Рабочая программа по русскому языку. 11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Харитонова Нэлли Викторовна

      Рабочая программа учебного курса по русскому языку (базовый уровень)  11 класса разработана  на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы  по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/авт.- сост.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова- М.: Просвещение, 2014., образовательной программы общеобразовательного учреждения.

В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования предмет «Русский язык» на базовом уровне изучается в 11 классе. Предмет «Русский язык» относится к учебной области «Филология». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана среднего общего образования в объеме 35 часов (1 час в неделю),  и часов из части, формируемой участниками образовательных отношений в объеме 35 часов (1 час в неделю), в общем 70 часов.

      Программа включает в себя перечень нормативных документов, изменения в программе и их обоснование, требования к уровню подготовки учащихся, содержание образовательной программы, график контрольных работ, материально-техническое обеспечение, тематическое планирование, нормы и систему оценивания устных и письменных работ учащихся. Учебные часы распределены по разделам курса, отражена последовательность изучения тем.

      Данная программа реализуется по УМК в соответствии  с  требованиями  федерального  перечня  учебников:   Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_11_klass_baza.docx77.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от 31.08.2018 №17

Утверждено

приказом директора школы

от 01.09.2018 №515

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

11 И класс

Учитель: Харитонова Нелли Викторовна,

   первая категория

Когалым,

2018 год

Пояснительная записка

         Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Рабочей программы среднего общего образования по русскому языку  для 10-11 классов (базовый  уровень ) МАОУ СОШ №7.

Программа рассчитана на УМК А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. 10 – 11 класс (базовый уровень). В учебнике по русскому языку усилено внимание к правописанию и повторению изученного в 5–9 классах материала; расширены общие сведения о языке по сравнению с основной школой, а также акцентировано понятие «системы языка», его уровней и единиц. Большое внимание в учебнике уделено работе с текстом. В учебнике предусмотрены дифференцированные задания и упражнения разной направленности, ориентированные на качественную подготовку учащихся к сдаче экзаменов. Учебник является универсальным завершающим звеном линии УМК Ладыженской Т. А. (5–9).

Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры одиннадцатиклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.

Целями изучения русского  языка на базовом уровне в 11 классе являются:

  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;
  • приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры;
  • понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования  и  социализации в обществе;
  •  овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения;
  • выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
  • воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
  • совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • овладение разными способами информационной переработки текста;
  • расширение круга используемых языковых и речевых средств;
  • формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения;
  • осознание роли русского языка в получении высшего образования по    избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Содержание курса русского языка на базовом уровне   в средней (полной)  школе,  как  и  на  предыдущем  этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода и  обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Совершенствование        речевой        деятельности,        развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов  современной теории речевого общения, теории речевой деятельности,  а  также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими).

Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся. Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральными разделами лингвистики становятся «Функциональная стилистика» и «Культура речи», изучение которых поможет учащимся осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружить их основными способами употребления этих средств для достижения максимальной эффективности общения в разных коммуникативных условиях.

Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 11 классе; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.

Повторение ранее изученного материала  по русскому языку  выступает основой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально - речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического разбора (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического — частей речи, синтаксического), анализа текстов разных стилей. Лингвистический  разбор отличается от ранее практиковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических действий, предполагает установление взаимосвязи фонетической, грамматической характеристики слова или предложения с их правописанием; разбор начинается с выявления в предложении или тексте нужного языкового факта, устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой, словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.

Работа по орфографии и пунктуации  ведется параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях — в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различию конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пунктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях.

Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, орфографии и пунктуации, а ее предметное содержание служит более качественному, хорошо осмысленному усвоению литературного материала.

Виды грамматико-правописной работы отступают на второй план. Небольшое место занимает и обобщающая беседа с последующими классными или домашними тренировочными упражнениями. Преобладающими становятся виды работы, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского текста.

Приемы, методы, формы и виды деятельности на уроках русского языка в 11 классе. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования предмет «Русский язык» на базовом уровне изучается в 11 классе. Предмет «Русский язык» относится к учебной области «Филология». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана среднего общего образования в объеме 35 часов (1 час в неделю),  и часов из части, формируемой участниками образовательных отношений в объеме 35 часов (1 час в неделю), итого: в 11 классе — 70 часов.

Класс

Часов в неделю

Годовой календарный

график

Количество часов в год

Развитие речи

Контрольных работ

11

2

35

70

9

7

 

Формы организации образовательного процесса: фронтальные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, практикумы.

