Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Роль личных местоимений в речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта урока в 6 классе на тему «Роль личных местоимений в речи» по УМК В.В. Бабайцевой
Цель урока: формирование умения выявлять и обосновывать роль личных местоимений в речи.
Задачи урока:
- формировать умение применять ранее полученные знания в новой ситуации; осмыслить правильность использования личных местоимений;
- развивать аналитические способности учащихся (умение выделять, обобщать), умение владеть языковыми навыками; умение практического применения полученных знаний;
- способствовать воспитанию культуры речи, уважения к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов, знакомить с общепринятыми нормами общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_6_klasse_rol_lichnyh_mestoimeniy_v_rechi.docx | 50.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 6 классе на тему «Роль личных местоимений в речи» по УМК В.В. Бабайцевой
Цель урока: формирование умения выявлять и обосновывать роль личных местоимений в речи.
Задачи урока:
- формировать умение применять ранее полученные знания в новой ситуации; осмыслить правильность использования личных местоимений;
- развивать аналитические способности учащихся (умение выделять, обобщать), умение владеть языковыми навыками; умение практического применения полученных знаний;
- способствовать воспитанию культуры речи, уважения к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов, знакомить с общепринятыми нормами общения.
Методы и приемы: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение над языком, анализ языковых явлений, самостоятельная дифференцированная работа, работа в парах, анализ поэтического текста.
| ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: сформированные УУД | ||||
Организация начала урока (создается атмосфера доброжелательности и творческой активности). Учитель: Здравствуйте! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения и новые открытия. Отгадайте загадки! Можно советоваться в паре. -В каком местоимении одна буква, но два звука? ( Я) -Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ) -Сколько личных местоимений в слове семья? ( СЕМЬ) -Когда тарелки чистые, о них говорят 3 местоимения, что они ВЫ-МЫ-ТЫ. Этап мотивации. Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность Прочитайте выразительно предложения друг другу в паре (на слайде). Со школьных лет чу..ствовал я кр..соту р..дного языка. В нем меня привл..кала его звучность, б..гатство слов и выражений. К. Паустовский - Найдите в предложениях местоимения. К какому разряду они относятся? - Вместо какого слова употреблено во втором предложении местоимение в НЕМ? Для чего? С какой целью? Обсудите в парах. Как вы думаете, какова будет тема урока? Формулирование цели. Изобразим дерево ожиданий и опасений. АМО «Дерево ожиданий». Используйте опорные слова. (Запись в тетради) (2 мин) Что ожидаю от урока? Чего опасаюсь? Вернемся к нашим деревьям в конце урока. | Учащиеся проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя Активно участвуют в диалоге с учителем и друг другом, отгадывают загадки, обсуждают в паре. 2. Читают предложения выразительно, слушают одноклассников. Находят местоимения в предложении. Определяют разряд местоимений, активно обсуждают результаты в парах. Формулируют тему урока: «Роль личных местоимений в речи». Учащиеся формулируют цель урока: - повторить изученное о личном местоимении; - уточнить роль местоимений в речи; - совершенствовать умение - использовать личные местоимения в устной и письменной речи (рисуют дерево в тетради) | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. - формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - принятие и сохранение учебной задачи. Предметные: -выразительное чтение; -определение местоимений по их морфологическим признакам; -определение роли местоимений в текстах различных стилей. Познавательные: - умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая критерии; устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя. Познавательные: - умение формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач; Познавательные: - умение применения знаково-символических действий, включая моделирование. Регулятивные: умение прогнозировать результаты своей деятельности | ||||
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
•описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: сформированные УУД | ||||
Проверим, как вы усвоили теоретический материал прошлого урока. Работаем в парах с соседом. АМО «Ложное и верное утверждение». На раздаточном материале и слайде утверждения. Отметьте плюсом верные утверждения, минусом – ложные. 1. Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – личные местоимения. 2. Личные местоимения с предлогами пишутся слитно. 3. При склонении личного местоимения меняется всё слово. 4. Местоимения 3 лица изменяются по родам. 5. При употреблении местоимений 3 лица с предлогами добавляется буква Н. 6. Личные местоимения могут быть в предложении только подлежащими. (3 минуты) Подумайте, как можно оценить это задание? На слайде появляются верные ответы. | Читают утверждения, активно обсуждают в паре, ставят + или -. Предлагают оценить по количеству верных ответов. Все ответы верные – отметка 5. 5-4 верных ответа – отметка 4 3 верных ответа – отметка 3 1-2 – отметка 2. Оценивают себя. Ставят отметки. | Предметные: опознавать местоимение как часть речи, знать их морфологические признаки, разряды по значению Личностные: Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные: Сформированность умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая критерии; устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя Регулятивные: Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. Сформированность умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | ||||
