Рабочая программа факультативного курса «Содержание и языковой анализ текста»
рабочая программа (9 класс)
Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativnogo_kursa_soderzhanie_i_yazykovoy_analiz_teksta.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса
«Содержание и языковой анализ текста»
Пояснительная записка
Чтобы обладать правильной речью, умело владеть ею, нужно изучать родной язык, его единицы и их взаимоотношения, то есть изучать язык как систему. Изучение родного языка приводит к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащегося. Речевая компетентность – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождение своих собственных программ речевого поведения. Формирование коммуникативной и лингвистической компетентности учащегося предполагает, что система обучения связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. А речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным исследователей, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Согласно Стратегии развития образования ХМАО - Югры до 2020 года, одной из приоритетных задач области является задача выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Элективный курс «Содержание и языковой анализ текста» предполагает развитие не только познавательного интереса к предмету, но и развитие творческих способностей учащихся.
Проблема развития одаренности широко обсуждается в научно-педагогической литературе. А.М. Матюшкин в статье «Концепция творческой одаренности» приходит к мнению, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество. А понятие «творчество» тесно связано с процессом создания нового, оригинального, исследовательской деятельностью учащихся, нестандартными путями решения проблемных задач. Одной из форм работы с одаренными детьми на занятиях элективного курса может являться языковой анализ текста.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить экзамен по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы: тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Занятия позволяют систематизировать полученные во время уроков знания.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у учащихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Данный курс позволяет удовлетворить интересы учащихся в соответствии с личностными наклонностями, которые реализуются за счет личностно-ориентированного компонента программы. При изучении курса создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся. Выполняя задания, учащиеся будут заниматься и орфографией, и пунктуацией, повторят теоретические сведения, связанные с изучением основных разделов науки о языке. Многие задания помогут развить умение воспринимать текст, вступая в «диалог» с автором.
Для изучения элективного курса используются пособия: Корчагиной Е.В. «Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й класс»– М., 2009г.; Пасичник И.В., Соловьева Т.В. «Русский язык. 9 класс»- «Издательский дом», 2014 год.
Цели изучения курса: углубление знаний о лингвистике как науке; языке как развивающейся системе; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения. Овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в процессе подготовки к ОГЭ; развитие умения адекватно понимать информацию прочитанного текста, умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента. Определять тему, основную мысль исходного прослушанного или прочитанного текста; его принадлежность к определённому функционально-смысловому типу и стилю речи; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ.
Задачи: подготовить учащихся к экзамену по русскому языку; расширить и закрепить знания, полученные по русскому языку; формировать на выходе из школы личность, понимающую особенности текста и его стилевое своеобразие; познакомиться с основами строения текста; освоить все методы структурного анализа: темы, идеи, авторской позиции; совершенствовать навыки в изучении интонационной структуры текста; помочь в определении связи предложений в тексте; применение обобщённых знаний и умений при анализе текста. Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной.
Место курса в образовательном процессе.
Курс «Содержание и языковой анализ текста» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к экзамену, объективно оценить свои знания по предмету. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал.
Программа курса рассчитана на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Повторение проводится по основным разделам русского языка:
- лексика;
- фонетика;
- морфемика и словообразование;
- орфография и морфология;
- синтаксис;
- пунктуация;
- языковые нормы.
Планируемые результаты .
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Виды деятельности учащихся: анализ текста, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий, конспектирование материала. Тестирование, творческие задания, беседы по вопросам орфографии, пунктуации, стилистики. На занятиях будут сочетаться и коллективная, и самостоятельная работа.
Формы работы с учащимися:
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются: работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала); самостоятельная работа (нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли); работа в группах, парах; индивидуальная работа. Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Методы обучения: методы развивающего обучения, проблемный, частично-поисковый
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учащихся курса «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» является сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках.
