Рабочая программа факультативного курса "Текст: от замысла к созданию" для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс)

Дынник Юлия Сергеевна

Планирование составлено на основе:  1. Федерального  государственного  образовательного  стандарта  среднего  общего образования,  утвержден  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2014 г. N 413  (с    изменениями и дополнениями);

2. ООП СОО ОУ «Таврическая школа» Таврического района Омской области;

3. Авторской программой Н.Г. Гольцовой «Программа курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016;

4. Авторской программы Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2016 г. 

5. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

6.  Письмо Рособрнадзора № 05−86 от 24.09.2020 о направлении методических материалов и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году;

7. Методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) и среднего общего образования (ГИА-11) в 2019–2020 учебном году (направлены письмом Рособрнадзора № 10-1059 от 16.12.2019 г.);

8. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году;

9. Демоверсии, спецификации и кодификатору для проведения в 2021 году единого  государственного экзамена по русскому языку;

10.  Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.  ЕГЭ. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. 2020-2021 учебный год. - Ростов н/Д, «Легион», 2020 г.;

11. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич; под ред. Н.А.  Сениной.  – Ростов н/Д, «Легион», 2019 г.;

11. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2021. 25 тренировочных вариантов по  демоверсии 2021 года:  учебно-методическое пособие / под ред. Н.А.  Сениной.  – Ростов н/Д, «Легион», 2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst._ot_zamysla_k_sozdaniyu.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательное учреждение «Таврическая школа»

Таврического района Омской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________ /В.В.Ильченко/

Протокол № 1 от 31.08.2020 г

«Согласовано»

Заместитель директора  

ОУ «Таврическая школа»

___________  / Е.А. Яремчук/

«Утверждено»

Директор ОУ «Таврическая школа»

_________  / Ю.В. Ивко/

Приказ № ____ от ___ 2020

Рабочая программа

Наименование факультативного курса:   Текст: от замысла к созданию

Класс:  11

Уровень общего образования: среднее общее.

Учитель: Дынник Ю.С., высшая квалификационная категория.

Срок реализации программы:1 год, 2020-2021 учебный год.

Количество часов по учебному плану: 34 часа  год;  1  час в неделю

Планирование составлено на основе:  1. Федерального  государственного  образовательного  стандарта  среднего  общего образования,  утвержден  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2014 г. N 413  (с    изменениями и дополнениями);

2. ООП СОО ОУ «Таврическая школа» Таврического района Омской области;

3. Авторской программой Н.Г. Гольцовой «Программа курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016;

4. Авторской программы Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2016 г. 

5. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

6.  Письмо Рособрнадзора № 05−86 от 24.09.2020 о направлении методических материалов и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году;

7. Методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) и среднего общего образования (ГИА-11) в 2019–2020 учебном году (направлены письмом Рособрнадзора № 10-1059 от 16.12.2019 г.);

8. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году;

9. Демоверсии, спецификации и кодификатору для проведения в 2021 году единого  государственного экзамена по русскому языку;

10.  Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.  ЕГЭ. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. 2020-2021 учебный год. - Ростов н/Д, «Легион», 2020 г.;

11. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич; под ред. Н.А.  Сениной.  – Ростов н/Д, «Легион», 2019 г.;

11. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2021. 25 тренировочных вариантов по  демоверсии 2021 года:  учебно-методическое пособие / под ред. Н.А.  Сениной.  – Ростов н/Д, «Легион», 2020 г.

Рабочую программу составил(а)________________/                                  /                

                                                                      подпись        расшифровка  подписи

Таврическое – 2020

1. Планируемые результаты освоения факультативного курса

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
  • оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

Обучающийся  на базовом уровне научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Обучающийся  на базовом уровне получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

2. Содержание факультативного курса

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Краткое содержание

Как успешно написать итоговое сочинение по литературе

13

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Критерии оценивания итогового сочинения.

Тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года. Рекомендуемый список литературы для использования в аргументации.

Структурные особенности итогового сочинения. Виды вступлений. Виды заключений.

Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки.

Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения.

Трудные вопросы написания сочинения-рассуждения по русскому языку

21

- Задание 27. Критерии оценки задания.

- Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких. Как сформулировать проблему?  Типовые конструкции (клише)  для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.

- Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы отсылки к тексту. Смысловая связь между примерами. Типовые конструкции (клише)  для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения.

- Отражение позиции автора исходного текста.   Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции (клише)  для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика).

- Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Виды аргументов. Структура обоснования своего отношения к позиции автора.  Типичные ошибки аргументации.

- Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. 

- Речевое оформление сочинения. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки.

3. Календарно-тематическое планирование с  указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема урока, раздела

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

Как успешно написать итоговое сочинение по литературе

13

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Критерии оценивания итогового сочинения.

1

Тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года. Рекомендуемый список литературы для использования в аргументации.

1

Структурные особенности итогового сочинения. Виды вступлений. Виды заключений.

1

 

Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки.

1

Учимся формулировать тезис.

2

Учимся аргументировать.

2

Учимся писать вывод сочинения.

1

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения

3

Анализ ошибок, допущенных в сочинении-рассуждении

1

Трудные вопросы написания сочинения-рассуждения по русскому языку

21

Задание 27. Критерии оценки задания.

1

Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких. Как сформулировать проблему?  

2

Типовые конструкции (клише)  для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.

2

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы отсылки к тексту. Смысловая связь между примерами.

2

Типовые конструкции (клише)  для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения.

2

Отражение позиции автора исходного текста.   Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.

2

Типовые конструкции (клише)  для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика).

2

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Виды аргументов. Структура обоснования своего отношения к позиции автора.  Типичные ошибки аргументации.

2

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. 

2

Речевое оформление сочинения. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки.

1

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения

2

1

Анализ ошибок, допущенных в сочинении-рассуждении

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс

   Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « Познавательный английский» в 5 классе

Рабочая программа факультативного курса "Познавательный английский" в 5классе...

Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"

Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей....

Рабочая программа факультативного курса для учащихся 8-11 классов "Основы программируемой электроники"

Цель создания курса:Создание условий для развития научно-технического творчества учащихся.Учебный курс дает освоить основные приемы конструирования  и программирования управляемых электронных уст...

Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по биологии

Программа факультативного курса «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ», 11 класс, 34 часа...

Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии

Факультативный курс «Подготовка к ГИА (в новой форме ОГЭ)  по биологии», 9 класс, 34 часа...