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
| ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: сформированные УУД | ||||
Добывание знаний в новой ситуации. Работа с деформированным текстом. Прочитайте текст (раздаточный материал) и на слайде. Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца, и ласточка просила отдать его обратно. Я не понимал, что ласточке нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Ласточка летает около человека и ловит их на лету. -Определите тему текста и основную мысль. - Вам понравился рассказ? Есть в нем ошибки? - Как это исправить? Сформулируйте задание, посоветовавшись с соседом по парте. Выполните его. - Ребята, этот текст из произведения русского писателя К. Г. Паустовского, произведения которого проникнуты любовью к Родине, родному языку. Проверьте правильность исправлений (на слайд выводится текст писателя в оригинале) Для чего же нужны местоимения в речи? Как вы поняли? Какую роль они выполняют? Закончите фразы (на слайде). Прием «Незаконченные предложения» (карточка-информатор, в которой отражены основные положения по новой теме, есть в раздаточном материале на парте)
Просторы нашей Родины необъятны и богаты так же, как богат русский язык. И с каждым днем мы узнаем что-то новое о родной природе, читая рассказы мастеров слова. Физкультминутка Учитель: Прошу встать, выйти из-за парт. Нужно встать на цыпочки, потянулись высоко, когда услышите личное местоимение в песне Софии Ротару на стихи Р. Рождественского «Я, ты, он, она…» Садитесь, пожалуйста. |
Читают текст. Учащиеся формулируют задание: отредактировать текст, убрав неоправданный повтор существительного ласточка После редактирования: Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету. К.Г.Паустовский Ответы учащихся: Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Но иногда употребление одного и того же местоимения может выполнять определенную функцию в художественном тексте. | Предметные: - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края, народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Познавательные: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий. Коммуникативные: Сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений). Регулятивные: Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. Сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. Регулятивные: Сформированность умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | ||||
4. Закрепление учебного материала, предполагающее: • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: сформированные УУД | ||||
Работа в группах. Прочитайте предложения на карточках и сформулируйте задание сами. Сестра поступила в артистическую труппу; она скоро уезжает на гастроли. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он не явился. Сделайте вывод: как можно устранить двусмысленность? Обсудите в группе. Предложите варианты решения проблемы. Какую роль выполняют местоимения в речи? Попробуйте объяснить это в группе тем, кто еще не до конца разобрался в теме. ( 4 минуты) Работа с поэтическим текстом. Два подготовленных ученика наизусть читают стихотворения русских поэтов А.Фета и В.Бокова.. Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно, радостно мне! Вот я стою, Вот я иду, Словно таинственной речи я жду. Эта заря, Эта весна Так непостижима, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты – благодатная тайна моя. Беседа. Личное местоимение «Я» очень часто употребляется в поэтической речи. Вспомним, почему? А в повседневной речи всегда ли уместно частое употребление местоимения я? Что можно сказать о человеке, который часто «якает»? (Во время беседы несколько человек работают индивидуально по карточкам, можно в паре. Через 5-7 минут предлагается ответ для сравнения и оценки своего ответа.) Карточка 1 Анализ речевой ситуации 1 В автобусе один пассажир обращается к другому: «Эй, ты, выходишь?» Можно ли сказать, что автор реплики - вежливый и грамотный человек? Какое правило речевой культуры он нарушил? Почему местоимение, как правило, не может быть обращением? А как правильно обратиться в такой ситуации? Карточка 2 Анализ речевой ситуации 2 Прочитайте диалог. Мальчик раньше обычного вернулся из школы. -Почему так рано?- удивилась бабушка -А она заболела -Кто она? Какое правило речевого общения нарушил мальчик? Как проявилось в его реплике неуважение? Карточка 3 Вам не раз в своей жизни понадобится умение правильно употреблять местоимение Вы. Составьте предложение, употребив вежливое ВЫ. Запишите его. Как запишем Вы? Беседа. Иногда употребление одного и того же местоимения может выполнять определенную функцию в художественном тексте. Откройте учебник на стр. 235, упр. 638. Послушайте текст. Читает выразительно подготовленный ученик. Самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России. Произошло оно довольно поздно, когда мне было уже под тридцать лет. Конечно, и до этого я бывал в Средней России, но всегда мимоходом и наспех. Так иногда бывает: увидишь какую-нибудь полевую дорогу или деревушку на косогоре – и вдруг вспомнишь, что уже видел её когда-то очень давно, может быть, даже во сне, но полюбил всем сердцем. Так же случилось у меня со Средней Россией. Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил её как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки. С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские места о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я не отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Тарусу – на её скромных берегах я теперь часто и подолгу живу. С этим кустом и с пасмурным небом, помаргивающими дождями, с дымком деревень и сырым луговым ветром отныне накрепко связана моя жизнь. (К.Г. Паустовский.) Это автобиографические записки К.Паустовского. Употребление каких местоимений характерно для автобиографических записок? Почему? Определите главную мысль текста. Запишите ее в виде предложения. Однажды С.Есенин сказал: «Меня всегда поражают изумительные краски пробуждающейся весны, земли, и я горжусь тем, что россиянин». (высказывание на слайде) Согласны ли вы с поэтом? Вы гордитесь тем, что вы россияне? Думаю, нам есть чему поучиться у Паустовского – любви к своей Родине, желанию быть полезным в своей стране. | Читают предложения. Советуются в группе. Предлагают варианты заданий:
