Сценарный план урока русского языка по теме "Понятие об обособлении. Обособленные определения" (8 класс)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Сценарный план разработан в соответствии с требованиями ФГОСООО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок-исследование на тему
«Понятие об обособлении. Обособленные определения»
(8-й класс)
На уроке используются приемы технологий развития критического мышления, личностно-ориентированного обучения, а также проблемный, эвристический, исследовательский, творческий методы обучения.
Цели и задачи:
- вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения;
- дать понятие об обособлении;
- разобраться в случаях обособления определений; систематизировать полученные знания;
- формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями;
- развивать письменную и устную речь учащихся;
- развивать критическое мышление учащихся; совершенствовать навыки монологической речи учащихся, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов, навыки работы в группе;
- воспитывать самостоятельность учащихся при работе над новой темой;
- формировать эстетические чувства учащихся.
Оборудование: раздаточный материал; фотография «Родные просторы» (Горшеченский район); презентация материалов урока.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами повторения предыдущего материала.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, поисковый, творческий.
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Формы, приемы и методы работы: психологическая, практическая подготовка учеников к учебной деятельности.
Учитель:
- Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем совместный урок.
Что я хочу от вас: я прошу, чтобы вы только со мной думали. Не будет ничего сверхсложного, сверхнепонятного. Просто мы посмотрим на некоторые вещи в рамках темы нашего занятия немножко по-другому.
(обращаю внимание на раздаточный материал…)
- Для дальнейшей работы я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека, с той целью, чтобы вы сами могли оценивать свою работу на протяжении всего урока. У каждого из вас «Оценочная карта». Запишите на ней свою фамилию. За правильный ответ, или письменное задание (+), если не ответили, потому что не знали или неправильно выполнили большую часть письменного задания – (-). Если вы знали ответ, поднимали руку, но вас не спросили - тоже (+). Таким образом, к концу занятия будет видно, какая группа работала наиболее активно. На основании ваших индивидуальных результатов, посовещавшись, вы выставите себе отметки за работу на уроке.
II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Цель: воспроизвести знания, умения учеников, необходимые для овладения новым материалом; проверить готовность к восприятию новой информации.
Учитель:
- Какой сегодня день (число и т.д.)?
запись числа в тетради
- Итак, мы зафиксировали дату нашего занятия.
- Скажите, какими важными юбилейными датами ознаменован 2013 год для всех нас, жителей Курского края?
(слайд 2)
Ответы учеников
Учитель:
- Молодцы! Вы помните эти даты. Это значит, что события, которые происходили на Курской земле ещё до вашего рождения не оставили вас равнодушными. И великие победы и достижения наших предков вы воспринимаете как свои собственные. Люди, которые вершили историю нашего края, являются примером для нас и для будущих поколений.
- Журналист и писатель М. Дудин сказал по этому поводу:
(слайд 3):
«Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего»
- Мне бы хотелось услышать, как вы понимаете эти слова?
Выслушиваются ответы учеников (Людям, которые ничего не знают о своих корнях, не пользуются опытом предыдущих поколений, зачастую приходится тяжело в жизни…)
- Пусть слова М.Дудина станут лейтмотивом нашего сегодняшнего занятия.
- Обратимся к языковой стороне этого высказывания. Ведь с точки зрения русского языка оно является, прежде всего, предложением.
- Мотивируйте знаки препинания в этом предложении
Ответы учеников
- Все знаки мотивированы, а, значит, вы непроизвольно включились в усвоение новой темы нашего занятия.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель: дать понятие об обособлении, рассмотреть случаи обособления определений; развивать умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов, совершенствовать навыки работы в группе.
1.Целеполагание (слайд 3):
- Сегодня мы с вами приступим к изучению раздела «Обособленные члены предложения».
- Нам предстоит познакомиться с понятием «обособление» и рассмотреть случаи обособления некоторых второстепенных членов предложения. Каких именно членов, вы сами догадаетесь в ходе нашей работы.
