Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 45.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Класс 7
Тема урока: " Буквы О и А на конце наречий"
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа со словарем, работа с учебником и раздаточным материалом.
Содержательная: формирование знаний о написании букв О и А на конце наречий.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; осуществлять контроль по результату и по способу действия;
обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, преодолевать трудности на пути достижения целей.
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; строить логическое рассуждение;
обучающийся получит возможность научиться делать выводы на основе аргументации.
Коммуникативные: обучающийся научится организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействовать с партнерами по обмену информацией, обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группах, выражать готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.
Предметные: обучающийся научится правильно выбирать гласную в орфограмме –а/-о- на конце наречий в зависимости от приставки;
научится объяснять написание гласных на конце наречий;
применять орфографическое правило при записи предложенных текстов.
Формы и методы работы: работа с учебником, составление алгоритма, самопроверка по эталону, работа в группе, работа в парах, самоанализ.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, учебник русского языка, 7-й класс, Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык:М.:Просвещение, 2015., доска, комплект мультимедийной аппаратуры.
Конспект урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Прочтите пословицу на экране. Как вы ее понимаете? «Знание – сила!»
Ученик. То, что мы учим, нам пригодится в жизни, потому что мы научимся применять правила.
Ученик. Быть умным значит быть сильным, выносливым.
Ученик. Знания дают возможность быть мудрее и легко справляться с заданиями.
Учитель. А Вы готовы к этому? Готовы учиться?
Ученики. Готовы!
2.Актуализация и фиксирование знаний индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Ребята, давайте проверим ваше домашнее задание.
Кто выполнял упражнение 265, проверьте его по эталону на экране.
Эталон к упражнению 265.
Спишите, обозначая изучаемую орфограмму. Певуче, свежо, испытующе, убаюкивающе, заискивающе, умоляюще, волнующе, горячо, угрожающе, уничтожающе, зловеще. |
Учитель: Те, кто выполнил работу по карточкам №1, проверьте по эталону на столах.
Карточка №1
Списать текст, вставив буквы и недостающие знаки препинания. На горизонте сумрачно зловещ.. В южном небосклоне нет почти звёзд. А цикады поют поют. Им тоже хорош.. Ещ. царственнее и грознее стал необ.ятный храм полно звёздного неба. Волнующ.. тихий покой царил ещ. . в городе. (По И.Бунину) |
Эталон к карточке №1
На горизонте сумрачно, зловеще. В южном небосклоне нет почти звёзд. А цикады поют, поют. Им тоже хорошо. Еще царственнее и грознее стал необъятный храм полно звёздного неба. Волнующе тихий покой царил еще в городе. (По И.Бунину) |
Учитель: Выполнявшие творческую работу готовят свои ответы.
Учитель: Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 265 без ошибок.
Ученик. Я допустил ошибку в слове горячо, потому что забыл правило, что под ударением пишется буква О.
Учитель: Теперь послушаем тех ребят, которые написали мини - сочинение о зиме. В нём следует употребить наречия: ещё, свежо, колюче, хорошо, блестяще волнующе.
Учитель: Прочитайте сочинение, которое вы выбрали как лучшее и проанализируйте на наличие наречий.
Ученик: Ещё не опали все пожелтевшие листья с деревьев, а уже повалил пушистый снег. Так свежо, так хорошо стало! Мороз колюче жжет щеки. Блестяще переливаются новенькие белые шапочки на крышах домов. Все вокруг волнующе кричит о приближении праздников.
Ученик: Мне очень понравилось это сочинение, а также в сочинении использовались данные учителем наречия.
Учитель: На каком уровне вы усвоили домашнее задание?
Ученик: На удовлетворительном, потому что мы еще допускаем ошибки при написании букв о и е на конце наречий.
Лист самооценки Ученика (цы) 7 класса по теме "Буквы О и А на конце наречий" ФИ______________ | |
Домашнее задание | |
Составление алгоритма | |
Упражнение № 269 | |
Работа в группах | |
Творческое задание | |
Самостоятельная работа | |
Работа по упр.270 |
- Если задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
В течение урока оценивайте свою деятельность. Продолжим наш урок.
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Спишите с доски слова, раскрывая скобки и вставляя пропущенную букву.
Налево(..), направ(..), вправ(..), досух(..), сух(..), занов(..), снов(..).
Эталон
Налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова. |
Учитель. Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. Я написал слово налево с буквой А.
