Сценарный план урока по литературе. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Шкодкина Ольга Николаевна

Тема урока по литературе в 7 классе - "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Конспект урока составлен в соответствии стребованиями ФГОС и представляет собой сценарный план урока, в котором определены планируемые результаты обучения на основе формирования универсальных учебных действий. К сценарному плану прилагается "Опросный лист", с которым работают обучающиеся в группах. Работа на уроке заканчивается творческим заданием - написанием синквейна по теме урока. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план урока

Литература. 7 класс.

Программа Г.С.Меркина

Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №6» Шкодкиной Ольги Николаевны

Урок - 45 минут

Тема урока

Выбор жизненной позиции в «Легенде о Данко» (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

Цель урока

  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;
  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
  • учить внимательному, выразительному чтению, элементам филологического анализа;
  • учить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев ранее изученных произведений;
  • выявить духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность произведения.

Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; 

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Формирование УУД

Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи: 

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Личностные УУД: оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация); искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществить действия по реализации плана; соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.

Основные понятия

романтизм, романтический герой, легенда, художественный образ, прообраз

Межпредметные связи

изобразительное искусство, ОПК

Ресурсы

текст произведения, «Опросный лист обучающегося», иллюстрации в учебнике, компьютер, видеопроектор, экран

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Оргмомент

2 мин.

Познавательные УУД:

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия;

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,

объяснять свою точку зрения, аргументируя ее;

учиться критично относиться к собственному мнению.

Инструктаж по работе с «Опросным листом обучающегося»

Концентрирование внимания, осмысление услышанного

1.Целеполагание

и мотивация

3 мин.

Представление темы урока, эпиграфов  к уроку,

приглашение к определению задач урока, проблемы с помощью эпиграфов

Формулирование учебной задачи, проблемы урока, обоснование с помощью эпиграфов.

Заполнение обучающимися 1-й и 2-й графы

таблицы «Знаю. Хочу знать. Узнал»

2.Актуализация

знаний и фиксация

затруднения в деятельности

2 мин.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

Познавательные УУД:

- относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,

объяснять свою точку зрения, аргументируя ее;

учиться критично относиться к собственному мнению.

Организация работы обучающихся с тестовыми заданиями

.

Выполнение тестовых заданий

3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

3 мин.

Организация работы обучающихся в группах. Инструктаж.

Памятка «Правила работы в группах»

1-я группа: «Как автор изображает в легенде жизнь людей до того, как «явился Данко»? Найти черты романтизма в изображении их жизни»

2-я группа: «Образ Данко. Какие выразительные средства использует писатель для создания этого образа?»

3-я группа: «Какой главный художественный приём используется в легенде для выражения основной мысли?»

Результаты своей работы обучающиеся фиксируют в двухчастном дневнике.

4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» обучающимися нового знания)

5 мин.

Регулятивные УУД:

осуществить действия по реализации плана;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (иллюстрации, знания по ОПК, знания других произведений литературы).

Познавательные УУД:

перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Распределение задания внутри групп самими обучающимися.

5.Реализация проекта

10 мин.

Работа обучающихся в группах

6.Первичное закрепление во внешней речи

15 мин.

Познавательные УУД:

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Организация сообщений обучающихся по результатам работы в группах

Ответы обучающихся, выразительное чтение фрагментов произведения,

объяснение иллюстрации Б.А.Дехтерёва к рассказу в учебнике

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4 мин.

Регулятивные УУД:

соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;  

учиться давать оценку его результатов;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Сочинение синквейна «Данко»

и самоконтроль с помощью выведенного на экран примера синквейна к образу Данко

8.Включение в систему знаний и повторение

3 мин.

Познавательные УУД:

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде; 

выстраивать логическую цепь рассуждений,

 относить объекты к известным понятиям; соотносить новые понятия с уже известными.

Определение основной мысли «Легенды о Данко» и сравнение её с мифологическим (Прометей) и библейскими (Моисей, Иисус Христос) образами.

Выявление позиции автора.

9.Рефлексия деятельности

(итог урока)

3 мин.