- Какие главные члены предложения вы знаете ещё с начальной школы?
- Назовите второстепенные члены?
Отмечу, что обособленными могут быть только второстепенные члены.
- Итак, обратимся к понятию «ОБОСОБЛЕНИЕ»
2.Словарная работа
Учитель:
- Чтобы узнать точное значение слова или определения к чему мы должны обратиться?
- Заглянем в толковый словарь и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:
1) что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение. О.небольбшой участок в саду.
2) что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации) составной часть предложения. О.определение
- Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия «обособление».
Ответы учеников
3.Работа с учебником
Учитель:
- Откройте учебник на странице 135, §47. Прочитайте, что такое обособление.
Один из учеников читает определение вслух
Учитель:
- Кстати, впервые термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский. В своей книге «Русский синтаксис в научном освещении», изданной ещё в 1914 году, отметил, что основным условием обособления является интонация.
4.Краткие сведения об Александре Матвеевиче Пешковском (слайд 4)
5. Приведение доказательства к словам ученого.
- Подтвердим это мнение на практике. Запишем предложение.
Ответы учеников, запись предложений:
Наконец выплыл тусклый и красный месяц.
Наконец выплыл месяц,/тусклый и красный.
- Назовите главные члены в этом предложении.
- Есть ли здесь слова, поясняющие главный член - подлежащее?
- Поставьте «крестик» над подлежащим. Задайте вопрос от подлежащего.
- Как называется второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос (какой?)
- Что обозначает определение?
- Какой частью речи выражено?
- Как подчеркиваем определение?
Учитель:
- Посмотрите на слайд. Еще раз прочитайте, записанное нами предложение:
Наконец выплыл тусклый и красный месяц.
- Менялась ли интонация в ходе чтения, приходилось ли делать паузы, повышать или понижать голос?
- А теперь посмотрите на второе предложение (слайд 5)
Наконец выплыл месяц, / тусклый и красный.
- Прочитайте предложение. Что происходит с интонацией в этом случае?
(мы интонационно выделяем определения (делаем паузу) На письме в этом случае мы ставим запятую, т.е. обособляем определения).
- Подтвердили ли мы утверждение А.М. Пешковского, что основным условием обособления является интонация?
6. Случаи обособления определений
Учитель:
- Разложите перед собой карточки из конверта «Случаи обособления определений», карточку №2
- Будем размышлять далее. Перед вами предложения с обособленными определениями. Попробуем выяснить причины обособления определений в каждом из них. Воспользуемся памяткой, которая подскажет, на что нужно обратить внимание
Памятка:
- выясните, чем выражено определяемое слово и определение;
- распространено ли определение ;
- какое место занимает определение по отношению к определяемому слову;
- каково значение определения
Карточка №2
1. Солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени (А.С. Пушкин)
(определяемое слово выражено сущ. в Р.п., определение – причастием с зависимыми словами; определение стоит после опрд-го слова, распространяет и поясняет определяемое слово, указывая на его признак)
Карточка
- Обособляются и выделяются на письме запятыми
распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова
2. Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме (Ф. Панферов)
Узорчатые края облаков, пушистые и легкие, изменялись с каждым мгновением (И. Тургенев)
(в 1-м предлжении определяемое слово выражено им. сущ.; опредления –прилаг. , причастием; стоят после определяемого слова, поясняя его, указ. на признаки)
Карточка
- Обособляются и выделяются на письме запятыми
одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение
3.Усталая, она не могла идти дальше.
Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. (Л. Толстой)
Карточка
- Обособляются и выделяются на письме запятыми
одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению
4.Вошёл человек, лет шестидесяти, в коричневом фраке, и сел рядом с Иваном.
