Рабочая программа факультативного курса "Слово и текст".
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему
Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельнсоть, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_-_7.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Слово и текст» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом Федеральных государственных требований БУП – 2004; учебного плана образовательного учреждения. Примерной программы основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень ) для 7 класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.
Основная цель данного элективного курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Общему и языковому развитию учащихся способствуют следующие цели программы:
- формирование духовного мира ребенка, его ценностных ориентаций, мировоззренческих представлений через слово, посредством расширения активного и пассивного словаря ребенка;
-развитие таких психических новообразований, как мышление, память, внимание, способность к рефлексии, самооценке посредством овладения, с одной стороны, абстрактной системой языка, с другой стороны, путем запоминания конкретного языкового материала ( слов текста), анализа текстов нравственной тематики или размышлений над аналогичными темами сочинений;
-расширение общеобразовательного кругозора учащихся за счет усвоения лингвистических знаний, а также в результате чтения;
-становление общеучебных умений и навыков (работа с книгой, конспектирование, пользование справочной литературой, в частности разноаспектными словарями);
-совершенствование навыков и умений в письменной и устной продуктивной и рецептивной речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладении культурой речевого поведения, в частности речевым этикетом.
Задачи обучения родному языку состоят в том, чтобы обеспечить:
-формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности;
-формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ:
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5 - 6 классе;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста;
- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
- функционально – смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 - 6 классе; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать разговорную речь и язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать текст заданного стиля и типа речи;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | Кол-во часов |
1 | О родном языке | 2 |
2 | Звуковые образные средства русского языка . | 25 |
3 | Изобразительные возможности средств письма | 7 |
Итого | 34 |
Содержание тем учебного курса
О родном языке (2 ч)
Русский язык среди других языков мира.
Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.
Звуковые образные средства русского языка (25ч)
Звукопись (8ч)
Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста.
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
Рифма (4ч)
Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точна, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усеченная рифма.
Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.
Виды рифм в от расположения рифмующихся строк : смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные).
Белые стихи, рифмованная проза.
Строфа как объединенные рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).
Словесное ударение (4 ч)
Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.
Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Интонация (9 ч)
Интонация как ритмико- мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, ьтембр речи). Изобразительные возможности интонации.
Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.
Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т. п. ).
Выделением логическим ударением нового и ключевого понятия в тексте.
Пауза, ей смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.). Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.
Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения на письме движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.
Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами ит. Д.).
Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.
Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.
Изобразительные возможности средств письма (7ч)
Графика (2ч)
Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания т. п.
Приемы усиления образности художественного текста, создание зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.
Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.
Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов – омографов в языковых каламбурах.
Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).
Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.
Орфография (2 ч)
Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушения орфографических норм как художественный прием и его основные функции; привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, показ внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности, демонстрация особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзоповского языка.
Пунктуация (3ч)
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (?, ! …. и др.) и сочетания знаков (!!!, ?!, ??! и т. д.).
Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания как изобразительный прием в художественном тексте.
Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием.
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.
Анализ фонетико- интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ занятия | Наименование занятия | Кол-во часов | дата план | Дата факт |
1 раздел | О родном языке | (2ч) | ||
Русский язык среди других языков мира | 1 | |||
Писатели и ученые о богатстве русского языка | 1 | |||
2 раздел | Звуковые и образные средства русского языка | (25ч) | ||
Звуковая речь | 1 | |||
Звуковая организация худ. текста | 1 | |||
Звукопись. Аллитерация и ассонанс. | 1 | |||
Скороговорки, построенные на звуковых повторах | 1 | |||
Рифма точная и неточная | 1 | |||
Рифма простая и составная. Усеченная рифма | 1 | |||
Виды рифм в зависимости от расположения ударений | 1 | |||
Белые стихи. Рифмованная проза. | 1 | |||
Типы строф | 1 | |||
Словесное ударение. Смысловая функция | 1 | |||
Стихотворный размер | 1 | |||
Стихотворный размер | 1 | |||
Стихотворный размер | 1 | |||
Интонация | 1 | |||
Изобразительные возможности интонации | 1 | |||
Логическое ударение. | 1 | |||
Особенности расстановки логического ударения | 1 | |||
Логическое ударение и ключевые понятии в тексте | 1 | |||
Пауза, смыслоразличительная роль. | 1 | |||
Особенности обозначения пауз в письменной речи. | 1 | |||
Мелодика – интонационный рисунок. | 1 | |||
Интонационный рисунок в синтаксических конструкциях. | 1 | |||
Закон логической перспективы | 1 | |||
Напевность поэтической речи. | 1 | |||
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение худ. произведений | 1 | |||
3раздел | Изобразительные возможности средств письма | 7 ч | ||
Элементы письма в системе изобразительных средств. | 1 | |||
Зрительные эффекты и средства графики. | 1 | |||
Акростих. | 1 | |||
Слова омографы в словесных каламбурах | 1 | |||
Алфавит как источник речевой экспрессии | 1 | |||
Сознательное нарушение орфографических норм. | 1 | |||
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Рекомендуемая и используемая литература
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 2010.
- Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 2012.
- Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 2000.
- Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (7-8 кл.)». М., 2001.
- Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (7-8 кл.)». - М., 1991.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
- Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
- Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
- Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
- Словари русского языка.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.-М.., 1975.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2004.
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1989.
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка./Под редакцией Филина Ф.П. М., 1981.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка - М., 1980.
- Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под редакцией В.В.Иванова. - М., 1990.
- Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико - орфографический словарь русского языка. - М., 1985.
- Современный словарь иностранных слов. С.Петербург, 2012.
- Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. - М., 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции», базовый уровень, 8 класс
Факультативный курс «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции» рассчитан на 35 часов. Учащимся 8-х класс...
"Комплексный анализ текста" (Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 10-11 класс )
Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по ле...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...
Рабочая программа факультативного курса "Текст: от замысла к созданию" для 11 класса
Планирование составлено на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержден приказом Мини...
Рабочая программа факультативного курса "Многоаспектный анализ текста" 8 класс
Элективный курс «Многоаспектный анализ текста» предназначен для учащихся восьмых классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к...
Рабочая программа факультативного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к...