Ученик. Я написала слово снова с буквой О.
Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки?
Ученик. Нет. Мы не знаем правила правописания букв А и О в наречиях.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель:Какова же цель нашей дальнейшей работы? Что сегодня предстоит выяснить?
Ученики: Узнать, когда писать на конце наречий разные гласные?
Ученик: Научиться находить и правильно писать наречия
Учитель: Как сформулируем тему урока?
Ученики: Буквы А - О на конце наречий.
Учитель: Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?
Ученики: Работа с учебником и наблюдение.
5. Реализация построенного проекта
Учитель: Обратите внимание на слова и прочитайте их. Что вы можете сказать?
Слева (левый) затемно (тёмный)
досуха (сухой) начисто (чистый
изредка (редкий) вправо (правый)
Ученик: В правом столбике слова с буквой А на конце, а в левой с О.
Ученик: Образованы от прилагательных, способ образования - приставочно - суффиксальный
Учитель: Отчего же зависит написание а/о в суффиксе? Выведем закономерность в наших наблюдениях.
Ученик: Там, где суффикс - а, вижу приставки...из, до, с
Там , где суффикс - о, вижу приставки...в, на, за
Учитель: Когда же пишем суффикс - о, а когда суффикс - а?
Ученик: О с приставками в, на, за; суффикс - а с приставками из, до, с
Учитель: Ребята, правы ли мы были? Откройте учебник на стр.113. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры. Правильно ли мы выявили закономерность?
Ученик: Вывод мы сделали правильно
Учитель: А теперь объединитесь в группы, составьте алгоритм.
Первая группа, представьте свой алгоритм.
Ученик: из- (ис)
до- на конце А
с-(со)
в-
на- на конце О
за-
Ученик: Задать себе вопрос –ты видишь в наречии приставки из-, до- или с-? Если нет, то сразу пишем о. А если да, то задаем себе еще один вопрос: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если на этот вопрос отвечаем «да», то пишем на конце наречия а. А если отвечаем «нет», то на конце наречия пишем о.
Учитель: Ребята, есть очень хороший способ проверки при помощи слова ОКНО.
Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же предлогом, как и приставка
из- давн из окна
до- красн а до окна
с- прав с окна
в- лев в окно
на- глух о на окно
за- прост за окно
Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм лучший?
Ученики. Ваш, потому что он краткий и понятный.
Ученики. И у 1 группы.
Учитель. Правильно, запишем их в тетрадь.
Учитель: Перед вами слова. Прочитайте их, используя этот алгоритм запишите, вставляя пропущенные буквы, выделите суффикс
..начал.., ..давн.., ..прав.., .. лев.. , ..срочн.., доходчив.., досрочн..
Учитель: Все справились с заданием?
Ученик. Слово сначала пишется с буквой А, применяем слово ОКНО . С ОКНА значит на конце А.
Ученик. издавна из ОКНА, значит пишем суффикс А.
Ученик. Слово влево от слова «левый», без приставки, в-(во-), на-, за- не влияют, значит О
Ученик. Слово досрочно пишется с О, потому что образовано от слова досрочный .
Ученик. Слово докрасна пишется с буквой А, потому что образовано от бесприставочного прилагательного.
Ученик. В слове издавна пишется А в суффиксе, потому что слово издавна образовалось от слова «давний», без приставки
Учитель. Давайте теперь обратимся к словам, которые вызвали затруднение в начале урока и закрепим орфограммы.
Ученик. Я допустил ошибку в слове налево и написал А. Теперь я знаю, что там пишется О, потому что НА ОКНО.
Учитель. Я допустил ошибку в слове снова и написал О. А теперь я напишу в слове суффикс А, потому что С ОКНА.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?
Ученик: Нам нужно закрепить знания и научиться применять их на практике.
Учитель: Значит, поработаем над упражнением № 269 учебника фронтально, комментируя слова.
Ученик: В наречии слева пишу А, потому что вижу приставку.
Ученик: В слове издавна А, потому что вижу приставку.
Ученик: В слове досрочно пишу О, потому что наречие образовано от прилагательного, в котором уже была приставка.
Ученик: В слове стеснительно пишу на конце О, потому что С входит в состав корня.
Ученик: В слове справа пишу А на конце, так как вижу приставку С.
Учитель: Сложно было справиться с выполнением данного упражнения?
Ученик: Да, надо еще потренироваться, пока сложно справиться с поставленной задачей.