Учебно-тематический план
Наименование разделов | Кол-во часов | Формы контроля |
1. Текст. | 3 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
2. Типы речи. | 2 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
3. Основные фонетические единицы и средства | 3 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
4. Средства выразительности речи | 4 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
5. Стилистика русского языка | 4 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
6. Орфография. Анализ основных и сложных вопросов орфографии. | 7 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Практическая работа. |
7. Синтаксис и пунктуация. Анализ основных и сложных вопросов синтаксиса и пунктуации. | 10 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
8. Повторение и обобщение по всему курсу | 1 | Тестирование. |
Итого: | 34 ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик должен
знать/понимать
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка учащийся должен
знать/понимать
- общие сведения о русском языке;
- определения основных изучаемых единиц языка и категорий;
- орфографические и пунктуационные правила;
- осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны
уметь
- словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);
- опознавать языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, группировать языковые явления по определённым признакам;
- давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
- правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
- правильно образовывать формы слов;
- правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур и уместно их применять в речи;
- владеть современным речевым этикетом;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;
- собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;
- совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочёты и исправлять их;
- находить в слове орфограммы, а в предложении - смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
- правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;
- правильно писать слова, отобранные для специального заучивания;
- пользоваться различными словарями русского языка.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения: репродуктивный, продуктивный.
Методы обучения реализуются в следующих формах работы: рассказ учителя, беседа, работа со словарями, анализ таблицы.
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Формы контроля достижений учащихся - практические работы, устные сообщения учащихся, тесты. Текущий – проводится на каждом занятии, включает в себя выполнение заданий, участие в коллективной, групповой деятельности; промежуточный - проверочные работы (проверка усвоения материала); итоговый контроль – по завершении изучения курса проводится итоговое тестирование. Итоговая оценка может быть накопительной, тогда результаты всех видов контроля суммируются.
Возможна рейтинговая система оценки, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности.
Содержание программы.
Текст. (3 часа)
Основные признаки текста. Тема. Идея. Проблема. Основная мысль. Структура текста. Смысловые части. Средства связи между предложениями в тексте. Языковые средства, создающие единство темы.
Типы речи. (2 часа)
Описание. Повествование. Рассуждение. Отличительные особенности каждого типа речи.
Основные фонетические единицы и средства. (3 часа)
Фонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки. Фонетический уровень – фонемы, ударение, интонация. Фонетический уровень структуры текста. Звуковые повторы, аллитерация, ассонанс, звукоподражание, использование слов с открытыми слогами, интонации слов.
Средства выразительности речи (4 часа)
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистика русского языка. (4 часа)
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Орфография.
Анализ основных и сложных вопросов орфографии. (7 часов)
Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ.
Синтаксис и пунктуация. (10 часов)
Анализ основных и сложных вопросов синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Повторение и обобщение по всему курсу. Тестирование. (1 часа)
Планируемые результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
Знать: определение текста, его признаки и свойства, виды связей предложений в тексте; типы и стили речи; многоаспектное существование слова (синонимы, омонимы и т. д.); виды словесных средств художественной изобразительности; нормы современной русской орфографии и пунктуации.
Уметь: определять тему и идею текста; составлять простой и сложный план текста; определять тип и стиль речи; выявлять и осознавать роль словесных средств художественной изобразительности в тексте и произведении; находить в словах орфограммы, обосновать их выбор; обосновывать выбор знаков препинания; производить разные виды разборов.
Личностными результатами освоения курса по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения курса являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждение актуальных тем.
Предметными результатами освоения курса являются:
1) освоение основных сведений о лингвистике как науке, освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка.
2) понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.
3) способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, рефератов.
Условия реализации программы курса.
1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.12 №273 - Ф3.
2. Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.
3. Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
Литература для учителя и учащихся:
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.: Сов. энциклопедия, 2010.
- Баранов М.Т., Костяева Т.А. «Русский язык. Справочные материалы». М., 2006
- Божко Н.М. «Проверочные и контрольные тесты: 9 класс» - Волгоград, «Учитель», 2008 год.
4) Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы».- М., 2005.
5) Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку: 8-9 классы» - М.: ВАКО,2010 год
6) Капинос В.И., Пучкова Л.И., Татур А.О. «Сборник тестовых заданий. Русский язык.9 класс» - М.: «Интеллект-Центр»,2009год
7) Львов, В. В. «Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5–9 классах». – М., Методические рекомендации, Москва, 2000 год.
8) Малюшкин А.Б. «Тестовые задания по русскому языку. 9 класс», Москва, 2008г.
9) Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. « ГИА. Практикум по русскому языку»- М.,2014г.
10)Пасичник И.В., Соловьева Т.В. «Русский язык.9 класс»- «Издательский дом», 2014 год.
