Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный урок - это размышление над нравственными проблемами рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном опыте учащихся. На уроке прослеживается формирование УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenarn._plan_ur._po_r-zu_uroki_francuzsk.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план урока
Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Цель:
- учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои художественного произведения, понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;
- создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;
- развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Технология: развитие критического мышления, технология проблемного обучения.
Форма урока: урок-размышление.
Ресурсы: учебник литературы для 6 класса под ред. В. П. Полухиной, компьютерная презентация.
Оформление: портрет В. Г. Распутина, эпиграф - высказывание В. Г. Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства ».
Планируемые результаты обучения.
Личностные:
иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;
формировать познавательную и социальную мотивацию;
оценка действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;
уровень развития моральных суждений;
стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.
Регулятивные УУД:
планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;
прогнозировать и оценивать поступки героев художественного произведения в соответствии с ситуацией;
устанавливать последовательность событий в тексте;
осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).
Познавательные УУД:
выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;
формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;
формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;
классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;
создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;
понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
сотрудничать в совместном решении проблемы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1. Оргмомент | -Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в день рождения В. Г. Распутина. | Коммуника-тивные: конструктивное общение | |
2.Целеполага-ние и мотивация | -Писатель как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства».(Слайд №1) -Как вы понимаете эти слова? -Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? -Как одним словом можно назвать эти чувства? -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? -Запишите тему урока «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»(Слайд №2) -А почему уроки? Какие ассоциации у вас вызывает это слово? -Посмотрите еще раз на тему урока и подумайте, в чем нам предстоит разобраться? | (Несколько человек высказывают свое мнение.) -На примерах поступков героев мы учимся хорошему поведению, пониманию друг друга, воспитываем в себе положительные качества характера. -Доброты, сострадания, душевной щедрости, бескорыстия. -Нравственность. -О нравственности. -Школа, учебный предмет, знания, воспитание. -В чем состоят уроки нравственности? Кто дает эти уроки? Кому? | Личностные: формирование познаватель-ных мотивов, интереса к новому, иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах; уровень развития моральных суждений. Регулятивные умение ставить перед собой цель, выстраивать алгоритм действий |
3.Актуализация знаний. | -Кого вы считаете главным героем рассказа? -Что мы знаем о мальчике? Проверьте друг у друга цитатный план, составленный дома на основе вопросов, и расскажите о герое. (Вопросы и пункты предполагаемого плана демонстрируются на экране с помощью проектора. Слайды №3-7) 1. Почему мальчик оказался в райцентре? 2. Как он чувствует себя на новом месте? 3. Почему он не убежал в деревню? 4. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? 5. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? -Нарисуйте в тетрадях таблицу из двух колонок. Первую обозначьте «мальчик». Впишите в таблицу черты характера главного героя. Зачитайте. -Я тоже наблюдала за героем. Вот что у меня получилось. (Слайд №8). Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. (Прием «ловушки»: среди перечисленных черт характера есть несвойственные мальчику черты).- Если желаете, допишите не отмеченные вами черты характера. ( -Молодцы! | -Мальчика, Лидию Михайловну. (Цитатный план) 1.«Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр». 2.«Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни». 3. «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…» 4. «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.» 5. «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока». -Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, упрямство в достижении цели, самолюбие, благородство. (Дети замечают ошибки: любовь к игре, беззаботность.) | Регулятивные находить нужную информацию с помощью текста. Познаватель-ные: осуществлять поиск информации, анализировать, сравнивать, отбирать нужное Коммуника-тивные: строить понятные для собеседника высказывания |
4. Постановка учебной задачи (роль Лидии Михайловны в судьбе ребенка). 5.Построение проекта действий. (Осмысление дальнейшего содержания) 5.Реализация построенного проекта 6.Решение проблемной ситуации. Инсценирова-ние эпизода «Игра в «пристенок» (от слов «Мы перебрались из комнаты в прихожую…» до «И он воздел над головой руки». 7. Первичное проговаривание во внешней речи. | -Вы сказали, что главным героем рассказа является и учительница французского Лидия Михайловна. Почему? -Когда она появляется в рассказе? После какого события? -Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику? -Подтвердите текстом. -Обозначим вторую часть таблицы «Лидия Михайловна» и постепенно заполняем ее также чертами характера. -Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников, например, Тишкина, выбрала главного героя? -Как Лидия Михайловна сама объясняет причину ребенку? Найдите в тексте. -Какие шаги предпринимает учительница, чтобы выполнить задуманное? -Почему попытка помочь не удается? -Сумела ли учительница найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? -Знала Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг - игра в «пристенок» или «замеряшки»? -Да. Азартные игры , да еще на деньги, учителя с учеником считались безнравственным поступком. За подобное поведение беспощадно увольняли учителя из школы. Она не могла этого не знать. -Почему же она решается на