Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.Для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание программы | 28.76 КБ |
kruzhok_yunyy_filolog_2015g.docx | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верховская основная школа Смоленского района Смоленской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2017г | Утверждаю Директор школы_________ Ануфриева В.Е. Приказ № 51-О от 30.08.2017г. |
Рабочая программа
факультативного курса
«Анализ текста»
8 класс
Учитель Гаврилова Валентина Николаевна
2016-2017 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- ООП ООО МБОУ Верховской основной школы
- учебным планом МБОУ Верховской основной школы
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Задачи:
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками при построении текста
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- обобщить, систематизировать, углубить знания по развитию связной речи, ориентированной на создание сжатого изложения, сочинения-рассуждения как видов письменного испытания на итоговой аттестации
- выработать навыки аналитической работы с текстами, определения значения сведений о содержательной и композиционной структуре различных типов текста.
- продолжить формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
- научить учащихся производить разноаспектную характеристику текста (частичный анализ, полный анализ).
- продолжить наблюдение над текстовыми характеристиками, сочетая эти наблюдения с языковым разбором – синтаксическим, лексическим, морфологическим и т. д.
Планируемые результаты освоения факультативного курса «Анализ текста»
В ходе занятий учащиеся должны:
-верно понимать значение курса в дальнейшем их интеллектуальном развитии:
-свободно пользоваться информацией, полученной на занятиях курса, в практике речевого общения, письменного и устного;
-овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 8-классников;
-владеть формами обработки информации исходного текста;
-писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
-определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста,
-знать элементы сочинения, уметь анализировать тексты, писать сочинения по текстам
-уметь формулировать тезисы, аргументы и выводы;
-адекватно передавать содержание авторского текста, определять авторскую позицию,
-выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
-создавать собственный текст по заданной модели;
-осуществлять речевой самоконтроль, находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
-осмысливать лингвистические средства создания образности художественного текста: осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явлений, которые изучаются;
- отработать навыки выразительного чтения художественного текста;
- создавать творчески работы на основе проанализированного литературного образца;
- составлять собственные речевые высказывания по аналогии с данным текстом при сохранении структуры описания, использованных языковых средств выразительности.
Ученик научится:
- иметь ясные представления о тексте и значении грамотно выстроенного текста
- правильно находить верный стиль, форму, манеру высказывания, средства выразительности в зависимости от речевых ситуаций
- видеть и использовать в своей речи все многообразие русского литературного языка
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации;
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание курса
Раздел 1. Текст 3ч
Текст как речевое произведение
Основные средства связи предложений в тексте (теория)
Основные средства связи предложений в тексте (практика)
Раздел 2. Композиционно-содержательный анализ 6ч
Композиционно-содержательный анализ текста по Гридину А.В. (выбор)
Композиционно-содержательный анализ текста по Чванову М.А. (любовь)
Композиционно-содержательный анализ текста по Б.Васильеву (человечность)
Композиционно-содержательный анализ текста по Веллеру М.И. (нравственный выбор)
Композиционно-содержательный анализ текста по Ю.Яковлеву (добро)
Композиционно-содержательный анализ текста по А.Лиханову (сострадание)
Раздел 3. Лингвистический анализ фрагментов текста 14ч
Лексическое богатство языка. Лексические средства выразительности: многозначные слова омонимы синонимы антонимы
Лексический анализ. Синонимы
Лексический анализ. Эпитет, сравнение, перифраз, метафора, метонимия, гирербола, олицетворение, ирония
Лексический анализ. Изобразительно-выразительные средства: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос
Фразеологизмы их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску
Словообразование и его изобразительные ресурсы
Использование различных словообразовательных средств в тексте. Анализ текста
Морфологические средства выразительности
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений
Анализ правописания и пунктуации
Анализ правописания и пунктуации
Анализ правописания и пунктуации
Раздел 4. Создание текста 8ч
Тема «Выбор»
Тема «Нравственный выбор»
Тема «Человечность»