Требования к уровню подготовки одиннадцатиклассников

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
  • извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Применять и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса;
  • расширения круга используемых языковых и речевых средств;
  • совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.  -  воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка;
  • участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
  • оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
  • совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;
  • участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.         

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ,  РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ  УЧЕБНИКА

«РУССКИЙ ЯЗЫК. ГРАММАТИКА. ТЕКСТ. СТИЛИ РЕЧИ»  БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.

10—11 КЛАССЫ  АВТОРОВ ВЛАСЕНКОВА А.И, РЫБЧЕНКОВОЙ Л.М.

(70 часов)

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь. Речевое общение (26 часов)

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы речевого общения.

Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации,   в   том  числе  представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы.

Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных  типов   и  жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Содержание, обеспечивающее формирование  языковой  и лингвистической (языковедческой) компетенции

Раздел 2. Функциональная стилистика (24 часа)

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Создание письменных  высказываний  разных  стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др.

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.

Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.

Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 3. Культура речи (20 часов)

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями  речевого общения.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.

Соблюдение норм речевого поведения в социально- культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.

Использование нормативных словарей русского языка и справочников. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Учебники, реализующие программу курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе:

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2012г.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник  для 10—11 кл. – М.: «Просвещение», 2012г.

Учебно-тематическое планирование

11 класс (базовый уровень)

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

работ

Развитие речи

Виды учебной деятельности

Общие сведения о языке.

3

-

-

Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально- стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка.

Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей.

Повторение.

10

1

-

Иметь представление о языковой норме, ее видах и вариантах. Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Использовать в собственной речевой практике нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь, справочники по русскому правописанию.

Обучение написанию сочинения-рассуждения.

10

1

4

Создавать собственные высказывания по прочитанному тексту.

Писать сочинения разных жанров.

Анализ и рецензирование сочинений.

Принципы и функции русской пунктуации. Речеведческий

анализ текста.

21

-

5

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать  пунктуационные  нормы в собственной речевой практике. Иметь представление о понятиях «язык» и

«речь», основных особенностях чтения, аудирования, говорения, письма.

Адекватно понимать и анализировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, воспринимаемых зрительно или на слух.

Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки.

Функциональные стили речи.

13

2

-

Распознавать тексты научного стиля по их вне-      языковым и лингвистическим признакам; анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные) тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Сопоставлять и сравнивать научные тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Создавать учебно-научные тексты (в устной и письменной форме) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Создавать официально-деловые тексты (заявление, доверенность, расписку, объявление, деловое письмо, резюме, автобиографию) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых

средств.

Создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информационной, протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Организовывать и проводить дискуссии (выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средств массовой ин- формации: убедительных фактов, наглядных примеров, аргументов, авторитетных высказываний).

Повторение.

13

3

-

Комплексный анализ текста

Различные виды разборов

Работа со словарями Аналитическое чтение параграфов учебника. Составление плана (простого, сложного, вопросного, цитатного, тезисного).

Итого

70

7

9

Основные виды учебной деятельности

  • Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка
  • Комплексный анализ текста
  • Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей
  • Аналитическое чтение параграфов учебника
  • Составление плана (простого, сложного, вопросного, цитатного, тезисного)
  • Сообщения об известных учёных-русистах
  • Участие в дискуссии на лингвистическую тему
  • Устное рассуждение на общественно значимую тему
  • Беседа о культуре речи, речевом этикете
  • Наблюдение за собственной речью и речью окружающих. Самоанализ речевого поведения
  • Работа с толковым словарём
  • Работа с лингвистическими словарями
  • Устное и письменное рассуждение на лингвистическую тему
  • Лингвистический анализ стихотворного текста
  • Написание сочинений разного жанра: сочинение-эссе, сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение на основе личных наблюдений и др.
  • Составление текстов разных стилей речи
  • Редактирование текста
  • Изложение по памяти с творческим заданием
  • Творческие работы в жанре деловой речи: резюме.
  • Творческие работы в жанре публицистической речи: заметка, репортаж
  • Выполнение работ в формате ЕГЭ (тестовые задания, сочинение-рассуждение).

Технологии, используемые в образовательном процессе

Для достижения поставленных целей планируется использование элементов следующих образовательных технологий:

  • технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;
  • технология проблемного обучения; 
  • личностно ориентированные технологии обучения;
  • тестовая технология;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технологии здоровьесбережения.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Контроль реализации программы

  1. Формы контроля:

диктант (словарный, объяснительный, предупредительный и др.), тестирование, комплексный анализ текста, сочинение, изложение; устное сообщение, устный опрос.

