Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
|
|
|
|
|
|
| Познавательная |
|
| Коммуникативная |
|
| Регулятивная |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
Здравствуйте! Вслушайтесь в живую речь. Сегодня на урок я шла к вам, настраиваясь на продуктивное общение. Надеюсь, что работать мы будем дружно, применяя уже имеющийся опыт. |
|
| Настраиваются на доброжелательное деловое общение с учителем. |
|
|
| Принимают и сохраняют заданную уста-новку. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
|
|
|
|
|
|
|
Назовите деепричастные обороты в моих предложениях. Что такое деепричастный оборот? Приведите примеры предложений с деепричастным оборотом. Расскажите, каким членом предложения является деепричастный оборот и как он выделяется. На основе данной записи попробуйте догадаться, что называется причастным оборотом: Причастный оборот = причастие + зависимое слово (или зависимые слова) Приведите примеры причастий с зависимым словом. | Называют деепри-частные обороты. Приводят примеры предложений с деепричастным оборотом. По схеме дают опре-деление причаст-ного оборота. Приводят примеры причастий с зави-симым словом. |
|
|
| Взаимодейству-ют с учителем, строят понятные высказывания, слушают ответы друг друга, корректно исправляют неправильные ответы. | Настраиваются на исследователь-скую работу. Контролируют правильность ответов обуча-ющихся, допол-няют, уточняют высказывания друг друга.
|
|
Выявление места и причины затруднения. |
|
|
|
|
|
|
|
С последним заданием трудно было справиться, так как вы еще не изучали этого. Следовательно, в чем заключается ваша задача на сегодняшнем уроке? (Научиться находить причастный оборот в предложении, приводить примеры с причастным оборотом). Запишите тему урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Фиксируют затруднение, самостоятельно определяют тему урока и записы-вают её в тетрадь, формулируют цель урока. |
|
|
| Высказывают предположения строят понятные высказывания, слушают ответы друг друга, корректно исправляют неправильные ответы. | Принимают и сохраняют поставленную цель урока. |
|
Построение проекта выхода из затруднения. |
|
|
|
|
|
|
|
Упр.628. Спишите, распределяя словосочетания на две группы: прич.+сущ., существительное - главное слово прич.+сущ., причастие – главное слово. Чем по строению отличаются эти словосочетания? Какую роль выполняет причастие в каждом из указанных видов словосочетаний? Когда существительное выступает в роли определяемого слова, а когда в роли зависимого? Найдите причастный оборот в предложении из рассказа нашего земляка Е.И.Носова « Живое пламя». Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень. Определите слово, к которому он относится. Посмотрите, в каком положении от определяемого слова находится причастный оборот. Определите, нужен ли знак препинания. Познакомьтесь с алгоритмом нахождения причастного оборота в предложении. Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо: 1.Найти в предложении причастие и подписать над ним: прич. 2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? и поставить над ним крестик Х. 3. Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия. 4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон. 5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ. Образец: Снег, / лежавший на деревьях и крышах/, растаял. Сформулируйте правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и знака препинания в различных случаях местоположения причастного оборота. Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли. Чтение правила в учебнике. Мы познакомились с новым правилом. Давайте себя за это похвалим, заодно немного отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. | Анализируют словосочетания, распределяют по группам, комментируют.
Определяют условие постановки знаков препинания. Изучают алгоритм.
Проверяют свои предположения. Формулируют правило. |
|
|
| Строят понятные высказывания, используют в ответах термины «главное слово», «зависимое слово» и др.
Учатся точно формулировать выводы, слуша-ют друг друга, строят понятные высказывания, слушают ответы друг друга, корректно исправляют неправильные ответы. | Сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике (самоконтроль), находят в учеб-нике информацию, которую не озву-чивали (подсказку, как запомнить правило).
Сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике (само-контроль), находят в учебнике инфор-мацию, которую не озвучивали (подсказку, как запомнить прави-ло). |
|
Реализация построенного проекта. |
|
|
|
|
|
|
|
Выполните задание: Выпишите из текста теоретического материала примеры. Графически обозначьте определяемые слова и причастные обороты. Объясните постановку знаков препинания. Сравните правила постановки знаков препинания в предложениях с деепричастным и причастным оборотами. Давайте проверим (читают 2 ученика).
| Выписывают примеры, обоз-начают графи-чески опреде-ляемые слова и причастные обороты, объяс-няют постановку знаков препина-ния. Сравнивают правила постанов-ки знаков препина-ния в предложе-ниях с причаст-ными и деепри-частными оборо-тами. |
|
|
| Проговаривают правило при объяснении выбора предло-жений. Строят понятные выска-зывания, используют в ответах термины «главное слово», «зависимое слово» и др. Учатся точно формулировать выводы, слуша-ют друг друга. | Контролируют ответы друг друга. |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|
|
|
|
|
|
|
Работа с текстом. Прочитайте текст упр.630 с.67 Озаглавьте, определите тип речи и стиль. Какими выразительными средствами пользуется автор этого описания? (Эпитеты, олицетворение, сравнение) . Обратите внимание на изобразительно-выразительную роль причастных оборотов в создании художественного текста. | Дети озаглавливают текст, отмечают средства выразительности. |
|
|
|
| Осуществляют взаимоконтроль ответов. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. |
|
|
|
|
|
|
|
Выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами. А теперь проведем самопроверку. На доске - ключ к тестам. Поставьте оценку: 0 ошибок – «5», 1 –ошибка – «4»,2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2». Конструирование предложений. Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Запишите их. Обозначьте в каждом предложении определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите все суффиксы и окончания. 1) Косогор, который густо зарос клёном,... .2) Ромашки, которые улыбаются солнцу, ... . 3) Луга, которые пестреют июльским разнотравьем, ... . 4) Старые письма, которые хранились в нашем доме, ... . 5) Сосновый бор, который освещался солнцем, ... . 6) Девочка, которая сидела у камина, ... . Распределим предложения между представителями трёх рядов: учащиеся каждого ряда работают с двумя предложениями. Рассмотрите записанные вами предложения. Покажите, что для каждого из них подходит схема:. Что обозначает эта схема? Устно перестройте свои предложения так, чтобы они соответствовали схеме. Меняется ли при этом пунктуация предложений? Ответ обоснуйте. Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удаётся. Исправьте грамматические ошибки. Игра «Верни на место». Определите правильное местоположение причастного оборота 1. Машинист впервые в своей жизни вел электровоз, недавно окончивший курсы. 2. Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. 3. Самолет сел на полосу аэродрома, вылетевший из Москвы. 4. Орел 4. Орёл опустился на гребень горы, прилетевший издалека |
| Самостоятельно выполняют задание.
Учащиеся каждого ряда работают с двумя предло-жениями. По истечении отве-дённого на работу время ребята чита-ют свои примеры, а авторы самых интересных примеров диктуют предложения одноклассникам, объясняя поста-новку знаков препинания.
|
|
|
| Соблюдают тишину, не мешают друг другу работать. | По окончании выполнения теста осуществляют самопроверку по эталону, выстав-ляют себе отметки согласно предло-женной схеме. |
|
Рефлексия учебной деятельности. |
|
|
|
|
|
|
|
Что нового о причастии вы узнали? Что такое причастный оборот? Каковы условия выделения причастного оборота в предложении? Какую цель мы ставили на уроке ? Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? Ребята, я благодарю вас за урок. Оцените наш урок, выбрав жетон, соответствующий вашему настроению. Д.з.упр.633, п.46 | Записывают домашнее задание.
|
|
|
| Подводят итог урока. | Учатся давать самооценку своей работы на уроке. |
|