Тема «Любовь»
Тема «Настоящее искусство»
Тема «Добро»
Тема «Сила воли»
Тема «Самовоспитание»
Раздел 5. Зачет 3ч
Многоаспектный анализ текста
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Анализ текста». 8класс
№ | Раздел | Тема | Дата |
Текст 3ч | Текст как речевое произведение | ||
Основные средства связи предложений в тексте (теория) | |||
Основные средства связи предложений в тексте (практика) | |||
Композиционно-содержательный анализ 6ч | Композиционно-содержательный анализ текста по Гридину А.В. (выбор) | ||
Композиционно-содержательный анализ текста по Чванову М.А. (любовь) | |||
Композиционно-содержательный анализ текста по Б.Васильеву (человечность) | |||
Композиционно-содержательный анализ текста по Веллеру М.И. (нравственный выбор) | |||
Композиционно-содержательный анализ текста по Ю.Яковлеву (добро) | |||
Композиционно-содержательный анализ текста по А.Лиханову (сострадание) | |||
Лингвистический анализ фрагментов текста 14ч | Лексическое богатство языка. Лексические средства выразительности: многозначные слова омонимы синонимы антонимы | ||
Лексический анализ. Синонимы | |||
Лексический анализ. Эпитет, сравение перифраз метафора метонимия гирербола олицетворение ирония | |||
Лексический анализ. Изобразительно-выразительные средства: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос | |||
Фразеологизмы их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску | |||
Словообразование и его изобразительные ресурсы | |||
Использование различных словообразовательных средств в тексте. Анализ текста | |||
Морфологические средства выразительности | |||
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности | |||
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений | |||
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений | |||
Анализ правописания и пунктуации | |||
Анализ правописания и пунктуации | |||
Анализ правописания и пунктуации | |||
Создание текста 8ч | Тема «Выбор» | ||
Тема «Нравственный выбор» | |||
Тема «Человечность» | |||
Тема «Любовь» | |||
Тема «Настоящее искусство» | |||
Тема «Добро» | |||
Тема «Сила воли» | |||
Тема «Самовоспитание» | |||
Зачет 3ч | Многоаспектный анализ текста | ||
Многоаспектный анализ текста | |||
Зачет |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верховская основная школа
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Директор школы ______________
Протокол №1 от 30.08.2015г. Ануфриева В.Е.
Приказ № 48-0 от 30.08.2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка
«Юный филолог.
Основы проектной деятельности»
5-7 класс
Учитель Гаврилова Валентина Николаевна
2015-2016уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юный филолог. Основы проектной деятельности» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
ООП ООО МБОУ Верховской основной школы
учебным планом МБОУ Верховской основной школы
Цель программы кружка: – формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
Задачи:
обучать планированию собственной деятельности;
формировать навык сбора и обработки, систематизации, хранения и использования информации, материалов, в том числе в сети Интернет;
развивать умение анализировать;
формировать и развивать умения составлять письменный отчёт о самостоятельной работе над индивидуальным итоговым проектом ;
формировать позитивное отношение к работе, активную жизненную позицию;
формировать навыки сотрудничества;
формировать навыки устной презентации;
Программа состоит из 5 частей: основы проектно-исследовательской деятельности, создание учебных проектов по русскому языку, создание учебных проектов по литературе, создание социальных проектов, дневниковые записи.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Тематический план
1.Основы проектно-исследовательской деятельности 1ч
2.Создание учебных проектов по русскому языку 12ч
3. Создание учебных проектов по литературе 7ч
4. Создание социальных проектов 11ч
5.Дневниковые записи
Требования к результатам деятельности курса
Образовательные
Уметь определять цель, ставить задачи, составлять план проекта
Знать критерии оценивания проекта
Оценивать свои и чужие результаты
Составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы
Развивающие
расширение кругозора обогащение словарного запаса развитие речи школьников
Развитие творческих способностей
Развитие умения анализировать, вычленять существенное
Связно грамотно и доказательно излагать материал
Самостоятельно применять, пополнять, систематизировать, обобщать полученные знания
Воспитательные
Повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии
Предметные результаты
Учащиеся должны усвоить:
Основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор понятия цели, объекта и гипотезы исследования);
Основные источники информации
Правила оформления списка используемой литературы
Способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, товарищи, родственники, фильмы, ресурсы Интернет)
Правила сохранения информации, приемы запоминания.