Правильные ответы: а) Сестра поступила в артистическую труппу и скоро уезжает на гастроли; б) Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли.) Когда Оля заболела, мама стала очень нервной. К начальнику цеха вызвали монтера, но он не явился. Делают вывод: устранить двусмысленность можно, правильно конструируя предложения, ставя местоимение, заменяющее существительное, рядом с этим существительным. Читают выразительно стихотворения, отвечают на вопросы. Выполняют индивидуальные задания. Предполагаемый ответ: В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии, поэтому повествование ведется от первого лица. Предполагаемый ответ: Человек, часто употребляющий местоимение «Я», хвастлив, выставляется напоказ. В общении это неуместно и может оттолкнуть собеседника. Предполагаемый ответ: Такое обращение говорит о низкой культуре человека и может обидеть. Автор реплики нарушил правило речевого этикета. Необходимо доброжелательно и тактично обращаться к незнакомым людям, используя слова вежливости, например: «Извините, молодой человек, вы выходите?» Предполагаемый ответ: Если вы рассказываете о каком-то человеке, необходимо сначала назвать человека, о котором идет речь, а уже потом употреблять местоимение, заменяющее существительное. Иначе возникнет двусмысленность или недопонимание между собеседниками. Предполагаемый ответ: «Уважаемая, Татьяна Петровна! Мы Вас очень любим», - говорили выпускники. В данном случае Вы пишется с большой буквы. Так как автобиография - это описание своей жизни, то в подобных произведениях уместно повторение местоимения «я». Собственная биография — жанр документально-художественных произведений, преимущественно в прозе. Учащиеся формулируют основную мысль. Записывают. Предполагаемый ответ: Самое важное в жизни человека – любовь и бережное отношению к земле, и к всему, что находится на ней. Участвуют в беседе. Выражают свое отношение к теме высказывания. | Предметные: - употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Коммуникативные: - Сформированность умений самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности. - Сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений). Познавательные: Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач. Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников; Предметные: - оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. - Уметь выразительно читать поэтический текст, определять его тему, идею; - уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края, народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Познавательные: Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач. Познавательные: Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения. Коммуникативные: Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи. Познавательные: Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения. Личностные УУД: Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; Коммуникативные: - Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи. - Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. | ||||
5. Организация итоговой рефлексии:
| ||||||
Деятельность учителя Вернемся к дереву ожиданий, которое рисовали в начале урока. Какие ожидания ваши стали явью на уроке? Опасения остались? Прием «Незаконченные предложения» Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что личные местоимения…. Я вспомнил(а) о том, что … Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… | Деятельность учащихся Делятся впечатлениями об уроке, своей работе на уроке, продолжают предложения, оценивают свою активность на уроке и прогнозируют дальнейшую работу дома. | Результаты: сформированные УУД Регулятивные: Сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. | ||||
6. Задание на дом (может быть включено в этап итоговой рефлексии), включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: сформированные УУД | ||||
Чтобы закрепить умение правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи, избегая неуместных повторов слов в речи, предлагаю дома выполнить задания по выбору:
Успехов в учении! До свидания! Урок окончен. | Слушают, задают вопросы, уточняют, предлагают свои варианты выполнения задания. Собирают вещи,прощаются. | Личностные: Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде. Личностные: Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; Предметные: - опознавать местоимение как часть речи, знать их морфологические признаки, разряды по значению; - создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Неопределенные местоимения".
Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....
технологическая карта урока русского языка в 5 классе местоимение
технологическая карта урока русского языка в 5 классе местоимения...
Технологическая карта урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 5 класс.
К технологической карте урока прилагается конспект урока, а также 2 слайда....
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. "Местоимение"
Технологическая карта урока по теме "Местоимение" в 5 классе.В карте представлены тренировочные задания. + приложение (текст)...
Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс
Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"
Технологическая карта урока изучения нового материала...