Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.
Общее количество часов — 34, в неделю – 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_slovesnost_9_klass.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.
Общее количество часов — 34, в неделю – 1.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по русской словесности и авторской программы Альбетковой Р. И.
Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, практические работы и работа с текстами художественной литературы (анализ) В 9 классах дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
В системе школьного образования учебный предмет « Русская словесность » занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.
Цель программы обучения: Развитие познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе
Задачи:
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста.
Изменения в рабочей программе
Программа «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова) | Рабочая программа | Внесенные изменения |
34 ч | 34 ч | - |
Количество часов распределено следующим образом:
№ п. п. | Разделы программы | Количество часов |
1 | Средства художественной изобразительности | 11 часов |
2 | Жизненный факт и поэтическое слово | 4 часа |
3 | Историческая жизнь поэтического слова | 5 часов |
4 | Произведение искусства слова.как единство художественного содержания и его словесного выражения | 6 часов |
5 | Произведение словесности в истории культуры | 8 часов |
ИТОГО | 34 ч. |
- Учебник: Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 год
- Программа: «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва,Дрофа: 2010
Требования к ЗУН учащихся по «Русской словесности» за курс 9 класса
Русская словесность составляет единое целое с такими предметами, как русский язык и литература. Но у этого предмета гимназического компонента есть свои задачи:
• изучение законов употребления языка, форм словесного выражения;
• восприятие произведения как целостного явления искусства слова;
• обучение умению творчески употреблять родной язык.
Рассматривая богатейшие ресурсы языка – фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, - учащиеся открывают для себя эстетическую роль языка, его способность создавать мир в произведении словесности. Изучая произведения, постигая языковые способы создания художественного мира произведений, школьники овладевают языком как средством собственного выражения мыслей и чувств, учатся использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры.
Одновременно ребята овладевают литературными умениями, формируя важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы, что, в конечном итоге, создает условия для преобразующего воздействия художественного слова на их душу.
И наконец, чтение художественного произведения развивает творческий потенциал учеников.
В конце 9-го класса учащиеся должны знать:
• определения фонетических, лексических и синтаксических средств языка.
• определения языковых средств создания комического;
• определения текста и его признаков;
• определения темы и идеи текста;
• определения языковых средств изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом, лирическом и драматическом произведениях
должны уметь:
• выразительно читать тексты, различные по теме и эмоциональной окраске;
• различать разговорный и литературный язык;
• построить диалог;
• употреблять ресурсы языка в высказываниях;
• определять тему и основную мысль текста;
• различать стихотворную и прозаическую речь;
• создавать собственные рассуждения, диалог, монолог;
• подбирать рифмы к предложенным словам;
• сочинять загадки;
• употреблять в речи пословицы и поговорки;
• различать жанры ( литературная сказка, басня, рассказ, повесть );
• создать рассказ по собственным впечатлениям;
• отличать драматическое произведение от других;
• сочинять сценку;
• инсценировать эпическое произведение.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата факт | Тема учебного занятия | Контроль | Примечание |
Средства художественной изобразительности. (11ч) | |||||
1 | 04.09 | Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении словесности. | |||
2 | 11.09 | Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении | |||
3 | 18.09 | Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. | |||
4 | 25.09 | Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении | |||
5 | 02.10 | Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы. | |||
6 | 09.10 | Парадокс и алогизм, их роль в произведении. | |||
7 | 16.10 | Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. | |||
8 | 23.10 | Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности. | |||
9 | 06.11 | «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. . | |||
10 | 13.11 | Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. | |||
11 | 20.11 | Контроль знаний | Стр. 56 «Проверь себя» | ||
Жизненный факт и поэтическое слово (4ч) | |||||
12 | 27.11 | Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. | |||
13 | 04.12 | Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой. | |||
14 | 11.12 | Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. | |||
15 | 18.12 | .Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. | |||
Историческая жизнь поэтического слова (5ч) | |||||
16 | 25.12 | Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности. | |||
17 | 15.01 | Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина. | |||
18 | 22.01 | Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. | |||
19 | 29.01 | Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония. | |||
20 | 05.02 | Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. | |||
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения (6ч) | |||||
21 | 12.02 | Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. | |||
22 | 19.02 | Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. | |||
23 | 26.02 | Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. | |||
24 | 05.03 | Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка. | |||
25 | 12.03 | Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности. | |||
26 | 19.03 | Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. | |||
Произведение словесности в истории культуры (8ч) | |||||
27 | 02.04 | Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. | |||
28 | 09.04 | .Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. | |||
29 | 16.04 | Роль словесности в развитии общества и в жизни личности.. | |||
30 | 23.04 | Нравственные проблемы в произведениях словесности | |||
31 | 30.04 | Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека | |||
32 | 7.05 | Познание мира средствами искусства слова. | |||
33 | 14.05 | Язык как материал словесности. | |||
34 | 21.05 | Контроль знаний. Тестовый опрос. | Стр. 274 – 227 (термины) |
Содержание программы.
Тема 1. Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Обучающиеся должны знать: идейно-художественное значение средств художественной изобразительности.
Обучающиеся должны уметь: выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем; использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Обучающиеся должны знать: поэтическое значение словесного выражения.
Обучающиеся должны уметь: определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову; сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова; сопоставить изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Обучающиеся должны знать: произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII и XIX вв.; способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Обучающиеся должны уметь: видеть и передавать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений; писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений; определять авторскую позицию в произведении.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Обучающиеся должны знать: произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности; художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения; значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.
Обучающиеся должны уметь: при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении; создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям; писать сочинения, посвященные целостному анализу произведения.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 5. Произведения словесности в истории культуры
Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.
Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова
Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.
Обучающиеся должны уметь: видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвященные взаимосвязи произведений словесности.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Формы и средства контроля
Текущие формы контроля:
- устные ответы на уроках;
- терминологические диктанты;
- тестирование;
- практическая работа.
Формы итогового контроля:
- зачет;
- тестирование.
Методы и формы контроля
- Комплексный анализ текста
- Тест
- Составление сложного плана и простого плана к тексту
- Составление текста определенного стиля и типа речи
- Сочинение
- Редактирование текста
- Работа с деформированным текстом
- Тезаурус
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная
1. Программа Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.год
2.Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 год
3. Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2010 год).
Дополнительная
- Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., Дрофа, 2000 год
- Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
- С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год
Электронные образовательные ресурсы.
- CD – ROM . Русский язык (Справочник школьника).
- Фраза. Программа – тренажёр по русской словесностидля 5 – 9 классов.
- Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 8 – 9 классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...