Виды контроля: стартовый, промежуточный, итоговый; текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путём устного/письменного опроса; изучение каждого раздела курса заканчивается контрольной работой.

Оценка устных ответов учащихся 

Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:  

1) полнота и правильность ответа;  

2) степень осознанности, понимания изученного;  

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5»  ставится, если ученик:  

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;  

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;  

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4»  ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:  

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;  

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;  

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока  (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов 

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди  них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При        оценке         контрольного        словарного        диктанта        рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Оценка «5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа        отличается        богатством        словаря,        разнообразием        используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание        в        основном        достоверно,        но        имеются        единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или

3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка тестовых работ

Тестовая форма контроля – одна из актуальных форм контроля качества знаний, которая позволяет осуществлять объективную и оперативную диагностику знаний. Система оценки тестов ориентируется на систему оценивания заданий ЕГЭ.

Шкала перевода тестового балла в пятибалльную отметку

Процент выполнения

работы

100-85%

84-72%

71-50%

менее 50%

отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольная  работа

за курс 11 класса по теме: «Синтаксис простого предложения»

  1. Отметьте сочетания слов, которые являются словосочетанием:

а) Изредка посещать

б) Музей открылся

в) в музее

г) мороз и солнце

2. Правильно выделено главное слово в словосочетании:

а) приехать утром

б) встретить утро

в) утренняя зарядка

г) оставить на утро

3. Найдите глагольное словосочетание

а) школа космонавтов

б) наступление темноты

в) смотреть в темноту

г) темная ночь

4. Побудительным невосклицательным является предложение

А). Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?

Б). Ждите меня возле школьных дверей.

В) Прекрасная пора – осень!

Г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.

5. Это предложение нераспространенное:

А) Милая моя родина, я счастлив.

Б) Взрослые тигры – опасные хищники.

В) Я держу в руке светлячка.

Г) Вот ворона сидит на заборе.

6. В этом предложении нужно поставить тире :

А) Ежик был ручной.

Б) Июль макушка лета.

В) Раннею весною роща так тиха.

Г) Мой садик свеж и зелен.

7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

Б) Ветер гонит листья.

В) Утром ветер разогнал туманы.

Г) Зеркало залива освещает луч.

8. В этом предложении есть обращение (знаки препинания не расставлены):

А) И рано-раненько весною березка белая опять оделася листвою.

Б) Береза самое любимое дерево русского народа.

В) Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и в росе.

Г) Сыпь ты черемуха снегом.

9. В этом предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены):

А)Внизу то ли овраг то ли пересохшее русло.

Б) Лес долину снежные глыбы он видел впервые.

В) На зиму заготовили огромные запасы овощей картофеля свёклы капусты.

Г) В садах цвели яблони груши вишни сливы.

10 . В этом предложении две грамматические основы (знаки препинания не расставлены).

А) Желуди держатся на дереве до осени а затем падают на землю.

Б) Стремительные ветры и дикие орлы кружились над нашими головами.

В) Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

Г) Наберет кедровка полон клюв орехов а потом положит их в ямку или в мох.

11. Найдите ряд слов, в котором пропущены безударные проверяемые гласные корня.

А) выж…гать, вым…кать, зад…раться.

Б) б…рабан, в…кторина, выск…чить

В) упр…кать, сп…шить, осв…щать

Г) прик…саться, окл..кнуть, уб…рать.

12. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква?

А) ра…свет, ра…цвет, во..гореться

Б) бе..численный, ра…пахать, и…дать

В) ра…шатать, во…питание, ра..решить

Г) и…черпать, ра…хвалить, ра…чесать

13.Словосочетание – это:

А) грамматическая основа предложения;

Б) сочетание двух слов;

В) слова, связанные по смыслу;

Г) сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

14. Из данных сочетаний слов являются словосочетаниями:

А) начался снегопад;

Б) земля бела;

В) с добрым утром;

Г) играть в снежки;

Д) на улице;

Е) зима – прекрасная пора.

15.Найдите словосочетания с главным словом, выраженным глаголом:

А) вспышки молнии;

Б) чудесное путешествие;

В) шумит ветер;

Г) бег на месте;

Д) принес тетради;

Е) оказать помощь.

