Сценарный план урока по литературе. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тема урока по литературе в 7 классе - "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Конспект урока составлен в соответствии стребованиями ФГОС и представляет собой сценарный план урока, в котором определены планируемые результаты обучения на основе формирования универсальных учебных действий. К сценарному плану прилагается "Опросный лист", с которым работают обучающиеся в группах. Работа на уроке заканчивается творческим заданием - написанием синквейна по теме урока. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системно-деятельностный подход на уроках литературы | 28.02 КБ |
К сценарному плану | 16.16 КБ |
Дополнение к сценарному плану | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план урока
Литература. 7 класс.
Программа Г.С.Меркина
Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №6» Шкодкиной Ольги Николаевны
Урок - 45 минут
Предварительный просмотр:
Опросный лист обучающегося_____________________________________________________________
I.Тестовые задания
1.Романтизм – это…
а) род литературы; б) литературное направление к.XVIII – н. XIX вв.; в) передача опыта писателя.
2.Романтический герой - это…
а) новый герой в литературе; б) сильная личность, действующая в исключительных обстоятельствах; в) художественный образ в литературе прошлых веков.
3.Какое из значений понятия легенда подходит для произведения М.Горького?
а) вымысел, нечто невероятное;
б) один из самых значительных жанров письменности всего европейского Средневековья;
в) вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление.
4.Установите соответствие:
1) гипербола а) сопоставление резко контрастных, противоположных понятий, предметов, образов
2)эпитет б) образное преувеличение
3)антитеза в) образное определение, отличается художественной выразительностью
II. Выявление области неизвестного и постановка цели учебной деятельности (учебной задачи)
- Запишите сведения, уже известные вам по данной теме.
- Впишите во 2-ю графу, что еще вы хотели бы узнать по этой теме
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
III. Исследование художественного текста по группам:
- Заполнить двухчастный дневник (на обратной стороне листа), выполняя следующие задания:
1-я: «Как автор изображает в легенде жизнь людей до того, как «явился Данко»?
Вспомогательные вопросы:
1.В каком месте и в каких условиях жили люди?
2. Какие выразительные средства использует писатель, чтобы показать исключительность обстоятельств жизни людей?
3.Почему люди не могли «умереть в боях»?
4.Как они отнеслись к Данко? Какие выразительные средства использует автор?
5.Что заставило их идти вперёд?
6.Как они отплатили Данко за своё спасение? Какие выразительные средства и художественные детали помогают читателям понять мысль автора?
2-я: Образ Данко. Какие выразительные средства использует писатель для создания этого образа? Вспомогательные вопросы:
1.Отметьте особенности романтического героя в портрете, в чувствах, в поведении героя. Какие выразительные средства использует автор?
2.Как меняется лексика и синтаксис второй части легенды, когда появляется Данко? (Стр. 67.)Выпишите примеры.
3.Какие чувства испытывает Данко к людям? Какую метафору использует автор, чтобы показать отношение Данко к людям? Отметьте другие выразительные средства языка в описании подвига Данко.
4.Кого напоминает Данко своим поступком, который можно назвать жертвенной любовью?
3-я: Какой главный приём используется в легенде для выражения основной мысли?
Вспомогательные вопросы (стр.67, вопросы 1,2,3,4, 6,7,8)
О чем свидетельствует выбор писателем данных выразительных средств в произведении?
Цитаты, эпизоды, средства выразительности, художественные детали | Вывод по заданию |
IV. Итог урока. Выявление основной мысли «Легенды о Данко». Написание синквейна.
Предварительный просмотр:
Приложение к сценарному плану урока
Выбор жизненной позиции в «Легенде о Данко»
(По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
«В жизни… всегда есть место подвигу».
М. Горький
«Жизнь – не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям».
Б. Шоу
- Оргмомент.
Приветствие. Инструктаж по работе с «Опросным листом обучающегося».
- Подпишите опросный лист.
- Целеполагание и мотивация.
Представление темы урока, эпиграфов к уроку.