Учитель: Теперь, чтобы закрепить знания, поработаем в группах.
У вас на столах карточки №2.
Найдите слова, в которых пишется О и запишите цифры. 1.(из)давн__, 2.(с)лев__, 3.(до)статочн__, 4. (с)прав__, 5.(до)темн__, 6.(до)стойн__, 7.(за)светл__, 8.(из)далек__, 9.(на)мертв__, 10. (до)словн__, 11.(на)чист__, 12.(за)нов__, 13.(до)сух__, 14. (на)глух__,15.(в)прав__, 16. (до)красн__, 17.(ис)кос__, 18.(за)прост__, 19.(с)горяч__, 20.(на)черн__. |
Учитель: Выслушаем ответ групп.
Ученик: Мы выбрали цифры 3, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 20, применяя изучаемое правило.
Ученик: Да, и у нас так же. Мы не выбрали 1, 2, 4, 5, 8, 13, 16, 17, 19 , потому что в этих словах пишется буква А.
Учитель: Ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили это задание по эталону, который спроецирован на экран.
Учитель: Испытывали ли вы затруднения?
Ученик: Нет, мы работали в группе, помогая друг другу.
Учитель: Продолжаем закрепление, поработаем в парах. Выполните упражнение 272 и выберите из него словосочетания с наречиями.
Учитель. Прочитайте, какие словосочетания вы выписали.
Ученик. Мы нашли словосочетание яростно лаяла.
Ученик. А мы широко раскрыл.
Ученик. А у нас жалобно мяукал.
Учитель. Кто может дополнить?
Ученик. Мы выписали словосочетание поспешно выбежала.
Ученик. А мы нашли словосочетание сердито крикнула.
Ученик. У нас тоже словосочетание гневно ответила.
Ученик. Во всех наречиях пишется О, так как они образованы от бесприставочных прилагательных.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения работая в парах?
Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: Как узнать, усвоена новая тема или нет?
Ученик: Нужно поработать самостоятельно.
Учитель: Для самостоятельного усвоения знаний я подготовила словообразовательную работу.
Карточка 1.
С помощью сочетания приставок и суффиксов: за-, на-, в— о и из-, до-, с— а, образуйте возможные наречия от корней и основ слов: -чист-, -лев-, -прав- -нов-, - сух-, -бел- |
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.
Эталон.
Начисто, слева, вправо, снова, насухо, набело |
- У кого возникли трудности?
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе? В чем причина затруднения?
Ученик. Я с заданием справился, но надо еще поучиться.
Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Достаточно ли закрепили?
Ученик: Скорее всего надо еще потренироваться.
Учитель: Тогда задание следующее. Составьте свой сегодняшний маршрут в школу, используя наречия на изучаемую тему.
Эталон.
Сначала я вышел из дома. Потом повернул направо. Издалека я увидел Колю, который тоже вышел из дома засветло. Мы с ним достаточно быстро дошли до школы. |
Учитель: Какие затруднения вы испытывали во время выполнения задания?
Ученик: Было интересно и просто.
Учитель: Теперь выполним самостоятельно упражнение. Для этого выполним упражнение № 270. Записать однокоренные наречия к данным в скобках прилагательным.
Эталон к упражнению №270
Издавна, слева, снова, досыта, досуха, влево, направо, начисто, затемно, засветло. |
Учитель: Были ли вы затруднения при выполнении данного задания?
Ученик: Нет, мы с ним легко справились благодаря алгоритму.
Учитель: Поставьте себе оценку в лист самооценки.
9. Рефлексия УД на уроке.
Учитель: Ребята, достигли ли мы цели урока? Научились выбирать гласные на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-?
Ученик: Да.
Учитель: А что нам помогло в этом?
Ученик: Нам помогло справиться с этим знакомство с новыми правилами.
Ученик: А также усиленная практика.
Учитель: Домашнее задание на ваш выбор:
1.Упр. 271. Вставить в слова пропущенные буквы О или А, объяснить условия выбора.
2.Создать тестовые задания по изучаемой теме.
3. Найти в учебнике по биологии словосочетания с наречием на изучаемую тему.
Учитель: Урок окончен. Всем спасибо. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"
Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....
Конспекты уроков русского языка к УМК Бабайцевой В.В. 5,7,9 классы
В помощь всем, кто продолжает или начинает работать по ФГОС, я предлагаю подробные разработки уроков в 9 классах...