Сценарный план урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты загадки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Тибаева Юлия Михайловна

Урок по литературе в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС  "Секреты загадки" (сценарный план и презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_sekrety_zagadki.doc69 КБ
Office presentation icon презентация1.64 МБ

Предварительный просмотр:

             «

Методическая разработка

                      урока литературы

Тема: “Секреты загадки

Разработала: учитель русского языка и       литературы ОБОШИ

«Лицей-интернат №1»

Тибаева Ю.М.

2013

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. [ Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]/под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.

Название раздела, темы: «Фольклор»

Тема мероприятия:  «Секреты загадки»

Цели урока:  знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

                         Планируемые результаты:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. [ Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]/под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.

                                                            - 2 -

                                       Ход урока

Этапы урока

    Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Психологический настрой детей на урок.

Звучит народная музыка.

Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее?

Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. Слайд №1.

Самоопределение

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет  три жетона и больше, тот получит за урок «5».

Выявление желания знакомиться с секретами загадки.

Актуализация знаний

Постановка цели (целеполагание)

Организация деятельности по восприятию нового материала

Открытие обучающимися нового знания

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа  

Физкультминутка

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Домашнее задание

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем.

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели

личностные: самоопределение,  побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах.

логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические:  выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.  

СЛОВО  УЧИТЕЛЯ о фольклоре.

     - Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы? Дайте определение слову «фольклор».

Слайд №2

- Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор и фольклор во втором значении – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Слайд №3.

- С каким жанром фольклора мы работали на прошлых уроках?

— Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

 -   Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Слайд №4

- Какие из жанров вам уже знакомы?

 Слайд№5. Жанры фольклора.

Определение слова «загадка». Слайд №6.

 Дополнение учителя к сообщению учащихся, что такое метафора. Слайд №7

Рассмотрим , как строится загадка.

Слайд №8

Пробуем вместе составить загадку про снег.

Слайд №9.

Слайд №10.

1. Используя законы жанра, придумай загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы

3. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

Буратино потянулся,

 Раз – нагнулся,

 Два – нагнулся,

 Три – нагнулся.

 Руки в сторону развел,

 Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать.

 

***Хорошо мы с вами потрудились, на пользу!

Слайд 17

Слайд 18.

     На выбор:

  1. Сочинить загадки.
  2. Написать сочинение о родном крае, закончив загадкой.
  3. Создать книжку-малышку «Загадки».

Знакомство  с

 2мя значениями слова «фольклор»

Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о загадках.

Перечисляют известные малые жанры фольклора.

Сообщения учащихся о загадке. Способы создания, построение и происхожден.

Записывают определение «метафора» в тетрадь.

Отгадывают загадки. Делают выводы о законах построения.

Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.

Ребята работают с загадками, делают выводы, строят высказывания.

Выполняют задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...

Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...