Сценарный план урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Климова Татьяна Ивановна

  Тема: Устаревшие слова

  Цель: способствовать усвоению учебного материала в разделе «Лексика», познакомить учащихся с устаревшими словами, выяснить причины выхода их из активного речевого употребления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_uroka.docx941.27 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: Устаревшие слова

  Цель: способствовать усвоению учебного материала в разделе «Лексика», познакомить учащихся с устаревшими словами, выяснить причины выхода их из активного речевого употребления.

Планируемые результаты:

  • предметные:  знакомство с новым  учебным материалом, формирование умения опознавать устаревшие слова, их роль  в текстах художественного стиля.
  • метапредметные: владение  навыками  устной речи и  письма, умения определять цель предстоящей деятельности,  ориентироваться в материале учебника, обобщать, делать выводы, свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
  • личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому совершенствованию, личностной самостоятельности,  раскрытию творческих возможностей.

Оборудование: музейные экспонаты, словари, карточки, презентация

Тип урока – урок изучения нового материала

Форма урока –  путешествие

Методы урока: словесный, исследовательский, творческая деятельность

                                                  Ход урока

1. Мотивационное начало урока.

(Учитель читает наизусть)

Люблю старинные слова:

их первозданное звучанье –

как осознание родства,

как прошлой жизни воссозданье.

Как возвышают нашу речь

Слова «возлечь», «наречь», «оплечь» -

Их старость блещет новизною.

И я богаче всех, пока

Владею чувством языка –

неисчерпаемой казною.

 - Какова главная мысль данного стихотворения? (ответы учащихся)

Найдите слова, несущие главную информацию стихотворного отрывка.

Это слова станут эпиграфом сегодняшнего урока.

Слово учителя. Сегодня мы продолжим путешествие по миру Лексики.

Чтобы  успешно двигаться дальше, вспомним учебный материал, изученный  на предыдущих уроках.

  1.  Актуализация опорных знаний по разделу «Лексика».

Блиц – вопросы:

  • Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением…
  • Слова, одинаковые в произношении и написании, но разные по лексическому значению…
  • Слова, употребляемые жителями той или иной местности…
  • Слова, связанные с особенностями профессии людей…
  • Все эти понятия изучаются в разделе …
  1. Постановка темы и цели урока

Создание проблемной ситуации

    - Ребята,  хочу обратить  ваше внимание на предметы, которые я взяла из школьного музея старины (серп, ухват, лапти, пральник, гребень,  светец).

(слайд презентации)

C:\Documents and Settings\школа\Рабочий стол\Фото музей конкурс\IMG_0259.jpg

    Беседа с учащимися:

- Какие предметы вам знакомы?

- Для чего они служат?

- Какие предметы вы видите впервые?

- Используются ли эти предметы в нашей сегодняшней жизни?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Как вы понимаете значение слова «устаревшие»?

    4. Изучение нового материала.

- Обратимся к теоретическому материалу в учебнике на с.75 – 76.

Задание: прочитайте, изучите самостоятельно теорию по теме «Устаревшие слова». Продолжите начатые предложения (индивидуальные карточки)

 Карточка 

* Устаревшие слова – это…

* Они делятся на два разряда - …

* Архаизмы имеют в современном языке…

* Устаревшие слова употребляются в толковых словарях с пометой…

5. Первичное закрепление

Работа с толковыми словарями.

 Задание: найдите в словарях устаревшие слова, что они обозначают.

 

 - А теперь я назову вам лексические значения  слов, а вы попробуйте назвать слова.

(слайд презентации)

C:\Documents and Settings\школа\Рабочий стол\Фото музей конкурс\IMG_0258.jpg

* Мельничный каменный круг для размола зёрен в муку - …

* Подвесная колыбель - …

* Короткий тяжёлый стержень для толчения чего-нибудь в ступе - …

* Широкий сосуд с фитилём, употребляемый для освещения - …

* Приспособление для расчёсывания чего-нибудь (например, льна, шерсти) ...

