Рабочая программа факультативного курса "Текст: от замысла к созданию" для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс)
Планирование составлено на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2014 г. N 413 (с изменениями и дополнениями);
2. ООП СОО ОУ «Таврическая школа» Таврического района Омской области;
3. Авторской программой Н.Г. Гольцовой «Программа курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016;
4. Авторской программы Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2016 г.
5. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
7. Методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) и среднего общего образования (ГИА-11) в 2019–2020 учебном году (направлены письмом Рособрнадзора № 10-1059 от 16.12.2019 г.);
9. Демоверсии, спецификации и кодификатору для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по русскому языку;
10. Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. ЕГЭ. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. 2020-2021 учебный год. - Ростов н/Д, «Легион», 2020 г.;
11. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д, «Легион», 2019 г.;
11. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2021. 25 тренировочных вариантов по демоверсии 2021 года: учебно-методическое пособие / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д, «Легион», 2020 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst._ot_zamysla_k_sozdaniyu.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное учреждение «Таврическая школа»
Таврического района Омской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________ /В.В.Ильченко/ Протокол № 1 от 31.08.2020 г | «Согласовано» Заместитель директора ОУ «Таврическая школа» ___________ / Е.А. Яремчук/ | «Утверждено» Директор ОУ «Таврическая школа» _________ / Ю.В. Ивко/ Приказ № ____ от ___ 2020 |
Рабочая программа
Наименование факультативного курса: Текст: от замысла к созданию
Класс: 11
Уровень общего образования: среднее общее.
Учитель: Дынник Ю.С., высшая квалификационная категория.
Срок реализации программы:1 год, 2020-2021 учебный год.
Количество часов по учебному плану: 34 часа год; 1 час в неделю
Планирование составлено на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2014 г. N 413 (с изменениями и дополнениями);
2. ООП СОО ОУ «Таврическая школа» Таврического района Омской области;
3. Авторской программой Н.Г. Гольцовой «Программа курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016;
4. Авторской программы Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2016 г.
5. Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
7. Методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) и среднего общего образования (ГИА-11) в 2019–2020 учебном году (направлены письмом Рособрнадзора № 10-1059 от 16.12.2019 г.);
9. Демоверсии, спецификации и кодификатору для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по русскому языку;
10. Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. ЕГЭ. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. 2020-2021 учебный год. - Ростов н/Д, «Легион», 2020 г.;
11. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д, «Легион», 2019 г.;
11. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2021. 25 тренировочных вариантов по демоверсии 2021 года: учебно-методическое пособие / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д, «Легион», 2020 г.
Рабочую программу составил(а)________________/ /
подпись расшифровка подписи
Таврическое – 2020
1. Планируемые результаты освоения факультативного курса
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
- оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Обучающийся на базовом уровне научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
2. Содержание факультативного курса
Название раздела, темы | Кол-во часов | Краткое содержание |
Как успешно написать итоговое сочинение по литературе | 13 | Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Критерии оценивания итогового сочинения. Тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года. Рекомендуемый список литературы для использования в аргументации. Структурные особенности итогового сочинения. Виды вступлений. Виды заключений. Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения. |
Трудные вопросы написания сочинения-рассуждения по русскому языку | 21 | - Задание 27. Критерии оценки задания. - Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких. Как сформулировать проблему? Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. - Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы отсылки к тексту. Смысловая связь между примерами. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. - Отражение позиции автора исходного текста. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика). - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Виды аргументов. Структура обоснования своего отношения к позиции автора. Типичные ошибки аргументации. - Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. - Речевое оформление сочинения. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки. |
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока, раздела | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
Как успешно написать итоговое сочинение по литературе | 13 | |||
Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Критерии оценивания итогового сочинения. | 1 | |||
Тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года. Рекомендуемый список литературы для использования в аргументации. | 1 | |||
Структурные особенности итогового сочинения. Виды вступлений. Виды заключений. | 1 | |||
| Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки. | 1 | ||
Учимся формулировать тезис. | 2 | |||
Учимся аргументировать. | 2 | |||
Учимся писать вывод сочинения. | 1 | |||
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения | 3 | |||
Анализ ошибок, допущенных в сочинении-рассуждении | 1 | |||
Трудные вопросы написания сочинения-рассуждения по русскому языку | 21 | |||
Задание 27. Критерии оценки задания. | 1 | |||
Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких. Как сформулировать проблему? | 2 | |||
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. | 2 | |||
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы отсылки к тексту. Смысловая связь между примерами. | 2 | |||
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. | 2 | |||
Отражение позиции автора исходного текста. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. | 2 | |||
Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика). | 2 | |||
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Виды аргументов. Структура обоснования своего отношения к позиции автора. Типичные ошибки аргументации. | 2 | |||
Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. | 2 | |||
Речевое оформление сочинения. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки. | 1 | |||
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения | 2 | |||
1 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении-рассуждении | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс
Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « Познавательный английский» в 5 классе
Рабочая программа факультативного курса "Познавательный английский" в 5классе...
Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"
Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей....
Рабочая программа факультативного курса для учащихся 8-11 классов "Основы программируемой электроники"
Цель создания курса:Создание условий для развития научно-технического творчества учащихся.Учебный курс дает освоить основные приемы конструирования и программирования управляемых электронных уст...
Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по биологии
Программа факультативного курса «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ», 11 класс, 34 часа...
Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии
Факультативный курс «Подготовка к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии», 9 класс, 34 часа...