16. По цели высказывания предложения бывают (выбери правильные ответы):

А) повествовательные; Г) восклицательные;

Б) побудительные; Д) невосклицательные;

В) вопросительные; Е) распространенные.

17. Побудительным среди данных предложений являются следующие.

А) Пони бегает по кругу и в уме круги считает.

Б) Разве я вожу детей хуже взрослых лошадей?

В) Приходите, генералы, в воскресенье в зоопарк!

Г) Я съедаю очень мало, меньше кошек и собак.

Д) Я выносливее многих: и верблюдов, и коня!

Е) Подогните ваши ноги и садитесь на меня.

18. Укажите распространенные предложения.

А) Жили-были дед да баба.

Б) Здравствуй, мой далекий незнакомый друг.

В) Посмотришь мультфильм и обрадуешься.

Г) Кот услыхал, прибежал, спас петушка.

19. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

А) с моря слышался веселый смех.

Б) Речная долина походила на сад.

В) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Г) Ночью ветер с гор усиливается.

20. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем прилагательным.

А) Снегирь – пухленькая красногрудая птичка.

Б) Зверь встал на задние лапки.

В) Дневной жар сменился вечерней прохладой.

Г) Свежа распустившаяся роза!

21. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Большие глазастые ромашки хороши.

Б) Воздух чист.

В) Март первый месяц весны.

Г) Ярко на небе сверкали звезды.

22. Найдите предложение, в котором есть определение.

А) Через полчаса зверь высунул из травы нос.

Б) Небо высокое и чистое.

В) Мороженое было вкусным.

Г) Поля ожили от зимнего сна.

23. Дополнением в предложении В нашем городе улицы украшают дома. является:

А) нашем;

Б) городе;

В) улицы;

Д) дома.

24. Укажите, в каких предложениях наречие является обстоятельством.

А) Сапоги мне впору.

Б) На завтрак подали яйца вкрутую.

В) Справа громоздились утесы.

Г) Мы пришли вовремя.

25.Укажите, в каких предложениях есть однородные члены.

А) В весеннем лесу появились первые цветы.

Б) Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

В) Весна спешит, а зима не отступает.

Г) Я помню лес, палатку, песни у костра.

26. В каких предложениях неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

А) Три вещи славят солдата, смелость, победа, награда.

Б) Мы изучаем историю, и литературу.

В) Мы собирали грибы и ягоды, цветы и веточки.

Г) Мы любим стихи и Пушкина, и Лермонтова, и Некрасова.

27. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

А) Сердечный друг ты не здорова

Б) Куда ты бежишь так без оглядки

В) Благослови нас на подвиг родная земля

Г) Принеси мне книгу о животных

28.Укажите предложения, в которых есть прямая речь (знаки препинания не расставлены).

А) Нам закричали что приближается поезд

Б) Он ответил друзьям я не брошу вас в беде

В) Друзья давайте жить честно

Г) Он спросил я буду делать это первым

29. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

А) Мы поплыли дальше и увидели маленькую лодку.

Б) Когда мы поднялись на гору я увидел большое село.

В) Я разбудил отца, и мы пошли на рыбалку.

Г) Мы быстро пошли туда, где виднелись постройки.

Д) Я заметил, что мои спутники устали.

Е) Ледники тают и из-под них вытекают ручьи.

Итоговая контрольная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для учащихся 11 класса

Итоговая контрольная  работа по русскому языку в форме ЕГЭ 11 класс

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Со​хра​не​ние куль​тур​ной среды — за​да​ча не менее важ​ная, чем со​хра​не​ние окру​жа​ю​щей при​ро​ды. (2)Утра​ты в при​ро​де до из​вест​ных пре​де​лов вос​ста​но​ви​мы, в от​ли​чие от по​терь куль​тур​ных. (3)<...> со​вре​мен​ные учёные (ар​хео​ло​ги, ис​то​ри​ки, эт​но​гра​фы, фи​ло​со​фы, пи​са​те​ли, линг​ви​сты и др.) го​во​рят о том, что за​щи​та и со​хра​не​ние куль​тур​ных осо​бен​но​стей на​ро​дов и наций ста​но​вят​ся клю​че​вым мо​мен​том че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Со​хра​не​ние окру​жа​ю​щей среды — за​да​ча не менее важ​ная, чем со​хра​не​ние куль​ту​ры на​ро​дов и наций.

2) Клю​че​вым мо​мен​том че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния ста​но​вит​ся за​щи​та и со​хра​не​ние куль​тур​ной спе​ци​фи​ки на​ро​дов и наций.