Новенькая рубашка, белая, в черную полоску, сидела неплохо. (Д. Гранин)
Карточка
- Обособляются и выделяются на письме запятыми
Несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже; сочетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Работа в группах
Задания для 1-й группы (Выписать предложения, которые иллюстрируют первый случай обособления определений: распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова)
1. Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом
(М.Ю. Лермонтов)
2. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей
(А.П. Чехов)
3. Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо.(Е. Федоров)
Задания для 2-й группы (одиночные согласованные определения, если их два и больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение)
1.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А.П. Чехов)
2.Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться
(А.П. Чехов)
3.Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить (М.А. Шолохов)
Задания для 3-й группы (одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению)
1.А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой
(М.Ю. Лермонтов)
2.Рослый широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову
(М.А. Шолохов)
3.Ветер, сырой, холодный и пронизывающий, стучит в окно (А.П. Чехов)
Задания для 4-й группы (несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже; или сочетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений)
1.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.
2.Маша, в ярком, сверкающем костюме, выделялась в толпе гостей.
3.Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась.
Задание для 5-й группы=3
УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ
V.РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Учитель:
- Привнесем лирическую нотку! Вернемся к близкой всем нам теме….
- Каждому из нас этот край по-своему дорог. Ведь Горшеченские просторы порой поражают своей красотой.
Задание. Посмотрите на фотографию: это один из уголков нашей родной земли. Прочитайте отрывок из стихотворения, посвященного Курскому краю.
- Какие мысли и чувства вложил автор в эти строки?
Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения. Если вы разделяете эмоции автора, постарайтесь передать это , подбирая нужную интонацию при чтении (в этом вам помогут и знаки препинания)
Выразительное чтение стихотворения вслух (1 – 2 уч.)
Учитель:
- Обратимся к языковой стороне стихотворения.
- Назовите определения, при помощи которых автор характеризует любимый край: «Мой район Горшеченский равнинный! –определение имеет тесную смысловую связь с определяемым словом, интонационно строка произносится на одном дыхании, нет пауз; здесь каждое слово без другого теряет часть смысла – нет обособления.
VI. ОБЩИЙ ВЫВОД. РЕФЛЕКСИЯ
Учитель:
- Что повторили? Что нового узнали?...
- Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:
1. Тяжела ты, шапка Мономаха.
2.Повторение – мать учения.
3.Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.
4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы помним! Мы знаем! 70 – ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ НА КУРСКОЙ ДУГЕ
М.Дудин «Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего»
Понятие об обособлении Обособленные члены предложения
Книгу А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» академик Л.В. Щерба называл «сокровищницей тончайших наблюдений над русским языком». В ней А.М. Пешковский обратил внимание на связь грамматики со стилистикой и интонацией. По мнению ученого, основным условием обособления является интонация. Александр Матвеевич Пешковский (1878 – 1933)
Наконец выплыл тусклый и красный месяц . Наконец выплыл месяц , / тусклый и красный.
Типы определений Согласованные определения Несогласованные определения Распространённые определения Нераспространённые определения Приложения
памятка Выясните, чем выражено определяемое слово и определение; распространено ли определение ; какое место занимает определение по отношению к определяемому слову; каково значение определения.
выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока: Тяжела ты, шапка Мономаха. Повторение – мать учения. Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь. Если за день ничему не научился – зря прожил день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".
Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....
Сценарный план урока английского языка в 5 классе "Путешествие в Лондон"
Разработка открытого урока в виде ролевой игры для общеобразовательного класса со средним или выше среднего показателем качества знаний по программе к УМК «Enjoy English» («Английский с удо...
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....
Конспект урока русского языка со здоровье сберегающими технологиями "Обособление второстепенных членов предложения"
Конспект урока русского языка со здоровье сберегающими технологиями в 8 «А» классе Тема урока: Обособление второстепенных членов предложения. (Слайд №1)Цель: Формирование умения находить и обособ...
Сценарный план урока русского языка в 5 классе
Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного. ...
Сценарный план урока русского языка «Фразеологизмы» в 6 классе
Сценарный план урока русского языка «Фразеологизмы» в 6 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и включает описание формируемых способов деятельности и осуществляемых обуч...
Сценарный план урока русского языка (5 класс)
Сценарный план урока русского языка (5 класс)...