Должны уметь:
Выделять объект исследования
Разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы
Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы
Работать в группе
Работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой
Пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями
Планировать и организовывать исследовательскую деятельность,
Представлять результаты своей деятельности в различных видах
Работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами
Личностные результаты
Ученик научится:
Формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Способности к самоанализу и самоконтролю результатов, способность к самооценке
Ученик получит возможность для формирования:
Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе
Понимания необходимости учения
Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения
Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач
Адекватного понимания причин успешности\неуспешности внеучебной деятельности
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений
Регулятивные
Ученик научится:
Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями их реализации
Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Оценивать правильность выполнения действий
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя товарищей родителей
Ученик получит возможность научиться:
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные
Ученик научится:
Осуществлять поиск необходимой информации
Осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе и с помощью инструментов ИКТ
Строить сообщения, проекты в устной и письмен форме
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
Ученик получит возможность научиться:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернет
Записывать, фиксировать информацию
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Коммуникативные
Школьник научится:
Использовать коммуникативные речевые средства для решения коммуникативных задач
Строить монологическое сообщение
Формулировать собственное мнение и позицию
Задавать вопросы
Владеть диалогической формой речи
Ученик получит возможность научиться:
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Аргументировать собственную позицию
Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Содержание программы
1.Основы проектно-исследовательской деятельности 1ч
Учебный проект и учебное исследование
Тема, проблема, актуальность исследования
Объект и предмет исследования
Методы научного исследования
Правила оформления проектной работы
Работа с литературой. Библиография
Мастер-класс «Интернет как источник информации»
Экскурсионное занятие «Пожилые люди как источник информации»
Секреты успешной защиты проекта, исследования
Виды презентаций проектных работ
2.Создание учебных проектов по русскому языку 12ч
Проект «Знатоки фразеологии». Почему мы так говорим? (Фразеологизмы, их выразительность.)
Практическая работа с фразеологическим словарём.
Составление плана презентации
Подготовка презентации.
Поиск рисунков. Оформление
Рассказы о слове (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость фразеологизмы пословицы
Историзмы и архаизмы в сказках Пушкина
Профессионализмы в речи моих родителей
Кроссворд на лингвистическую тему
Диалекты и говоры нашей деревни. Знакомство со словарями Смоленских говоров. Анализ лексики в семье
Виды игр по русскому языку и литературе. Решение филологических задач
Шарады
Метаграммы
Анаграммы.
Логогрифы
Проект «Портрет одного слова»
- Планирование
- Этнографическая страница
- Лексикографическая страница
- Этимологическая словообразовательная
- Фразеологическая
- Искусствоведческая
- Страница сочетаемости
- Литературная страница
Проект «Памятка-буклет «Как не утонуть в море местоимений?» в программе Power Point, Publisher
- Значение
- Вопрос
- Разряды
- Морфологические признаки
- Правописание местоимений
Проект «Памятка -буклет «Как не утонуть в океане синтаксиса?» в программе Power Point, Publisher
3. Создание учебных проектов по литературе 7ч
- Крылатые выражения в баснях И.А.Крылова.
- «Косая сажень» (старинные русские меры длины)
- Устаревшие слова в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
- Лексические особенности сказа Н.С.Лескова «Левша»
4. Создание социальных проектов 11ч
- Исследовательская экспедиция «Моя деревня, Прошлое, настоящее и будущее»
- Карта деревень (Вчера, сегодня) Новосельского сельского поселения
Поиск информации. Беседы со старожилами, пожилыми людьми, изучение документов. Отбор нужной информации
- Практическая работа. Оформление проектов.