3) Ар​хео​ло​ги, ис​то​ри​ки, эт​но​гра​фы, фи​ло​со​фы, пи​са​те​ли и линг​ви​сты изу​ча​ют куль​тур​ные осо​бен​но​сти на​ро​дов и наций.

4) Учёные счи​та​ют, что со​хра​не​ние куль​тур​ной спе​ци​фи​ки на​ро​дов и наций и её за​щи​та –это клю​че​вой мо​мент че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния.

5) По мне​нию со​вре​мен​ных учёных, утра​ты в при​ро​де до из​вест​ных пре​де​лов вос​ста​но​ви​мы, в от​ли​чие от по​терь куль​тур​ных.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Од​на​ко

По​это​му

На​при​мер,

На​о​бо​рот

В то же время

3. Про​чи​тай​те фраг​мент сло​вар​ной ста​тьи, в ко​то​рой при​во​дят​ся зна​че​ния слова СРЕДА. Опре​де​ли​те зна​че​ние, в ко​то​ром это слово упо​треб​ле​но в пер​вом (1) пред​ло​же​нии тек​ста. Вы​пи​ши​те цифру, со​от​вет​ству​ю​щую этому зна​че​нию в при​ведённом фраг​мен​те сло​вар​ной ста​тьи.

 СРЕДА́, -ы, вин. среду, мн. среды, сред, сре​дам, жен.

1. Ве​ще​ство, за​пол​ня​ю​щее про​стран​ство, а также тела, окру​жа​ю​щие что-н. Воз​душ​ная с. Пи​та​тель​ная с. (жид​кая или твёрдая смесь ве​ществ, на к-рой вы​ра​щи​ва​ют​ся мик​ро​ор​га​низ​мы; также перен.: усло​вия, бла​го​при​ят​ные для су​ще​ство​ва​ния, по​рож​де​ния чего-н.).

2. ед. Окру​же​ние, со​во​куп​ность при​род​ных усло​вий, в к-рых про​те​ка​ет де​я​тель​ность че​ло​ве​че​ско​го об​ще​ства, ор​га​низ​мов. Гео​гра​фи​че​ская с. Охра​на окру​жа​ю​щей среды.

3. ед. Окру​жа​ю​щие со​ци​аль​но-бы​то​вые усло​вия, об​ста​нов​ка, а также со​во​куп​ность людей, свя​зан​ных общ​но​стью этих усло​вий. Со​ци​аль​ная с. Из ра​бо​чей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о не​воз​мож​но​сти расти, раз​ви​вать​ся из-за не​бла​го​при​ят​но​го окру​же​ния; устар. и шутл.).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

крАны

некролОг

экспЕрт

тортОв

Отрочество

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Мотылёк сейчас только вспомнил, что у него в кармане всего тридцать копеек, а плата за АБОНЕМЕНТ в месяц с залогом превышала эту сумму ровно в семь раз.

"До востребования" означало, что АДРЕСАТ сам должен получить письмо на почтамте.

Он [Мурзик] прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал - воевал с НЕПРИГЛЯДНОЙ октябрьской ночью.

Мы должны быть БЛАГОДАРНЫМИ сыновьями нашей великой матери — Древней Руси.

Под сводами нового храма, выстроенного лет пять назад, в БУДНИЙ день и в час, свободный от службы, искали утешения всего несколько человек.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

спелых АБРИКОСОВ

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

здоровые ДЁСНА

МОКЛА под дождём

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении

предложения с причастным оборотом

1).Никто из тех, кто играл в школьной волейбольной команде,

не стал профессиональным спортсменом.

Б) ошибка в построении

сложноподчиненного предложения

2). Дорога привела нас к деревеньке, поразившей всех

своим заброшенным видом.

В) нарушение в построении предложения

с несогласованным приложением

3). На уроке литературы мы рассуждали, что в своих рассказах

А.П. Чехов по-новому покахал тип «маленького» человека.

Г) неправильное построение предложения

с деепричастным оборотом

4).Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

Д) неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом

5). Изучая растения средней полосы, используется озеленение участков.

6). Грибники вышли на поляну, где росла одинокая ёлочка, окружённая хороводом маслят.

7). О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

8). Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.

9). Я спрсил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

огл..шение

б..ланс

р..спублика

к..талог

приск..кать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..свистывать, пр..мудрый

в..кружить, бе..корыстный

о..гадать, пре..усмотреть

пр..клеить, пр..неприятный

о..ключить, по..пустить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расстра…ваться

овлад..вать

завистл..вый

заканч..вать

доверч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

постел..шь

движ..мый

уменьш..нный

подкол…шь

обид…вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Во всем его облике Иван не видел теперь ни тени былой враждебности, немец был прост, деятелен, по каким-то признакам в нем чувствовался открытый, (не)злой человек.