запрещенную игру? Может, у нее был выбор – не играть? - Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? -Может быть, все-таки согласитесь с мнением Василия Андреевича? Он же директор? -Какой художественный прием использует автор при изображении характеров Лидии Михайловны и директора школы, портретов учительницы и ученика? -Чем заканчивается история игры в «пристенок?» -Попробуйте представить, как чувствовал себя герой после отъезда Лидии Михайловны. -В начале рассказа автор говорит как раз о чувстве вины перед учителями, которую, очевидно, ученики ощущают, когда взрослеют. -Почему Лидия Михайловна снова присылает посылку мальчику? -Какую же роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна? | -Она играет немаловажную роль в судьбе мальчика. -После драки мальчика с Вадиком и Птахой. -Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице. -«Она сидела передо мной аккуратная…, запах духов, который я принимал за самое дыхание»; «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять… что я здесь делаю?» (Учащиеся в ходе урока записывают слова, обозначающие черты характера героини). -Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка. (Заполнение таблицы) -«Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». -Она приглашает ученика к себе домой, предлагает ему ужин, отправляет посылку с макаронами. -Ученик не мог принять от Лидии Михайловны приглашение к столу и посылку из гордости . А Лидии Михайловне не хватило хитрости, чтобы учесть «деревенский» набор продуктов. (Заполнение таблицы). -Да. Она предложила играть на деньги в «пристенок». -Знала, что это является нарушением общепринятых моральных норм, этики отношения учителя и ученика. -Нет, не могла она не играть, потому что учительница поставила цель – помочь ученику, и добивается намеченного любыми средствами. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман. (Заполнение таблицы). -Положительно. -Нет, директор не мог понять ситуацию, потому что никогда не понимал и не любил учеников. -Прием антитезы. - Увольнением Лидии Михайловны из школы. -Наверное, очень переживал, считал себя виноватым в судьбе учительницы. - Учительница бескорыстная, добрая, способная к самопожертвованию. (Заполнение таблицы). - Лидия Михайловна открыла ему другой мир, показала другую, новую жизнь. В её квартире даже воздух был пропитан «легкими и незнакомыми запахами другой жизни», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Теперь он узнал, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть «духовные ценности». | Регулятивные прогнозиро-вать и оценивать поступки героев художествен-ного произведения в соответствии с ситуацией; устанавливать последователь-ность событий в тексте. Познаватель-ные: осуществлять поиск информации. Регулятивные прогнозировать и оценивать поступки героев художествен-ного произведения в соответствии с ситуацией; классифициро-вать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, общие признаки. Познаватель-ные: находить нужную информацию с помощью текста; создавать произвольное и осознанное высказывание в устной форме. Личностные: оценка действий субъекта с точки зрения нарушения/соб-людения моральной нормы; уровень развития моральных суждений; Коммуника-тивные: понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию; умение участвовать в продуктивном диалоге, сотрудничать в совместном решении проблемы. Познаватель-ные: создавать осознанное высказывание в устной форме. |
8.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону | -Назовите черты характера Лидии Михайловны, которые вы заметили в ходе урока. -А у меня так. (Слайд № 9). Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. (Прием «ловушки»). -Посмотрите на таблицу.(Слайд № 10). Что вы замечаете? | (Учащиеся называют, дополняют свои записи). (Учащиеся находят ошибки на экране: склонность к азартным играм, эгоизм). -У героев есть сходства в характере. (Отмечают общие черты). | Познаватель-ные: классифициро-вать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументиро-вать общие признаки. |
9.Включение в систему знаний и повторение | -Теперь мы можем ответить на вопрос, какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице? (Слайд № 11) Запишите в тетрадь. -Я тоже наблюдала уроки жизни ребенка. (Слайд № 12)
- Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботиться о матери. - Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.( «Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед». «Не жди пощады, не ищи заступничества». «Остолбенел от предательства»). - Он понял, что унижение оскорбляет человека. («Горько, навзрыд заплакал», «не было человека несчастнее меня». «Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся»). - Он учится преодолевать свои слабости. («Когда что – то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься»). - Можно сказать, что он приобрел опыт общения, «научился держать себя», «справился с диковатостью», начал задавать вопросы, вступать в спор. - Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты. - Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. -Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице. | (Ученики записывают, потом зачитывают.) | Познаватель-ные: создавать осознанное высказывание в письменной форме. Регулятивные оценивать поступки героев художествен-ного произведения. Коммуника-тивные: умение аргументиро-вать свою точку зрения с помощью фактов и дополнитель-ных сведений, строить понятные для собеседника высказывания. |
10. Рефлексия | -Заканчиваем мастерскую: каждый из вас пусть выберет свой - нужный ему в этот момент жизни урок. -Продолжите предложения: -Я научился (-лась)… -Я понял(а)… -Я рад(а)… -Мне не понравилось… -Я хочу… -А я хочу закончить урок словами В. Г. Распутина: «Хорошего сердца и правильной души так недостает нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет». | Коммуника-тивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассни-ков. Личностные: формировать познаватель-ную и социальную мотивацию; стремиться к самосовершен-ствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности. | |
11. Домашнее задание. | - Домашнее задание на выбор(Слайд № 13). 1. Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». 2. Написать заметку в стенгазету «Советую прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». 3. Сочинение о понравившемся герое. (По рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Тему сочинения сформулируйте сами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и ...