- Прочитайте эпиграфы к уроку и скажите, какой, по-вашему, эпиграф подходит к теме урока. Обоснуйте свою точку зрения.
- Исходя из темы урока и эпиграфов, определите цель урока.
- Что надо для того, чтобы добиться этой цели? Определите нашу учебную задачу.
- Для решения этой задачи необходимо повторить некоторые понятия.
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Выполните тестовые задания в опросном листе.
4.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)
а) заполнение первых двух граф таблицы «Знаю. Хочу знать. Узнал»;
б) организация работы обучающихся в группах (разделить на три группы по времени рождения: осень, зима, лето (трое учеников, рожденных летом, распределились по одному в каждую группу по желанию);
в) инструктаж по выполнению задания «Исследование художественного текста» по группам;
5.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
Распределение работы самими обучающимися в группах, выборы спикера группы.
6. Реализация проекта.
Работа обучающихся в группах по вспомогательным вопросам (10 мин.).
7.Первичноезакрепление во внешней речи.
Ответы обучающихся.
Выразительное чтение фрагментов произведения. Объяснение иллюстрации к рассказу. Сравнение с прообразами Данко: Прометеем, Моисеем, Христом.
- Как можно охарактеризовать романтического героя?
(Данко сильный, гордый, свободолюбивый. Но такие люди одиноки, они разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства.)
(Данко противопоставлен народу. Позиция народа – растерянность, трусость, боязнь потерять жизнь. Позиция Данко – жалел народ, любил его, не думает о своей жизни, жертвует собой)
- С помощью каких выразительных средств языка автор создаёт образ Данко?(главный художественный приём – противопоставление, резкий контраст))
(Обучающиеся зачитывают примеры, объясняют)
- Как в этом выражается позиция автора? (Она особенно ярко выражена в описании пылающего сердца героя. Чтение и комментарий к этому описанию)
- Что Данко сделал для людей? (Обращаю внимание на эпиграфы к уроку. Старухе Изергиль принадлежит высказывание: «В жизни… всегда есть место подвигу». Что можно считать в рассказе подвигом? (Самопожертвование ради людей, ради высоких идеалов.)
Объяснение второго эпиграфа (Жизнь Данко прожил так, что остался след в жизни людей – «и сейчас в степи горят искры, напоминающие о подвиге Данко»
- Каждый человек должен оставить след после себя (стихотворение Л.Мартынова):
А ты, входя в дома любые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи, какой ты след оставишь:
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели хмуро вслед,
Или незримый, прочный след
В душе людей на много лет ?
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Определение основной мысли «Легенды о Данко» и выявление позиции автора.
- Напишите синквейн о Данко.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Примеры синквейна:
Данко,
Красивый, смелый,
Жалеет, любит, жертвует.
Каждый сам выбирает свою судьбу.
Подвиг.
Данко,
Гордый, смелый,
Любит, ведёт, спасает.
Подвиг во имя людей.
Герой.
10.Рефлексия деятельности (итог урока)
- Что вы можете сказать о том, как мы поработали на уроке? Заполните третью графу в таблице «Узнал».
- Что понравилось тебе в работе? Что можно было сделать по-другому? Что нового вы для себя узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Сценарный план урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты загадки"
Урок по литературе в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты загадки" (сценарный план и презентация)...
«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов). Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра методики преподавания дисциплинхудожественно-эстетическо...
Сценарный план урока в 5 классе Общее грамматическое значение глаголов
Урок русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС Общее грамматическое значение глагола...
Сценарный план урока литературы в 10 классе по теме: «Средства создания музыкальности в стихотворении А.А.Фета «На заре ты её не буди…»
Тип урока: урок постановки учебной задачи.Форма работы: парная, групповая, фронтальная.Применяемые методы и технологии: наглядно-иллюстративный, интерактивный; технология критического мышления, аналит...
Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"...
Сценарный план урока обществознания 11 класс, тема : "Политическая сфера современного общества"
В ходе урока использованы приемы ТРКМ, что позволяет учащимся активо работать и усваивать материал....