Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-»
( 7 класс)
Цели урока:
а) образовательные:
- познакомить с правилом правописания о, а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, сформировать умение выбирать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки;
- повторить теоретические сведения о наречии, правописание не и ни в наречиях;
- развитие речи: работа над орфоэпическими нормами, обогащение словарного запаса, работа над словом, элементы анализа стихотворного текста; составление собственного текста;
б) развивающие: развивать речь, мышление, творческое воображение, фантазию, познавательную активность;
в) воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Оборудование: портрет И. Бунина, стихотворение И. Бунина "Северная береза", репродукции картин с изображением берез, схемы - таблицы, атрибуты магистра, фишки для учета знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- На свете существует много разных музеев, и сегодня я приглашаю вас в один из них - Музей русского языка. В нем много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Сегодня мы с вами будем сотрудниками музея, работать будем в зале, посвященном одной части речи, а какой именно, поможет отгадать загадка.
Попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия, ни чисел,
(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- К какой части речи относятся эти слова? (наречие)
Итак, мы с вами - сотрудники музея, работающие в зале « Наречие». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям о наречии и его правописании. Многое об этой части речи нам уже известно, но некоторые секреты правописания нам еще предстоит раскрыть.
Прочитайте тему урока, записанную на доске: « Буквы о, а на конце наречий с приставками из-, до-, с-» и постарайтесь сформулировать цели урока.
Работая в нашем музее, мы не только познакомимся с новым правилом и научимся применять его на письме, но и повторим теоретические сведения о наречии, правописание не - ни в наречиях, т. к. экскурсоводы должны быть готовы не только ответить на любые вопросы посетителей, но быть грамотными, правильно и красиво говорить.
II. А начнем мы нашу работу с поэтической речевой разминки.
Послушайте стихотворение И. Бунина « Северная береза» и подумайте, о чем оно, какова тема стихотворения.
И. Бунин
Северная береза
Над озером, над заводью лесной-
Нарядная зеленая береза.
« О, девушки! Как холодно весной: жалобно
Я вся дрожу от ветра и мороза! »
То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады...
«О, девушки! Как весел лес и луг! радость
Как радостны весенние наряды! »
Опять, опять нахмурилось, опять.
Мелькает снег и бор гудит сурово.., опасения
« Я вся дрожу. Но только б не измять
Зеленых лент! Ведь солнце будет снова».
- О чем этот текст? (о северной природе весной, о погоде, об ощущениях березы)
- Можем ли мы всё это назвать темой стихотворения? (да)
- Отражена ли она в заглавии? (да)
- Докажите свой ответ словами из текста (северная погода весной обманчива и переменчива)
- Каким художественным приёмом пользуется автор, чтобы сблизить мир природы и мир человека? (олицетворение)
- Найдите в тексте олицетворение.
- Как меняется интонация в зависимости от состояния окружающего мира березы?
*Прочитайте стихотворение выразительно вслух.
III. Повторение ранее изученного.
1) Выпишите из этого стихотворения наречия и докажите, что это наречия.
- Экскурсоводы должны быть готовы к разным вопросам посетителей, поэтому повторим, что называется наречием.
- Давайте спросим у хранителя музея, что нового он узнал об истории происхождения слова « наречие » (Представить хранителя музея.)
( Слово « наречие » существовало еще в древнерусском языке. Что же оно означает? В слове можно выделить корень -реч-. В древнерусском языке слово « речь » имело различные значения, одно из которых было названием части речи - «глаголют», связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Др. римляне эту часть речи называли «приглаголием».)
2) Переходим в следующий зал: «Правописание наречий», где нас ждут частицы и приставки не и ни.
Экскурсоводом в этом зале будет...
* Записать, объяснить не и ни в наречиях.
Никак не ожидал приезда гостей; торопиться некуда, яблоку негде упасть, ничуть не растерявшись, никогда не улыбался, не терпел никакого обмана, никто никогда не видел.
Вывод о написании не - ни в наречиях.
IV. Изучение нового материала.
Наречие - очень интересная часть речи. Правописание наречий очень часто вызывает затруднения. Одно из ошибкоопасных мест в наречиях - конец наречий. В безударном положении у нас смешиваются звуки, у наречий смешиваются на конце о и а. Как же быть? Многие делают ошибки в словах слева, направо. Почему? Безударное положение. Помогут разобраться в этом приставки. Какие это приставки? Ученые давно заметили, что наречия, образованные от прилагательных с приставками в-, на-, за- дружат с -о
заново
начисто
влево,
а вот приставки из-, до-, с- дружат с -а
издалека
досыта, слева
А мне моя учительница, когда я училась в школе, дала такую подсказку:
занавеска - это дружит с о
из досок - это дружит с а
Запомнили?
