпического произведения. | 1 | ||
Литературное лирическое произведение | 5 часов | |||
60 | Что такое лирическое произведение. | 1 | ||
61 | Стихи о родине и о природе. | 1 | ||
62 | Стихи о животных. | 1 | ||
63 | Стихи, рассказывающие о событии. | 1 | ||
64 | Значение стихотворной речи в лирическом произведении. | 1 | ||
Литературное драматическое произведение | 6 часов | |||
65 | Что такое драматическое произведение. | 1 | ||
66 | Пьеса-сказка. | 1 | ||
67 | Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. | 1 | ||
68 | Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки. | 1 | ||
69 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса. | 1 | ||
70 | Итоговый урок-конференция | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Что такое слово
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.
Богатство лексики русского языка
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины, способы определения понятия.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Прямое и переносное значения слова
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Текст
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
/// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
/// Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
/// Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьеса-сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения
Список литературы:
- Литература для учителя.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2000
- Жаркова З.Читаем поэзию вместе./ Учитель, 1998, №2
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Просвещение, 1970
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997
- Носкова В.Б. Формирование жанрового мышления как начало литературного образования школьников./Дискурс, 1996, №1
- Суворова Е. Праздник, который всегда с тобой./Литература, 1994, № 14
- Литература для учащихся.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009
- Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007
- Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
- Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2007
- Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.: Просвещение, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс
рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...