- Ребята, названные вами предметы,  есть в нашем школьном музее, и мы с вами обязательно  ещё раз побываем в нём, прикоснемся к жизни и быту наших прабабушек и прадедушек.

6. Динамическая пауза.

- Сейчас мы поиграем с вами в игру. Выясним, кто  из вас самый внимательный.

Встаньте прямо, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды, ланиты.

- Повторите движения самостоятельно. Обратите внимание на картинку.

- Назовите прозвучавшие устаревшие слова. К какой группе вы их отнесёте: историзмам или архаизмам? Подберите к ним современные синонимы. (Словарь синонимов)

7. Закрепление изученного.

- Теперь вас ждёт исследовательская работа. Обратимся к материалу учебника на с.76.

135. Прочитайте отрывок из книги «Юность полководца» об Александре Невском (XIII век). Озаглавьте текст. Назовите в нём устаревшие  слова. В связи с чем они перестали употребляться?

• Выпишите слова  с выделенными орфограммами.

С утра оба княжича*,  Фёдор и Александр,  рано пришли в  свою1 светлицу, где их уже поджидал иеромонах Варсонофий с  старой книгой псалтыри*. Усевшись за стол и водя деревянными  указками по строкам, оба мальчика стали нараспев читать. Косой луч утреннего солнца, пробившись сквозь оконце с заморскими2 цветными стёклышками, яркими пятнами падал на пожелтевшие страницы большой книги.

Когда чтение окончилось, Варсонофий положил перед мальчиками по небольшому листу харатьи* и княжичи стали выводить  гусиными перьями замысловатые буквы.

                                                                                              (По В. Яну)

– Какой вывод можно сделать на основе нашего исследования?

( С течением времени в языке происходят изменения настолько серьезные, что часто невозможно обойтись без перевода и пояснений).

 - В современной литературе мы нередко встречаем устаревшие слова. Вы не задумывались, с какой целью их употребляют писатели?

- Обратимся к материалу учебника.  Какие предметы старины мы могли бы поместить в наш школьный музей?

133. Художника попросили нарисовать древнерусского воина.  По рассеянности он кое в чём перепутал прошлое и настоящее. Какие ошибки допустил художник? Что он должен был  нарисовать? Какие устаревшие слова вы употребили в своём ответе?

Для  того  чтобы точнее рассказать  о  жизни  людей прошлом, писатели используют в своих произведениях устаревшие слова.

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание носит вариативный характер. (Выбор варианта предоставляется учащимся).

  1. Подготовить устный или письменный рассказ на тему «О чем рассказывают устаревшие слова».
  2.  Нарисовать предмет, вышедший из употребления, рассказать о слове, называвшем этот предмет.
  3. Из произведений А.С. Пушкина  выписать в тетрадь  примеры устаревших слов. Дать их толкование.

10. Стадия рефлексии.

1. Что изучили на уроке?

2. Понятен ли вам новый материал?

3. Было ли на уроке интересно?

4. Что сделало урок познавательным?

5.  Как вы оцениваете свою работу на уроке?

             Используемые материалы:

  1. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений»/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014 г.
  2. «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы»

/ Авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016г.

  1. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс. – М. «ВАКО», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА "Измерение углов"

Конспект урока и технологическая карта урока...

Сценарный план урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты загадки"

Урок по литературе в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС  "Секреты загадки" (сценарный план и презентация)...

Сценарный план урока английского языка в 5 классе "Путешествие в Лондон"

Разработка открытого урока в виде ролевой игры для общеобразовательного класса со средним или выше  среднего показателем качества знаний по программе к УМК «Enjoy English» («Английский с удо...

Сценарный план урока по литературе. 7 класс

Тема урока по литературе в 7 классе - "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Конспект урока составлен в соответствии стребованиями ФГОС и представля...

Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....