Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
На русского языка на тему: «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_russ_yaz_7_kl.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Сайлыг Чеди-Хольского кожууна
Технологическая карта урока русского языка по теме:
«Буквы а–о на конце наречий с приставками»
Составила: Натпий-оол Аравика Кимовна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с. Сайлыг - 2018 г.
Тема: Буквы а–о на конце наречий с приставками
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели как деятельность учеников:
Метапредметные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, извлекать информацию из разных источников (таблицы, текста), преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, из текста в графическую модель, схему).
Коммуникативные: строить связные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной установкой, осуществлять взаимодействие в малой группе (паре), корректировать результаты работы.
Предметные: находить наречия с орфограммой-буквой а, о на конце, устанавливать способ образования наречий с приставками из-, до-, с– и на-, в-, за-, выбирать нужную букву в суффиксе и правильно писать наречия с указанными приставками, графически обозначать условия выбора букв а, о на конце наречий с приставками.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Здравствуйте, ребята. Садитесь и скажите себе мысленно: «Я на уроке. Я хочу узнать что-то новое. Я готов к работе». Я желаю вам успехов и удачи. | |
II. Актуализация знаний | 1. Опрос: - Давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем. (Наречие) - А что вы знаете о наречии? - Я проведу блиц-опрос, ваша задача – быстро отвечать на вопросы. 1. Часть речи, которая отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как? (наречие) 2. Наречие обозначает (признак действия или другого признака) 3. Морфологические признаки наречий (не изменяется) 4. В предложении бывает (обстоятельством) 5. Наречие имеет степени сравнения? (да) 2. Проверка по ключу (на обратной стороне доски). Итог. Оценка. 3. Орфографическая диктовка – Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием? (уж) – Как пишется это слово: с Ь или без Ь? – Запишите слова и поставьте, где считаете нужным, Ь. вскач…, проч…, навзнич…, сплош…, настеж…. – Какие три слова помогают запомнить, что в наречиях, оканчивающихся на Ж, Ь после шипящих не пишется? 4. Проверьте. Кто в роли учителя? Итог. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать. 2. Осуществлять коррекцию своей деятельности. Коммуникативные УУД 1. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников. Оценка З № 1 |
III. Самоопределение и темы и цели урока. |
издавна извечно досуха досрочно
Выделите приставки.
Являются ли буквы гласных в суффиксах орфограммами? Почему? (Да, потому что находятся в слабой позиции, в безударном положении).
| Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. |
IV. Открытие новых знаний. Наблюдение. « в парах» Работа «в парах». | 1. Работа по учебнику. а) извлечение информации из анализа примеров с графическим обозначением способа образования наречия и правописания суффиксов а, о на конце наречий.
Вот о наречиях с этими коварными приставками из-(ис-), до-, с-(со-) мы и будем говорить. Только они требуют то -а, то -о. Когда А? Когда О? б) Сделайте общий вывод: от каких особенностей наречий зависит выбор написаний буквы а или о в суффиксе наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-). После анализа важно, чтобы ученики сделали промежуточный вывод – выбор буквы о или а на конце наречий связан со способом образования: если приставочно-суффиксальный, пишется а, если суффиксальный, то пишется о.
2. Сравнение результатов наблюдений с правилом правописания букв а, о на конце наречий с приставками в рамке. --- Проверьте себя по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. ----Сколько частей можно выделить в правиле? - Расскажите друг другу правило, сверяя с учебником.
3. Запишите теоретический материал в виде ОК, схемы. Составьте графическую модель этого вида орфограммы. (несколько человек у доски разные ОК) Ученики сначала составляют самостоятельно, затем сравнивают свои варианты с ОК
4. Работа с информационной картой №1. Подсказка для проверки написаний после наблюдения. - Я вам предлагаю одну небольшую подсказку. Наречия с ¬ в-, на-, за-, с-, из-, до- по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО. Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же предлогом, как и приставка. 5. Проверьте себя ещё раз. Прочитайте образец рассуждения. Составьте алгоритм по образцу рассуждения. 1.Выясни наличие приставок ИЗ (ИС-), ДО-, С- В-, НА-, ЗА- 2. Определи способ словообразования 3. пиши А пиши О Физкультминутка. Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из таблицы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, модель). |
V. Практика. Развитие учебно-языковых, орфографических и речевых умений. «в парах» в группах. | 1. Первый уровень закрепления темы – Комментированное письмо. ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ!!!! Объясняют сильные ученики. Остальные ученики выполняют в тетради. - Да, знать правило важно. Но самое главное − уметь им пользоваться. - Кто возьмется прокомментировать правописание словосочетаний с выделением изученной орфограммы.
