Рабочая программа факультативного курса "Многоаспектный анализ текста" 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Элективный курс «Многоаспектный анализ текста» предназначен для учащихся восьмых классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи.
В соответствии с базисным учебным планом школы рабочая программа факультативного курса для 8 класса рассчитана на 17,5 часов в год, что составляет 0,5 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fakultativnomu_kursu_mnogoaspektnyy_analiz_teksta_8_kl.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МС Протокол от 28.08.2018г. № 1 | «Утверждаю» Директор МБОО «Лицей села Верхний Мамон» ___________________________Дудкин В.И. Приказ от 30.08.2018г. № 224 |
Рабочая программа
по факультативному курсу по русскому языку «Многоаспектный анализ текста»
(дополнение к основному курсу русского языка)
8 класс ФГОС ООО
учитель Шатских Н.В.
2018-2019 учебный год
1 Пояснительная записка.
Программа факультативного курса по русскому языку «Многоаспектный анализ текста» для 8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 и федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
учебного плана МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» на 2018 – 2019 учебный год.
Элективный курс «Многоаспектный анализ текста» предназначен для учащихся восьмых классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи.
В соответствии с базисным учебным планом школы рабочая программа факультативного курса для 8 класса рассчитана на 17,5 часов в год, что составляет 0,5 час в неделю.
Современные темпы развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.
Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации: часть 1 экзаменационной работы состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту; часть 3 представляет собой написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности этих умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования – как в области русского языка, так и в других областях. Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.
Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 – 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 – 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности.
Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.
Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.
Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.
Цель курса - развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
1) закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
2) научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
2) научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
4) развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;
6) углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;
7) воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
8) развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
9) отрабатывать навыки самопроверки и самооценки.
2 Общая характеристика элективного курса
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательной деятельности на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
3 Место элективного курса по русскому языку «Многоаспектный анализ текста» в учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных организаций Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования . Факультативный курс рассчитан на 35 учебных недель (0,5 часа в неделю)
Описание структуры программы
Курс состоит из 3 разделов. Программа курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.
1раздел. Подготовка к написанию изложения (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).
2 раздел. Подготовка к выполнению тестовых заданий.
3 раздел. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)
К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызывают наибольшие затруднения у обучающихся. Используются следующие виды деятельности:
•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),
•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),
•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом). Курс создает условия для развития общеучебных умений : информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.
4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
5 Содержание элективного курса по русскому языку
- Подготовка к написанию изложения
Понятие о тексте. Признаки текста. Микротема. Абзац. Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Виды и средства связи предложений в тексте.
- Подготовка к выполнению тестовых заданий. Лексика русского языка . Практическая работа. Решение тестовых заданий. Изобразительные средства . Чередующиеся гласные в корне слова. Практикум. Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).
3. Подготовка к написанию сочинению-рассуждению. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. Репетиционный экзамен в формате ОГЭ
6 Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Подготовка к написанию изложения | 5 |
2 | Подготовка к выполнению тестовых заданий | 8 |
3 | Особенности сочинения - рассуждения. | 4,5 |
Итого 17,5 часов |
7 Программно- методическое обеспечение
- А.Ю.Кузнецов, Т.В.Межина Диагностические итоговые работы для оценки качества обучения. Русский язык 8 класс. Москва «Интеллект-Центр», 2014
- Л.И.Пучкова, В.И.Капинос Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык 8 класс. Москва «Интеллект-Центр», 2013
- Н.М.Девятова, Е.Ю. Геймбук Русский язык Экспресс-диагностика8 класс. Москва «Национальное образование», 2012
- Е.М.Сергеева Тесты по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык 8 класс» Москва «Экзамен»
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку
«Многоаспектный анализ текста» в 8 в и 8 г классах ( 0,5 часа в неделю, 17,5 часов)
| Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата (по плану) | Дата (факт) | ||||||
8г четверг | 8 в Понед. | 8 г | 8 в | |||||||
| ||||||||||
1 | Общие сведения о структуре экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе. | 1 | 10.01 | 14.01 | ||||||
2 | Текст. Композиционная структура текста.. Понятие о микротеме. Главная и второстепенная информация в тексте. | 1 | 17.01 | 21.01 | ||||||
3 | Приемы сжатия текста при написании изложения. Отработка приемов сжатия текста | 1 | 24.01 | 28.01 | ||||||
4 | . Отработка приемов сжатия текста. Алгоритм написания сжатого изложения | 2 | 31.01 07.02 | 04.02 11.02 | ||||||
| ||||||||||
6 | Лексика русского языка . | 1 | 14.02 | 18.02 | ||||||
7 | Практическая работа. Решение тестовых заданий. | 1 | 21.02 | 25.02 | ||||||
8 | Чередующиеся гласные в корне слова. Практикум. | 1 | 28.02 | 04.03 | ||||||
9 | Практикум. Сжатое изложение. | 1 | 07.03 | 11.03 | ||||||
10 | Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. | 1 | 14.03 | 18.03 | ||||||
11 | Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. | 1 | 21.03 | 01.04 | ||||||
12 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 1 | 04.04 | 08.04 | ||||||
13 | Контрольная работа. Тестирование | 1 | 11.04 | 15.04 | ||||||
| ||||||||||
14 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. | 1 | 18.04 | 22.04 | ||||||
15 | Тема, идея, проблема текста. | 1 | 25.04 | 29.04 | ||||||
16 | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | 1 | 06.05 | 16.05 | ||||||
17 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. | 1 | 13.05 | 23.05 | ||||||
18 | Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста | 0,5 | 20.05 | |||||||
8 Планируемые результаты изучения факультативного курса
В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны уметь:
- выполнять информационную обработку текста;
- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;
- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;
- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);
- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)
Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ОГЭ
Ожидаемые результаты.
•успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;
•повышение уровня коммуникативной компетенции восьмиклассников и девятиклассников;
•осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс
Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...
Рабочая программа факультативного курса для 6 класса "Англия от А до Я"
Факультативный курс «Англия от А до Я» предназначен для учащихся 6-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом строе языка, желающих восполнить пробелы предыдущей подготовки и вместе с тем уг...
Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Дистанционные проекты"
Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча¬емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при ...
Рабочая программа факультативного курса для 10 класса
Рабочая программа для 10 класса факультативного курса...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...