Регулятивные УУД:

выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Коммуникативные УУД:

умение строить устное и письменное высказывание с учетом речевой ситуации с соблюдением языковых норм.

Организация рефлексии обучающимися

Самооценка работы обучающимися,

заполнение третьей графы в двухчастном дневнике,

обмен мнениями, чем полезен оказался урок.



Предварительный просмотр:

Опросный лист обучающегося_____________________________________________________________

I.Тестовые задания

1.Романтизм – это…

а) род литературы;  б) литературное направление к.XVIII – н. XIX вв.; в) передача опыта писателя.

2.Романтический герой  - это…

а) новый герой в литературе;  б) сильная личность, действующая в исключительных обстоятельствах; в) художественный образ в литературе прошлых веков.

3.Какое из значений понятия легенда подходит для произведения М.Горького?

а) вымысел, нечто невероятное;

б) один из самых значительных жанров письменности всего европейского Средневековья;

в)  вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление.

4.Установите соответствие:

1) гипербола                         а) сопоставление резко контрастных, противоположных понятий, предметов, образов

2)эпитет                                б) образное преувеличение

 3)антитеза                            в) образное определение, отличается художественной выразительностью

II. Выявление области неизвестного и постановка цели учебной деятельности (учебной задачи)

  • Запишите сведения, уже известные вам по данной теме.
  • Впишите во 2-ю графу, что еще вы хотели бы узнать по этой теме

Знаю

Хочу узнать

Узнал

III. Исследование художественного текста по группам:

-   Заполнить двухчастный дневник (на обратной стороне листа), выполняя следующие задания:

1-я: «Как автор изображает  в легенде жизнь людей до того, как «явился Данко»?

Вспомогательные вопросы:

1.В каком месте и в каких условиях жили люди?

2. Какие выразительные средства использует писатель, чтобы показать исключительность обстоятельств жизни людей?

3.Почему люди не могли «умереть в боях»?

4.Как они отнеслись к Данко? Какие выразительные средства использует автор?

5.Что заставило их идти вперёд?

6.Как они отплатили Данко за своё спасение? Какие выразительные средства и художественные детали помогают читателям понять мысль автора?

2-я: Образ Данко. Какие выразительные средства использует писатель для создания этого образа? Вспомогательные вопросы:

1.Отметьте особенности романтического героя в портрете, в чувствах, в поведении героя. Какие выразительные средства использует автор?

2.Как меняется лексика и синтаксис второй части легенды, когда появляется Данко? (Стр. 67.)Выпишите примеры.

3.Какие чувства испытывает Данко к людям? Какую метафору использует автор, чтобы показать отношение Данко к людям? Отметьте другие выразительные средства языка в описании подвига Данко.

4.Кого напоминает Данко своим поступком, который можно назвать жертвенной любовью?

3-я: Какой главный приём используется в легенде для выражения основной мысли?

Вспомогательные вопросы (стр.67, вопросы 1,2,3,4, 6,7,8)

О чем свидетельствует выбор писателем данных выразительных средств в произведении?

Цитаты, эпизоды, средства выразительности, художественные детали

Вывод по заданию

IV. Итог урока. Выявление основной мысли «Легенды о Данко». Написание синквейна.



Предварительный просмотр:

Приложение к сценарному плану урока

Выбор жизненной позиции в  «Легенде о Данко»

(По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)

«В жизни… всегда есть место подвигу».

М. Горький

«Жизнь – не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям».

                                                                                   Б. Шоу

  1. Оргмомент.

Приветствие. Инструктаж по работе с «Опросным листом обучающегося».

- Подпишите опросный лист.

  1. Целеполагание и мотивация.

Представление темы урока, эпиграфов к уроку.

- Прочитайте эпиграфы к уроку и скажите, какой, по-вашему, эпиграф подходит к теме урока. Обоснуйте свою точку зрения.

- Исходя из темы урока и эпиграфов, определите цель урока.

- Что надо для того, чтобы добиться этой цели? Определите нашу учебную задачу.

- Для решения этой задачи необходимо повторить некоторые понятия.