2. Тренировочные упражнения. Упр. 269– развивается умение определять способ образования наречий и объяснять условия выбора буквы а или о на конце наречий. Выполняется письменно (с графическим обозначением). Слова в справочнике «Произноси правильно» – для орфоэпического проговаривания на это правило(досуха, досыта, добела ,сослепа). Есть ли орфограмма в слове добела? (Нет орфограммы в слове добела, т.к. гласный в суффиксе ударный). Мы научились объяснять орфограмму, попробуем решить орфографическую задачу: О или А? Упр. 271– развивается умение писать букву а, о на конце наречий с приставками, а также буквы гласных в корнях (проверяемые) и с чередованием, графически обозначать условия выбора названных орфограмм. Выполняется сначала с комментированием (2–3 примера), затем самостоятельно. Взаимопроверка. 3.Творческая работа в группах. Каждая группа получила задание. 1 группа « Строители» Задание: постройте слова, запишите и объясните орфограмму. Приставки: из-, до-, с-. Корни: -давн-, -чист-, -лев Суффиксы: -а, -о. 2 группа «Лингвисты» Задание: познакомьте класс с лексическим значением и происхождением наречия дотла, используя толковый и этимологический словари, составьте словарную статью. 3 группа «Языковеды» Задание: познакомьте класс происхождением наречия исподтишка, дайте современное толкование лексического значения, используйте толковый и этимологический словари, Объясните современное правописание. 4 группа «Знатоки» Вопрос: как перечислить по порядку рабочие дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня недели, используя только наречия. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра , послезавтра). 5 группа « Художники» Полминутки для шутки. Задание: проиллюстрируйте смысл наречия так, чтобы ваш рисунок носил комический характер и при это объяснял правописание суффикса. Сказал сгоряча.
1 группа «Строители» записывает слова на доске, графически обозначают, объясняют. 2 группа «Лингвисты» читают ответ с карточки. 3 группа « Языковеды» читают ответ с карточки. 4 группа «Знатоки» устно называют наречия. 5 группа « Художники» показывают рисунок, комментируют. | Познавательные УУД 1. Группировать материал по заданным признакам. 2. Осуществлять познавательную рефлексию. 3. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения 2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. № 2 Оценка № 3 Оценка № 4 Оценка |
VI. Итог урока. Рефлексия. | 1. Тест. Найдите слова, в которых пишется О. (по вариантам по 10 слов)
7. (за)светл__, 8. (из)далек__, 9. (на)мертв__, 10. (до)словн__, 11. (на)чист__, 12. (за)нов__, 13. (до)сух__, 14. (на)глух__, 15. (в)прав__, 16. (до)красн__, 17. (ис)кос__, 18. (за)прост__, 19. (с)горяч__, 20. (на)черн__. Проверка по ключу! 3, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 20 2. Каковы условия выбора букв а или о на конце наречий?
3. Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). Работа с оценочным листом | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. № 5 Оценка |
VII. Домашнее задание. | 1. П. Выучить правило, составить карточку для своего соседа по парте (20 наречий) с пропусками. 2.Б. Упр. 270. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"
Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-" Урок открытия новых знаний.Учащимся представляется возможность - извлекат...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Смысловые группы наречий"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием технологии развития критического мышления...
технологическая карта урока русского языка для 7 класса по теме "Повторение темы "Наречие"
Уров повторения и обобщения знаний по теме "Наречие" с использованием технологии личносто-ориентированного обучения и с использованием ИКТ...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме « Буквы о и а на конце наречий»
Технологическаякарта урока русского языка...
Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс
Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....
Урок русского языка по теме: «Буквы З и С на конце приставок». (5-й класс)
Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала в условиях реализации ФГОС. Урок опирается на ранее изученную тему. После изучения темы орган...