«Успокойте друга», - сказал он, (не)изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка.

У него глаза потухли, и в них (не)сверкали отблески вечернего солнца.

Мне вовсе (не)интересно схватить насморк.

Сам (не)знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.

Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО) беспорядок.

Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, ТАК(ЖЕ) жиз​ненно необходима.

Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.

(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Над дет​ской кро​ват​кой висел тка(1)ый ков​рик, на ко​то​ром огне(2)ая лиса во​ло​чи​ла в зубах рас​тре​па(3)ого бе​ло​го пе​ту​ха, уно​си​ла его куда-то за синие лесы, за вы​со​кие горы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу.

2) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял.

3) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.

4) Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена.

5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ип​по​лит Мат​ве​е​вич (1) то​мясь сты​дом (2) стоял под ака​ци​ей и (3) не глядя на гу​ля​ю​щих (4) твер​дил три за​учен​ные фразы.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уди​ви​тель​но при​ят​ным за​ня​ти​ем (1) пом​нит​ся (2) было для меня ле​жать на спине в лесу и гля​деть вверх. Тогда небо (3) ка​за​лось (4) без​дон​ным морем, рас​сти​лав​шим​ся перед гла​за​ми.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые.

Боль​шие (1) свет​лые зда​ния (2) окна ко​то​рых (3) от​ра​жа​ли пер​вые сол​неч​ные лучи (4) бе​жа​ли по обе сто​ро​ны до​ро​ги.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Не бы​ва​ет скуч​но в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) по​вни​ма​тель​нее взгля​ни​те на самую обык​но​вен​ную берёзу (4) ко​то​рая встре​тит​ся на вашем пути.

Прочитайте текст и выполните задания 20–24.

(1)В 1969 году в во​ро​неж​ской «Ком​му​не» я про​чи​тал за​мет​ку «За​жи​во по​гребённый» о че​ло​ве​ке, ко​то​рый в сорок вто​ром году де​зер​ти​ро​вал из армии и в те​че​ние два​дца​ти лет укры​вал​ся на чер​да​ке. (2)Он не​дав​но спу​стил​ся на землю и на​звал своё имя. (3)Тон​ких Ни​ко​лай. (4)Слу​чай не​ве​ро​ят​ный. (5)Как жур​на​лист, я не​мед​лен​но вы​ехал в Во​ро​неж​скую об​ласть...

(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь от​кры​ла жен​щи​на лет се​ми​де​ся​ти. (9)Хо​зяй​ка не рада гостю, но голос ис​ка​тель​ный.

–(10)Сей​час по​зо​ву Ни​ко​лая...

(11)Ни​ко​лай, как потом ока​за​лось, пер​вым уви​дел гостя – и сразу в сарай.

(12) Лю​бо​му че​ло​ве​ку в его по​ло​же​нии вся​кий раз​го​вор не​при​я​тен и тя​го​стен.

(13) Но гость сидит на ска​мей​ке, до​стал си​га​ре​ты, за​ку​рить пред​ла​га​ет – надо под​дер​жи​вать раз​го​вор.

(14)Слово за сло​вом я узнаю тра​ге​дию че​ло​ве​ка-труса.

(15)В сорок вто​ром, когда по​лы​хал Во​ро​неж, когда немцы рва​ну​лись к Волге, с хол​що​вы​ми сум​ка​ми за пле​ча​ми из Битюг-Матрёновки в Ли​пецк шла груп​па ребят.

(16)Парни спе​ши​ли к месту, где люди по​лу​ча​ли вин​тов​ки, потом са​ди​лись в теп​луш​ки и от​прав​ля​лись к Волге. (17)Каж​дый по​ни​мал, что ждёт его, но от стра​ха руки толь​ко креп​че сжи​ма​ли вин​тов​ку.

(18)А он ис​пу​гал​ся и бро​сил дру​зей, глу​хи​ми до​ро​га​ми пошёл назад, к дому.

(19) В под​сол​ну​хах до​ждал​ся по​лу​но​чи и, ози​ра​ясь, по​сту​чал в хату у Би​тю​га.

–(20)Мама, от​крой...

(21)Мать сжала его в объ​я​ти​ях.

