Рабочая программа факультативного курса "Слово и текст".
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

Череповская Светлана Анатольевна

Курс расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельнсоть, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_-_7.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Слово и текст» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом Федеральных государственных требований БУП – 2004; учебного плана образовательного учреждения. Примерной программы основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень ) для 7 класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263.

Программа курса рассчитана на 34 часа.

Курс  расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.  

Основная цель данного элективного курса – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Общему и языковому развитию учащихся способствуют следующие цели программы:

- формирование духовного мира ребенка, его ценностных ориентаций, мировоззренческих представлений через слово, посредством расширения активного  и пассивного словаря ребенка;

-развитие таких психических новообразований, как мышление, память, внимание, способность к рефлексии, самооценке посредством овладения, с одной стороны, абстрактной системой языка, с другой стороны, путем запоминания конкретного языкового материала ( слов текста), анализа текстов нравственной тематики или размышлений над аналогичными темами сочинений;

  -расширение общеобразовательного кругозора учащихся за счет усвоения лингвистических знаний, а также в результате чтения;

  -становление общеучебных умений и навыков (работа с книгой, конспектирование, пользование справочной литературой, в частности разноаспектными словарями);

  -совершенствование навыков и умений в письменной и устной продуктивной и рецептивной речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладении культурой речевого поведения, в частности речевым этикетом.

Задачи обучения родному языку состоят в том, чтобы обеспечить:

  -формирование языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и умения пользоваться ими для достижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности;

 -формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение различными видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ:

Учащиеся должны знать:

- основные сведения о языке, изученные в 5 - 6 классе;

- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

- основные единицы языка, их признаки;

- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

- признаки текста;

- основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;

- функционально – смысловые типы речи, их признаки;

- основные нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 - 6 классе; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- различать разговорную речь и язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально – смысловой тип речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

- создавать текст заданного стиля и типа речи;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

- получения знаний по другим учебным предметам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

Кол-во

часов

1

О родном языке

2

2

Звуковые образные средства русского языка

.

25

3

Изобразительные возможности средств письма

7

Итого

34

Содержание тем учебного курса

О родном языке (2 ч)

Русский язык среди других языков мира.

Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

Звуковые образные средства русского языка (25ч)

Звукопись (8ч)

Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

Рифма (4ч)

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точна, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усеченная рифма.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Виды рифм в от расположения рифмующихся строк : смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные).

Белые стихи, рифмованная проза.

Строфа как объединенные рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).

Словесное ударение (4 ч)

Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

Интонация (9 ч)

Интонация как ритмико- мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, ьтембр речи). Изобразительные возможности интонации.

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.

Особенности расстановки  логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т. п. ).

Выделением логическим ударением нового и ключевого понятия в тексте.

Пауза, ей смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.). Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.

Мелодика как особенность интонационного рисунка  речи. Способы графического обозначения на письме движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами ит. Д.).

 Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.

 Мелодика предложений  и музыкальность, напевность поэтического текста.

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.

Изобразительные возможности средств письма (7ч)

Графика (2ч)

Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания т. п.

Приемы усиления образности художественного текста, создание зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.

Акростих как поэтическое произведение,  рассчитанное на зрительное восприятие.

Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов – омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.

Орфография (2 ч)

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушения орфографических норм как художественный прием и его основные функции; привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, показ внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности, демонстрация особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзоповского языка.

Пунктуация (3ч)

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (?, ! …. и др.) и сочетания знаков (!!!, ?!,  ??! и т. д.).

Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания как изобразительный прием в художественном тексте.

Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием.

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.

Анализ фонетико- интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей  художественного текста и выразительное его чтение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ занятия

Наименование  занятия

Кол-во

часов

дата

план

Дата

факт

1 раздел

О родном языке

(2ч)

Русский язык среди других языков мира

1

Писатели и ученые о богатстве русского языка

1

2 раздел

Звуковые и образные средства русского языка

(25ч)

Звуковая речь

1

Звуковая организация худ. текста

1

Звукопись. Аллитерация и ассонанс.

1

Скороговорки, построенные на звуковых повторах

1

Рифма точная и неточная

1

Рифма простая и составная. Усеченная рифма

1

Виды рифм в зависимости от расположения ударений

1

Белые стихи. Рифмованная проза.

1

Типы строф

1

Словесное ударение. Смысловая функция

1

Стихотворный размер

1

Стихотворный размер

1

Стихотворный размер

1

Интонация

1

Изобразительные возможности интонации

1

Логическое ударение.

1

Особенности расстановки логического ударения

1

Логическое ударение и ключевые понятии в тексте

1

Пауза, смыслоразличительная роль.

1

Особенности обозначения пауз в письменной речи.

1

Мелодика – интонационный рисунок.

1

Интонационный рисунок в синтаксических конструкциях.

1

Закон логической перспективы

1

Напевность поэтической речи.

1

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение худ. произведений

1

3раздел

Изобразительные возможности средств письма

7 ч

Элементы письма в системе изобразительных средств.

1

Зрительные эффекты и  средства графики.

1

Акростих.

1

Слова омографы  в словесных каламбурах

1

Алфавит как источник речевой экспрессии

1

Сознательное нарушение орфографических норм.

1

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Рекомендуемая и используемая литература

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 2010.
  2. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 2012.
  3. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 2000.
  4. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (7-8 кл.)». М., 2001.
  5. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (7-8 кл.)». - М., 1991.
  6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.
  7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
  8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
  9. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
  10. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
  11. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
  12. Словари русского языка.
  13. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.-М.., 1975.
  14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2004.
  15. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1989.
  16. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка./Под редакцией Филина Ф.П. М., 1981.
  17. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка - М., 1980.
  18. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под редакцией В.В.Иванова. - М., 1990.
  19. Панов  Б.Т., Текучев А.В. Школьный  грамматико - орфографический словарь русского языка. - М., 1985.
  20. Современный словарь иностранных слов. С.Петербург, 2012.
  21. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. - М., 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции», базовый уровень, 8 класс

            Факультативный курс «Комплексный анализ текста как  один из способов формирования текстовой компетенции» рассчитан на 35 часов. Учащимся 8-х класс...

"Комплексный анализ текста" (Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 10-11 класс )

Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по ле...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...

Рабочая программа факультативного курса "Текст: от замысла к созданию" для 11 класса

Планирование составлено на основе:  1. Федерального  государственного  образовательного  стандарта  среднего  общего образования,  утвержден  приказом Мини...

Рабочая программа факультативного курса "Многоаспектный анализ текста" 8 класс

         Элективный курс «Многоаспектный анализ текста» предназначен для учащихся восьмых классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к...

Рабочая программа факультативного курса «Содержание и языковой анализ текста»

   Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к...