11)Прядильникова О.В. Орфоэпические нормы современного русского языка. Практикумы // Современный урок: Центр «Педагогический поиск», 2007г.
12) Петрова Е.В. «Тесты по русскому языку: 9 класс» - М.,2011 год
13)Султанова Г.М. «Обучение лексико - стилистическим нормам русского языка», Казань, 2002г.
14) Ткаченко Н.Г. «Тесты по грамматике русского языка»- М.: «Айрис», 2003г.
Интернет-источники:
1) http:// rustest.ru
2) http:// http://www.prosa.ru
3) http://www. fipi.ru
4) http://www. gia.edu.ru
5) http://www. огэ.рф
6) http://www. fipi.ru›content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
8) http://www. saharina.ru›gia/
9) http://www. egeigia.ru
Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу «Содержание и языковой анализ текста».
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1: Текст. (3 часа). | ||||
1. | Основные признаки текста. Структура. Смысловые части. | 1 | 03.09.22 | |
2. | Средства связи между предложениями в тексте. Языковые средства, создающие единство темы. | 1 | 10.09.22 | |
3. | Работа с текстом. Анализ текста | 1 | 17.09.22 | |
Раздел 2: Типы речи. (2 часа). | ||||
4. | Описание. Повествование. Рассуждение. | 1 | 24.09.22 | |
5. | Работа с текстом. Анализ текста | 1 | 01.10.22 | |
Раздел 3: Основные фонетические единицы и средства. (3 часа). | ||||
6. | Фонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки. | 1 | 08.10.22 | |
7. | Фонетический уровень структуры текста. Звуковые повторы, аллитерация, ассонанс, использование слов с открытыми слогами, интонации слов. Фонетический уровень – фонемы, ударение, интонация. | 1 | 15.10.22 | |
8. | Проверочная работа | 1 | 22.10.22 | |
Раздел 4: Средства выразительности речи. (4 часа). | ||||
9. | Изобразительно-выразительные средства. | 1 | 29.10.22 | |
10. | Изобразительно-выразительные средства. | 1 | 12.11.22 | |
11. | Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. | 1 | 19.11.22 | |
12. | Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. | 1 | 26.11.22 | |
Раздел 5: Стилистика русского языка. (4 часа). | ||||
13. | Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов. | 1 | 03.12.22 | |
14. | Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов. | 1 | 10.12.22 | |
15. | Работа с текстом. Анализ текста | 1 | 17.12.22 | |
16. | Работа с текстом. Анализ текста | 1 | 24.12.22 | |
Раздел 6: Орфография. Анализ основных и сложных вопросов орфографии. (7 часов). | ||||
17. | Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. | 1 | 14.01.23 | |
18. | Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. | 1 | 21.01.23 | |
19. | Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. | 1 | 28.01.23 | |
20. | Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. | 1 | 04.02.23 | |
21. | Правописание суффиксов различных частей речи | 1 | 11.02.23 | |
22. | Проверочная работа | 1 | 18.02.23 | |
23. | Проверочная работа | 1 | 25.02.23 | |
Раздел 7: Синтаксис и пунктуация. Анализ основных и сложных вопросов синтаксиса и пунктуации. (10 часов). | ||||
24. | Словосочетание. Предложение. | 1 | 04.03.23 | |
25. | Словосочетание. Предложение. | 1 | 11.03.23 | |
26. | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. | 1 | 18.03.23 | |
27. | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. | 1 | 25.03.23 | |
28. | Анализ синтаксиса и пунктуации. | 1 | 08.04.23 | |
29. | Анализ синтаксиса и пунктуации. | 1 | 15.04.23 | |
30. | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | 22.04.23 | |
31. | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | 29.04.23 | |
32. | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | 06.05.23 | |
33. | Зачетная работа | 1 | 13.05.23 | |
Раздел 8: Повторение и обобщение по всему курсу (1 час). | ||||
34. | Повторение и обобщение по всему курсу. Тестирование. | 1 | 20.05.23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"
Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)
Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции», базовый уровень, 8 класс
Факультативный курс «Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции» рассчитан на 35 часов. Учащимся 8-х класс...
Методическая разработка рабочей программы курса для 8 класса «Комплексный анализ текста. Практикум по русскому языку »
. Данный курс направлен на преодоление трудностей в выполнении тестовых заданий по русскому языку за курс 5-8 классов, а также на обучение написанию сочинений-рассуждений разных типов....