Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Федорова Инна Витальевна

Программа  предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnye_kursy_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано: _______________                                      Утверждена приказом по школе

зам.директора по УР Л.В.Зуенок                                    

                                                                                             № 326 от 29. 08. 2016

29.08.2016г.                                                                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ваховская общеобразовательная средняя школа»

Нижневартовский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Русская словесность»

для 9 класса

                             Разработала учитель

русского языка и литературы

Фёдорова Инна Витальевна

Рассмотрено на заседании МО

протокол № 6 от 30. 05.2016г.

Ваховск

2015

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Русская словесность» предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет.

Главные принципы, на которых строится курс,-  научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ОГЭ.

Программно-методическое сопровождение:

  1. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015.
  2. Симакова Е.С. Русский язык. Раздел «Сжатое изложение». – М.: Астрель, 2015
  3. Львова С.И. ОГЭ 2016. Русский язык. Сборник заданий.- М., 2015
  4. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ОГЭ.

Программа элективного  курса состоит из 3-х разделов.

Первый раздел «Сжатое изложение». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания тексте. Учащиеся будут учиться анализировать текст, понимать его, выделять ключевые слова, составлять план текста, сжимать его.

 Второй раздел «Работа с текстом». В данном разделе рассматриваются основные разделы науки о языке, приёмы работы с текстом.

 Третий раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

1)пояснительную записку;

2)содержание программы;

3)технологию организации учебного процесса;

4)формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

5)требования к результатам освоения ОГЭ;

6)основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;

7)список литературы для учащихся.

Цели элективного курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению заданий ОГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре сочинения - рассуждения.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи:

1)Помочь овладеть  жанром сочинения – рассуждения.

2)Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов.

3)Способствовать развитию письменной речи.

4)Подготовить учащихся к выполнению задания ОГЭ.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

- основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

- виды текста;

- определение понятий «вступление» и «заключение»;

- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора.

Обучающиеся должны уметь:

- указывать средства связи между частями текста;

- определить тему и основную мысль текста;

- определить тип и стиль речи;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- анализировать форму исходного текста;

- находить характерные для исходного текста языковые средства;

- создавать связное высказывание;

- излагать последовательно собственные мысли;

- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Прогнозируемый результат

К концу изучения курса учащиеся должны:

1) выполнять задания КИМов;

2)уметь писать сочинение – рассуждение.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре сочинения - рассуждения);
- самостоятельная работа (написание рассуждения, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ОГЭ.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  • промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ОГЭ и на основе КИМов);
  • итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ОГЭ и на основе КИМов;

Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

                                                       Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Сжатое изложение (5часов)

Тема 1. Учимся понимать текст. (1ч)

Обдумываем задание. Выделяем ключевые слова. Выделяем микротемы. Составляем план текста.

Тема 2. Учимся сжимать текст (1ч)

Приёмы сжатия текста.

Тема 3. Комплексные задания (3ч)

Словесное оформление текста. Учимся проверять текст. Корректируем текст.

РАЗДЕЛ II.

Работа с текстом (5ч)

Тема 1. Нахождение верной информации в тексте. (1ч)

Тема 2. Средства выразительности.(1ч)

Тема 3. Орфография.(1ч)

Тема 3. Пунктуация.(1ч)

Тема 4. Комплексные задания (1ч)

РАЗДЕЛ III.

Сочинение-рассуждение (7 часов)

Тема 1. Сочинение на лингвистическую тему (2 часа)

Алгоритм написания текста. Выразительные средства и их роль в тексте.

Тема 2. Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (морально-  

этического характера). (2часа)

Алгоритм написания текста. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Тема 3. Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование

значения слова). (2часа)

Алгоритм написания текста. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Изложение собственного мнения.

Тема 4. Комплексные задания (1ч)

Тренировочные сочинения.

Практические работы: 

   1)написание сочинений-рассуждений;

   2)редактирование. 

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

                                     Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Сроки

Тема

Вид урока

 

 

РАЗДЕЛ I

Сжатое изложение (5часов)

 

1.

 

Учимся понимать текст. (1ч)

Обдумываем задание. Выделяем ключевые слова. Выделяем микротемы. Составляем план текста.

Практическая работа

2.

 

Учимся сжимать текст

Практическая работа

3.

 

Комплексные задания

Практическая работа

4.

 

Комплексные задания

Практическая работа

5.

 

Комплексные задания

Практическая работа

 

 

Работа с текстом (5ч)

 

6.

 

Нахождение верной информации в тексте.

Практикум

7.

 

Средства выразительности.

Практикум

8.

 

Орфография

Практикум

9.

 

Пунктуация

Практикум

10.

 

Комплексные задания

Практикум

 

 

РАЗДЕЛ III.

Сочинение-рассуждение (7 часов)

11.

 

Сочинение на лингвистическую тему

Практикум

12.

Сочинение на лингвистическую тему

Практикум

13.

 

Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (морально-  этического характера).

Практикум

14.

 

Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (морально-  этического характера).

Практикум

15.

Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование  значения слова).

Практикум

16.

Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование  значения слова).

Практикум

17.

 

Комплексные задания

Практикум

Итого – 17  часов

Литература для учителя

  1. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. – 41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.
  2. Словарь литературоведческих терминов. М.,1987.
  3. Цыбулько И.П. и др. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Ч 1. М.: Издательство РУДН, 2012.
  4. Львова С.И.ОГЭ 2016. Русский язык//Сборник заданий. – М., 2015.
  5. Симакова Е.С.Руский язык. Сжатое изложение. – М.: Астрель, 2015.
  6. КИМы всех предыдущих лет.

Литература для учащихся:

  1. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – все годы.
  2. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. – Ростов-на-Дону, 2015
  3. Львова С.И.ОГЭ 2016. Русский язык//Сборник заданий. – М., 2015.
  4. Симакова Е.С.Руский язык. Сжатое изложение. – М.: Астрель, 2015.

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

  1. http://www.ege.edu.ru
  2. http://rustest.ru
  3. wwwfipi.ru
  4. http://www.prosa.ru
  5. http://www.pritchi.nm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса русская словесность 5 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа по учебному курсу. Русская словесность 6 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа по учебному курсу. Русская словесность 7 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.

Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.  Общее количество часов — 34, в неделю ...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» 5 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чу...