 

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Выполните тестовые задания в опросном листе.

4.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

а) заполнение первых двух граф таблицы «Знаю. Хочу знать. Узнал»;

б) организация работы обучающихся в группах (разделить на три группы по времени рождения: осень, зима, лето (трое учеников, рожденных летом, распределились по одному в каждую группу по желанию);

в) инструктаж по выполнению задания «Исследование художественного текста» по группам;

5.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Распределение работы самими обучающимися в группах, выборы спикера группы.

6. Реализация проекта.

Работа обучающихся в группах по вспомогательным вопросам (10 мин.).

7.Первичноезакрепление во внешней речи.

Ответы обучающихся.

Выразительное чтение фрагментов произведения. Объяснение иллюстрации к рассказу. Сравнение с прообразами Данко: Прометеем, Моисеем, Христом.

- Как можно охарактеризовать романтического героя?

(Данко сильный, гордый, свободолюбивый. Но такие люди одиноки, они разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства.)

(Данко противопоставлен народу. Позиция народа – растерянность, трусость, боязнь потерять жизнь. Позиция Данко – жалел народ, любил его, не думает о своей жизни, жертвует собой)

- С помощью каких выразительных средств языка автор создаёт образ Данко?(главный художественный приём – противопоставление, резкий контраст))

(Обучающиеся зачитывают примеры, объясняют)

- Как в этом выражается позиция автора? (Она особенно ярко выражена в описании пылающего сердца героя. Чтение и комментарий к этому описанию)

- Что Данко сделал для людей? (Обращаю внимание на эпиграфы к уроку. Старухе Изергиль принадлежит высказывание: «В жизни… всегда есть место подвигу». Что можно считать в рассказе подвигом? (Самопожертвование ради людей, ради высоких идеалов.)

Объяснение второго эпиграфа (Жизнь Данко прожил так, что остался след в жизни людей – «и сейчас в степи горят искры, напоминающие о подвиге Данко»

- Каждый человек должен оставить след после себя (стихотворение Л.Мартынова):

          А ты, входя в дома любые,

         В квартиры светом залитые,

         Прислушиваясь к звону клавиш

         И на вопрос даря ответ,

         Скажи, какой ты след оставишь:

         След, чтобы вытерли паркет

         И посмотрели хмуро вслед,

         Или незримый, прочный след

         В душе людей на много лет ? 

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Определение основной мысли «Легенды о Данко» и выявление позиции автора.

- Напишите синквейн о Данко.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Примеры  синквейна:

Данко,

Красивый, смелый,

Жалеет, любит, жертвует.

Каждый сам выбирает свою судьбу.

Подвиг.

Данко,

Гордый, смелый,

Любит, ведёт, спасает.

Подвиг во имя людей.

Герой.

10.Рефлексия деятельности (итог урока)

- Что вы можете сказать о том, как мы поработали на уроке? Заполните третью графу в таблице «Узнал».

- Что понравилось тебе в работе? Что можно было сделать по-другому? Что нового вы для себя узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Сценарный план урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты загадки"

Урок по литературе в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС  "Секреты загадки" (сценарный план и презентация)...

«Сценарные планы уроков музыки/ изобразительного искусства в 5-7 классах (с формулировкой личностных, метапредметных, предметных результатов). Натюрморт - изображение предметного мира.6 класс.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»  Кафедра методики преподавания дисциплинхудожественно-эстетическо...

Сценарный план урока в 5 классе Общее грамматическое значение глаголов

Урок русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС  Общее грамматическое значение глагола...

Сценарный план урока литературы в 10 классе по теме: «Средства создания музыкальности в стихотворении А.А.Фета «На заре ты её не буди…»

Тип урока: урок постановки учебной задачи.Форма работы: парная, групповая, фронтальная.Применяемые методы и технологии: наглядно-иллюстративный, интерактивный; технология критического мышления, аналит...

Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Сценарный план урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"...

Сценарный план урока обществознания 11 класс, тема : "Политическая сфера современного общества"

В ходе урока использованы приемы ТРКМ, что позволяет учащимся активо работать и усваивать материал....