5.Дневниковые записи. Что записывать? Как и зачем? Первые опыты. 1ч
Презентация итогов деятельности кружка за учебный год. 2ч
Итоговое занятие, самооценка результатов работы
Календарно-тематическое планирование. Кружок «Юный филолог. Основы проектной деятельности»
№ | Дата | Тема | Часы | Продолжи тельность проекта | |
1. | 1.Основы проектно-исследовательской деятельности | 1ч | |||
2.Создание учебных проектов по русскому языку 12ч | |||||
Проект «Знатоки фразеологии»: Отбор информации в книгах, Интернете). Цель. Планирование | 1ч | ||||
2. | |||||
3. | Оформление проекта «Знатоки фразеологии»: | 1ч | |||
4. | Проект «Портрет одного слова (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы, пословицы, | 1ч | |||
5. | Оформление проекта «Портрет одного слова. (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы, пословицы, | 1ч | |||
6. | Проект «Историзмы и архаизмы в сказках Пушкина» | 1ч | |||
7. | Профессионализмы в речи моих родителей | 1ч | |||
8. | Кроссворд на лингвистическую тему | 1ч | |||
9. | Диалекты и говоры нашей деревни. Знакомство со словарями Смоленских говоров. Анализ речи в семье. Отчет | 1ч | |||
10. | Виды игр по русскому языку и литературе | 1ч | |||
11. | Проект «Памятка -буклет «Как не утонуть в море местоимений?» | 1ч | |||
12 | Проект «Памятка -буклет «Как не утонуть в океане СИНТАКИСА И ПУНКТУАЦИИ?» | 1ч | |||
13. | Презентация и защита проектов | 1ч | |||
3.Создание учебных проектов по литературе | 7ч | ||||
14. | Крылатые выражения в баснях И.А.Крылова. | 1ч | |||
15. | Проект «Устаревшие слова в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | |||
16. | «Косая сажень» (старинные русские меры длины) | 1ч | |||
17. | Буква Ё в русском языке. Сбор информации. Работа с Интернет-источниками. | 1ч | |||
18. | История русской письменности. Изучение материала | 1 | |||
19. | Лексические особенности сказа Н.С.Лескова «Левша» | 1ч | |||
20. | Презентация и защита проектов | 1ч | |||
4.Создание социальных проектов 11ч | |||||
21. |
| 3ч | Долго срочный | ||
22. | Беседы со старожилами деревни | 1 | |||
23. | Поиск информации в администрации сельского поселения. Работа с похозяйственными книгами | 1 | |||
24. | 2.Проект «Экскурсия по моей деревне». Сбор информации: беседы с жителями, опрос работников администрации, создание карты, история улиц. | 1 | Долго срочный | ||
25. | Оформление проекта «Экскурсия по моей деревне». | 1 | |||
26. | 3.Проект «Карта деревень (вчера, сегодня) Новосельского сельского поселения» | 3ч | Долго срочный | ||
27. | Поиск информации в Интернете. Беседы с работниками СА по теме проекта «Карта деревень (вчера, сегодня) Новосельского сельского поселения» | 1 | |||
28. | Оформление проекта «Карта деревень (вчера, сегодня) Новосельского сельского поселения» | 1 | Долго срочный | ||
29. | Оформление проекта «Экскурсия по моей деревне». | 1 | |||
30. | Оформление проекта «Карта деревень (Вчера, сегодня) Новосельского сельского поселения» | 1 | |||
31 | Оформление проекта «Карта деревень (Вчера, сегодня) Новосельского сельского поселения» | ||||
32. | Дневниковые записи 1ч. | Дневниковые записи. Что записывать? Как и зачем? Первые опыты. Знакомство с дневниковыми записями Л.Н.Толстого | 1 | ||
33. | Зачет.2ч | Зачет. Презентация и защита проектов | 1 | ||
34. | Зачет Презентация и защита проектов. Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы проектной деятельности 5-6 класс
Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Единицей учебного процесса является урок.Для проверки знаний учащихся, а также навыков работы на компьютере используется несколько различных форм ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по курсу "Основы проектной деятельности" с УУД....
Рабочая программа по основам проектной деятельности 5-8 классы.
Программа составлена на основе программы учебного курса «Основы проектной деятельности школьника» Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. проф. Е.Я.Когана.- Самара.: издательство «У...
Рабочая программа "Основы проектной деятельности" 5 - 7 классы
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных ...
Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса
Курс предназначен для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...
Рабочая программа метапредметного курса "Основы проектной деятельности" (5-9 классы)
Рабочая программа метапредметного курса "Основы проектной деятельности" (5-9 классы)...
Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса
Курс предназначен для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...