"Комплексный анализ текста" (Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 10-11 класс )
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковою интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание (в устной или письменной форме).Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Особое внимание обращается на уроки-семинары, уроки-исследования, творческие мастерские
Скачать:
Предварительный просмотр:
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
(рабочая учебная программа факультативного курса
по русскому языку для 10-11 класса)
Пояснительная записка
Факультативный курс «Комплексный анализ текста» составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Кодификатора элементов содержания и требования к уровню подготовки выпускников, а также на основе программы элективного курса для учащихся 10 класса А. А. Губаревой «Многоаспектный анализ текста» (см. Сборник элективных курсов по русскому языку, культуре речи, риторике, разработанных учителями-словесниками общеобразовательных учреждений города Белгорода. – Белгород, 2007) и рабочей тетради А. Б. Малюшкина («Комплексный анализ текста». Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковою интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание (в устной или письменной форме).Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Особое внимание обращается на уроки-семинары, уроки-исследования, творческие мастерские, потому что эта форма имеет весомое значение в системе непрерывного образования «Школа-вуз».
Факультатив «Комплексный анализ текста» рассчитан на учащихся 10- 11 класса, освоивших курс русского языка основной общей школы и прошедших государственную итоговую аттестацию в 9 классе.
Текст для словесности— традиционный объект исследования. В особенности текст художественный, который подразумевает целый ряд подходов: речеведческий анализ, лингвистический анализ, смысловой или филологический анализ.
Цель факультатива — приобщить десятиклассников к научному синкретичному видению художественного, а также научного и публицистического текстов, взятых во всех гранях обращённости к слову, человеку, действительности, сознанию, а также осмыслить тексты трёх типов речи как феномен языка и речи, синкретизирующий внеязыковую и языковую информацию в их эстетической значимости, и, одновременно, как явление языкового сознания (автора, эпохи, нации)
Задачи факультатива:
- повторить основные речеведческие понятия
- познакомить учащихся с основными видами анализа художественного, публицистического и научного текстов;
- приобщить их к навыкам целостного, многогранного и многоаспектного истолкования формы и смысла текстов трёх стилей;
- приобщить к навыкам целостного и многогранного лингвистического анализа текстов трёх стилей;
- приобщить к навыкам целостного речеведческого, в том числе и стилистического анализа научного, публицистического и художественного текстов;
- повторить ряд орфографических и пунктуационных правил в русле лингвистического анализа текста;
- формировать коммуникативную личность, которую характеризует свободное владение речью во всех сферах её проявления.
В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам.
Факультатив предполагает работу с текстами неизвестными учащимся, не изучаемыми ни ранее, ни в ходе обучения в 10-11 классе. Он обращает учащихся к художественным текстам как уже известных им классиков 19-21 века, так и к авторам неизвестным.. Предлагаемые для анализа научные тексты носят не только филологическую направленность. Тексты же публицистические взяты из копилки ЕГЭ по русскому языку.
По итогам изучения факультатива учащиеся, работая в группах, создают анализ- исследование текста предложенного стиля речи, а также компьютерные презентации своих изысканий. В качестве варианта финальных занятий можно предложить выполнить все виды работы с текстами, предлагаемыми на ЕГЭ.
Срок реализации программы – 2 года
Количество учебных часов - 70
Тематический план программы курса
№ | Раздел | Количество часов | |
теории | практики | ||
1 | Введение | 4 | 4 |
2 | Виды анализа текста | 3 | 3 |
3 | Комплексный анализ научных текстов | 3 | 6 |
4 | Комплексный анализ текстов официально-делового стиля | 1 | 5 |
5 | Комплексный анализ разговорных текстов | 1 | 3 |
6 | Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам | - | 3 |
7 | Комплексный анализ художественных текстов | 1 | 11 |
8 | Комплексный анализ публицистических текстов | 1 | 11 |
9 | Анализ-исследование текстов разных стилей | 1 | 4 |
10 | Работа с текстами разных стилей и жанров, представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку | 1 | 4 |
Итого | 16 | 54 |
Содержание курса
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение Текст и его признаки. Заголовок, тема текста, идея или основная мысль. Проблема текста. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте Функциональные стили речи. Типы речи. Жанровое своеобразие текстов разных стилей речи: научные, публицистические и художественные жанры. Художественный текст как объект исследования. Автор и его позиция. | 8 |
2 | Виды анализа текста. Основные принципы и подходы к анализу текста. Речеведческий анализ и его составляющие, лингвистический анализ и его составляющие, аспекты филологического анализа | 6 |
3 | Комплексный анализ научных текстов. Анализ с точки зрения стиля и типа речи, лингвистический анализ научных текстов, жанровый, идейно-тематический, проблемный анализ текстов научного стиля, учебно-научного и научно-популярного подстилей. Работа с научными текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам | 7 2 |
4 | Комплексный анализ текстов официально-делового стиля Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. Жанровое своеобразие текстов официально-делового стиля: инструкция, памятки, рецепт, объявление, распоряжение, приказ и др. Работа с деловыми текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам | 4 2 |
5 | Комплексный анализ разговорных текстов Идея или основная мысль. Проблема текста. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. Разговорная устная и письменная речь. Монолог, диалог, полилог | 4 |
6 | Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам | 3 |
| Комплексный анализ художественных текстов. Речеведческий, лингвистический, филологический анализ выбранных учителем художественных текстов (литература 19-20 вв.) | 12 |
5 | Комплексный анализ публицистических текстов. Речеведческий, лингвистический, филологический анализ выбранных учителем публицистических текстов 19-20 вв. | 12 |
6 | Анализ-исследование текстов разных стилей. Работа в группах по одному из аспектов анализа: речеведческий анализ, анализ изобразительно-выразительных средств, проблемный, идейно-тематический и лингвистический анализ | 5 |
7 | Итоги. Выполнение всех видов работы с текстом, предлагаемых на ЕГЭ по русскому языку. Создание своих текстов. Анализ ошибок. Корректировка . Презентации лучших работ по анализу текста. | 5 |
Итого | 70 |
Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты
- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
- потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей.
Планируемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
- умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
- умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
- свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
- умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций.
Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Тематическое планирование занятий
10 класс (36 часов)
- Текст и его признаки.
- Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте
- Проблема текста. Комментарий проблемы
- Стиль текста.
- Тип речи.
- Жанровое своеобразие текстов разных стилей речи.
- Художественный текст как объект исследования
- Автор и его позиция
9-10. Виды анализа текста. Речеведческий анализ.
- Виды анализа текста. Лингвистический анализ.
- Виды анализа. Смысловой (содержательный) анализ.Аспекты комплексного анализа научного текста. Речеведческий анализ
- Аспекты комплексного анализа научного текста Лингвистический анализ
- Аспекты комплексного анализа научного текста Идейно-тематический анализ
18-19. Проблемный анализ научных текстов
20-21. Комплексный анализ научного текста
22-23. Работа с научными текстами КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
24. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте официально-делового стиля
25-26. Жанровое своеобразие текстов официально-делового стиля: инструкция, памятки, рецепт, объявление, распоряжение, приказ и др.
27. Создание своих текстов делового стиля
28-29. Работа с деловыми текстами, представленными в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
30. Особенности текстов разговорного стиля
31. Анализ монолога
32. Анализ диалога
33. Анализ полилога
34. Анализ текстов, представленных в КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
35-36. Анализ текстов , представленных в КИМ ЕГЭ по русскому языку и литературе
11 класс (34 часа)
1. Как и для чего делается комплексный анализ художественных текстов?
2-3. Комплексный анализ двух текстов первого тематического направления
4-5. Комплексный анализ двух текстов второго тематического направления
6-7. Комплексный анализ двух текстов третьего тематического направления
8-9. Комплексный анализ двух текстов четвёртого тематического направления
10-11. Комплексный анализ двух текстов пятого тематического направления
12. Комплексный анализ художественного текста как основа успеха на ЕГЭ по литературе
13. Сходства и различия текстов художественных и публицистических
14-23. Комплексный анализ публицистических текстов различной проблематики из копилки ЕГЭ по русскому языку.
24. Проблематика публицистических текстов
25. Работа в группах . Речеведческий анализ одного текста. Представление результатов
26. Работа в группах . Лингвистический анализ одного текста. Представление результатов
27. Работа в группах . Проблемный и идейно - тематический анализ одного текста. Представление результатов
28. Групповая работа над созданием сочинения по критериям задания 27 ЕГЭ по русскому языку
29. Корректировка сочинения. Анализ ошибок.
30. Работа с текстовыми задания ЕГЭ по русскому языку.
31-32. Написание сочинения по тексту.
33-34. Анализ ошибок, работа по корректировке. Презентация лучших работ
Литература
- Астаева Т. Т. Дидактический материал к урокам развития речи: для национальных школ 9-11 классы, Сыктывкар, 1995
- Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах, М.; 2002
- Карпушин С. В., Ломилина Н. И. Уроки словесности. Дидактические материалы по русскому языку и литературе, М.: 1999
- Лермонтов М. Ю. Лирика: Анализ текстов. Основное содержание. Сочинения / Авт.-сост. Н. В. Сечина, М.: 2000
- Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 кл: Книга для учителя: Из опыта работы, М.: 1995
- Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной общей школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова, М.: 1999
- Русский язык: Система подготовки к единому государственному экзамену. Работа с текстом / Авт.-сост. Т. Ф. Сивокозова, Волгоград: Учитель, 2007
- Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной общей школы 9 кл./ Авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова, М.: 2005
- Цветаева М. И. Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт.-сост.
- КИМ ЕГЭ по разным дисциплинам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Язык мой - друг мой"
Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характерис...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Язык мой – друг мой»
Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Язык мой – друг мой» Составила Непомнящая Татьяна АнатольевнаПояснительная запискаФакультативный курс рассчитан ...
Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса « Язык мой – друг мой»
Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса « Язык мой – друг мой» Программу разработала учитель ру...
Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"
Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....
Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Секреты орфографии »
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раск...