–(22) Сынок... (23)Живой, здо​ро​вый. (24)Ни​ко​му не отдам... (25)Один раз живём...

(26)Так на​ча​лись страш​ные два​дцать лет жизни на чер​да​ке возле печ​ной трубы.

(27)Семь тысяч дней, по​хо​жих как близ​не​цы. (28)На​пе​речёт из​вест​ные звуки: это мать доит ко​ро​ву, это сест​ра по​ве​си​ла на стен​ку порт​фель, это скребётся мышь, это чер​вяк точит стро​пи​ла... (29)При каж​дом не​зна​ко​мом звуке че​ло​век у трубы вздра​ги​вал, сжи​мал​ся в комок.

(30)Летом, в тёмные часы между зо​ря​ми, че​ло​век спус​кал​ся к земле. (31)Ози​ра​ясь, он об​хо​дил во​круг хаты, тро​гал ру​ка​ми под​сол​ну​хи, при​кла​ды​вал ла​до​ни к осты​ва​ю​щим после днев​ной жары тык​вам. (32)Уснув​шие куз​не​чи​ки ша​ра​ха​лись из-под ног. (33)Че​ло​век думал: «Это они меня бо​ят​ся… (34)Часто думал: спу​щусь к людям, рас​ска​жу всё. (35)Бо​ял​ся. (36)Уже не кары за тру​сость бо​ял​ся – бо​ял​ся жизни. (37)Я за​ви​до​вал тем ре​бя​там, ко​то​рые не вер​ну​лись. (38)Я думал: им хо​ро​шо, лежат спо​кой​но, им носят цветы, их пом​нят. (39)А я... (40)Зачем?.. (41)Много раз тро​гал ру​ка​ми верёвку. (42)Ми​ну​та, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз...»

(45)Так через два​дцать лет ого​ро​да​ми к сель​со​ве​ту прошёл ни​ко​му не зна​ко​мый че​ло​век, на​звал себя… (46)Вот и вся тра​ги​че​ская и жал​кая судь​ба де​зер​ти​ра, про​ме​няв​ше​го живую жизнь на бес​ко​неч​ные годы стра​ха. (47)Он живёт те​перь среди нас, сам за​ра​ба​ты​ва​ет свой хлеб. (48)Он устаёт на ра​бо​те, из​бе​га​ет людей. (49)Спит он по-преж​не​му на чер​да​ке. (50)«Никак не при​вык​ну к избе...» (51)Ве​че​ра​ми, перед тем как по​лезть на чер​дак, долго стоит во дворе, про​во​жа​ет закат.

(52)Тру​сость в тяж​кий для Ро​ди​ны час тре​бу​ет на​ка​за​ния. (53)Но у кого под​ня​лась бы сей​час рука на этого жал​ко​го, ссох​ше​го​ся, с по​тух​ши​ми от стра​да​ния гла​за​ми че​ло​ве​ка, пе​ре​жив​ше​го семь тысяч дней стра​ха, на​ка​зав​ше​го себя сверх вся​кой меры! (54)Этот че​ло​век и те​перь го​во​рит: «Живём один раз». (55)Но он по​ни​ма​ет, как бес​по​щад​ны для него эти слова. (56)Два​дцать зо​ло​тых лет зачёрк​ну​то в жизни. (57)Да и те​перь что за жизнь? (58)Не вся​кий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, ост​рый слух ловит шёпот:

–(60)Де​зер​тир...

(61)Пре​зре​ние людей – самое тяж​кое на​ка​за​ние для че​ло​ве​ка. (62)А живём один раз...

 (по В.М. Пес​ко​ву*) *Ва​си​лий Ми​хай​ло​вич Пес​ков (род. в 1930 году) − рус​ский со​вет​ский пи​са​тель, жур​на​лист, пу​те​ше​ствен​ник и те​ле​ве​ду​щий.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Де​зер​тир, живя возле печ​ной трубы, бо​ял​ся каж​до​го но​во​го звука.

2) Од​но​сель​ча​не про​сти​ли Ни​ко​лаю его тру​сость.

3) Мать с ра​до​стью встре​ти​ла сбе​жав​ше​го из армии сына.

4) Ни​ко​лай ве​че​ра​ми любит про​во​жать закат, стоя во дворе.

5) В течение двадцати лет Николай Тонких ни разу не пожалел о своём поступке, потому что сохранил самое главное - жизнь.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В пред​ло​же​ни​ях 15-16 пред​став​ле​но по​вест​во​ва​ние.