Эта закономерность действует только на наречия, образованные от прилагательных приставочно-суффиксальным способом. Посмотрите на схему и сделайте вывод: во всех ли наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс а:
Досрочно досрочный
дотемна темный.
V. Закрепление.
- А теперь потренируемся и выполним упражнение. Поможет нам экскурсовод....
*Замените словосочетания одним наречием:
- идти в правую сторону ( вправо);
- упасть как мертвый (замертво);
- растереть до белого цвета (добела);
- рубить с помощью плеча (сплеча);
- закрыть с помощью глухого (наглухо);
- знаем с давних пор (издавна);
- расстаться на долгое время (надолго);
- переписать окончательно (набело;но:добела)
*Обратите внимание на произношение наречий надолго, набело, но: добела.
- Посмотрите на текст стихотворения «Северная береза », найдите слово на наше правило и объясните
Вывод.
- Наш друг - магистр узнал, что в 7б есть знатоки наречий, и хочет с вами сразиться. Предлагает вам состязание.
На листочках записать по порядку суффиксы наречий.
123 1 издавна 7 досуха 13 дотемна
а аа 2 слева 8 дочиста 14 докрасна
а о о 3 снова 9 справа 15 сначала
ааа 4 досыта 10 начисто
оо а 5 влево 11 затемно
а аа 6 направо 12 надолго
Соедините попорядку буквы а. Что получилось?
Поздравляю! Сам магистр поставил вам 5!
- В нашем музее есть интересное наречие дотла. Что обозначает это наречие и
какова его историческая основа? Давайте об этом спросим хранителя нашего музея. (В древнерусском языке существовало слово тло- «дно; основание», наречие «дотла» образовалось от родительного падежа ед. числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло).
- С каким глаголом чаще всего употребляется это наречие? (сгореть)
- Работа над предложением.
Бесполезно живущий человек сначала умирает для других, потом для себя. («Золотые россыпи слов», сост. И.Тумаркин)
Бесполезно,сначала - что нужно помнить, разбирая наречие по составу?
(нар. – неизм. нет )
- Творческая работа.
« Я чувствую, что я ...» (рассказ - фантазия),
Все дети, да и многие взрослые, любят фантазировать. (Фантазия - от греческого слова, означающего «творческое воображение, мечта, выдумка») Давайте сейчас пофантазируем. Представьте, что вы превратились в дом, зеркало, мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу, компьютер, (выберите по своему усмотрению).
Превратившись в столь неожиданный предмет, что вы чувствуете, ощущаете? Каковы будут ваши действия? Постарайтесь свои мысли записать в виде маленького рассказа или стихотворения.
Дети работают 5 мин., затем читают свои работы.
Посмотрим, что же ощутила ваша сверстница, превратившись в солнце.
Моя мечта — стать солнцем хоть на час,
Огромным раскаленным шаром.
На всю Вселенную пусть мой звучит рассказ.
Источник я тепла, на небе я недаром.
Танцуют хоровод вокруг меня
Планеты кругленькие, девять их по счету.
Их всех люблю я, но одна Земля
Окружена особенной заботой.
Я грею птиц, животных и людей.
От зимней спячки я бужу природу.
И нет в ней лучше новостей,
Чем новость про хорошую погоду.
И улыбаюсь я земле издалека.
Подмигиваю, щекочу лучами,
От них искрится и блестит река,
Туман рассеивается мигом над полями.
Свечу я всюду и свечу всегда.
На зависть сестрам - звездам удаленным.
Но... сон прошел, растаяла мечта
И улетела в небеса со звоном.
- Свои творческие работы вы оформите и мы лучшие оставим в качестве экспонатов в нашем музее.
VII. Итог урока.
Итак, наша работа в музее русского языка сегодня закончена.
- Что нового вы узнали на уроке, с чем познакомились, чему научились? Что повторили, закрепили.
- Оценивание (подсчет фишек).
VIII. Д/з.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Русский язык по теме "Буквы О и Е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных"
Конспект составлен с учётом ФГОС. На уроках использованы разные формы и методы работы. Урок проведён с использованием мультимедийной презентации. На уроке использован оценочный лист. Он составляе...
Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы з и с на конце приставок"(5 класс, русский язык)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»
На русского языка на тему: «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....
Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс
Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....
Урок русского языка по теме "Буквы о – е после шипящих на конце наречий"
Цели урока: знакомство с правилом написания букв о – е после шипящих на конце наречий; формирование умения выделять данную орфограмму; совершенствовать навыки морфологического и...
Урок русского языка по теме: «Буквы З и С на конце приставок». (5-й класс)
Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала в условиях реализации ФГОС. Урок опирается на ранее изученную тему. После изучения темы орган...