2) Пред​ло​же​ние 12 объ​яс​ня​ет при​чи​ну того, о чём го​во​рит​ся в пред​ло​же​нии 11.

3) В пред​ло​же​ни​ях 30-31 пред​став​ле​но рас​суж​де​ние.

4) В пред​ло​же​нии 53 со​дер​жит​ся опи​са​тель​ный фраг​мент.

5) В предложениях 61-62 представлено повествование.

22. Из предложений 53-55 выпишите фразеологизм.

23. Среди пред​ло​же​ний 52-62 най​ди​те такое, ко​то​рое со​еди​ня​ет​ся с преды​ду​щим при по​мо​щи союза, лич​но​го ме​сто​име​ния и ука​за​тель​но​го ме​сто​име​ния. На​пи​ши​те номер этого пред​ло​же​ния.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ  справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. Рас​ска​зы​вая о слож​ной, про​ти​во​ре​чи​вой судь​бе де​зер​ти​ра, В.М. Пес​ков ис​поль​зу​ет раз​лич​ные син​так​си​че​ские сред​ства. Среди них особо сле​ду​ет от​ме​тить _______ (пред​ло​же​ния 13, 18, 31), ко​то​рые де​ла​ют по​вест​во​ва​ние более ди​на​мич​ным, а также_________(пред​ло​же​ния 35, 39, 40, 42), по​мо​га​ю​щие пе​ре​дать ду​шев​ное вол​не​ние и ско​ван​ность пер​со​на​жа. Лек​си​ка тек​ста про​ста и не​за​мыс​ло​ва​та, как скуд​ная со​бы​ти​я​ми жизнь глав​но​го героя. Ощу​ще​ние од​но​об​ра​зия, бо​лез​нен​ной мо​но​тон​но​сти по​мо​га​ют пе​ре​дать мно​го​чис​лен​ные __________ («думал» в пред​ло​же​ни​ях 33, 34, 38; «бо​ял​ся» в пред​ло​же​ни​ях 35, 36). В свою оче​редь, уме​лое ис​поль​зо​ва​ние ав​то​ром тро​пов, в част​но​сти __________ («жал​кая судь​ба» в пред​ло​же​нии 46, «тяж​кий час» в пред​ло​же​нии 52), до​бав​ля​ет ко​ло​ри​та, ожив​ля​ет по​вест​во​ва​ние.

Спи​сок тер​ми​нов:

1) не​пол​ные пред​ло​же​ния

2) эпи​тет(-ы)

3) пар​цел​ля​ция

4) ги​пер​бо​ла(-ы)

5) ри​то​ри​че​ские во​про​сы

6) ряды од​но​род​ных чле​нов

7) срав​не​ние(-я)

8) ри​то​ри​че​ские вос​кли​ца​ния

9) лек​си​че​ские по​вто​ры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Для учителя

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Книга для учителя. 10—11 классы. Базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2010.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Дидактические материалы. 10—11 классы. Базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2011.

Нарушевич А. Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10—11 классы. – М.: «Просвещение», 2016.

Золотарева  И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: «ВАКО», 2009.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». М.: Просвещение, 2014.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ  РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ

http://drofa–ventana.ru — сайт Объединённой издательской группы «Дрофа — Вентана‑Граф». http://www.philology.ru — «Филологический портал».

http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».

http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».

 http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».

http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

http://www.gramota.ru — «Грамота. ру» (справочно‑информационный интернет‑портал «Русский язык»).

 http://www.about‑russian‑language.com — сайт по культуре речи. http://www.languages‑study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).

http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).

http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.

http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).

http://www.school‑collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.urokirus.com — онлайн‑уроки русского языка (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии , 11 класс, базовый уровень, 2 часа в неделю.

Использовалась программа общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2010 год.Программа включает три раздела:поясни­тельную записк...

Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)

Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену  по предмету в форме ГИА....

Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по английскому языку 5класс Базовый уровень Основное общее образование

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по английскому языку В.Г.Апалькова, Ю.Е.Ваулиной, О.Е.Подоляко "Программы образовательных учреждений" Английский язык. Предметная линия учебн...

рабочая программа по английскому языку Spotlight (базовый уровень)

Рабочая прграмма разработата в соотвествие с требованиями ФГОС и ФК ГОС и рекомендована для использования в учебном процессе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по французскому языку (ФГОС) (базовый уровень) для учащихся 5-9 классов на 102 часа (3 часа в неделю)

СодержаниеПланируемые результаты обучения ……………………………………………3Содержание учебного п...