Урок русского языка по теме: «Буквы З и С на конце приставок». (5-й класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала в условиях реализации ФГОС. Урок опирается на ранее изученную тему. После изучения темы организуется закрепление материала. В дальнейший урок проводится самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_a._i._yusupov.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: «Буквы З и С на конце приставок». (5-й класс)
Цель урока: познакомиться с правилами правописания букв З и С на конце приставок, научиться правильно писать слова с приставками на З и С, закрепить новый материал.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-исследование.
Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцева. Москва, «Просвещение», 2023 г.
УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Москва «Просвещение», 2023 г.
Задачи урока: развить навык формулировки определений понятий; совершенствовать орфографические знания и умения.
Планируемые результаты: знать правило написания З и С на конце приставок и уметь использовать его на практике; правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение нового правила и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепления полученного материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Рад всех видеть! Желаю вам плодотворной работы и успеха в освоении нового материала. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Актуализация знаний.
Опрос знаний по изученному материалу на прошлом уроке.
Учитель: Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Ученики: Правописание гласных и согласных в приставках)
Учитель: Что мы выяснили из этой темы? (Ученики: Буквы на месте гласных и согласных в приставках, кроме приставок на –з (-с), пишутся одинаково независимо от произношения)
Учитель: Какие примеры вы можете привести? (Ученики: Запахнуть – запах; подпись – подозвать; сделать; стереть – смыть; надпись – надрезать; надорвать)
- Постановка учебной задачи.
Учитель: Вы отлично усвоили материал прошлого урока. Молодцы! А теперь запишите под диктовку следующие слова и подумайте, какие приставки мы должны в этих словах?
_жечь
_бежать
_петь
_делать
Ученики: в слове «спеть» мы слышим в приставке звук «с», а в остальном звук «з».
Учитель: Верно, слышится звук «з», но если мы так пишем, это будет неправильно. Исходя из проблемной ситуации, попробуйте сформулировать нашу сегодняшнюю тему.
Ученики: Буквы З и С на конце приставок
- Усвоение нового правила и первичное закрепление.
Учитель: Вернемся к перечисленным ранее словам.
Сжечь
Сбежать
Спеть
Сделать
Во всех словах будет писаться буква «с», а не «з». Почему же так? Ребята, дело в том, что приставки –з в русском языке не существует. Пожалуйста, запомните это правило! Это то, что касается приставок, состоящих из одной буквы. Попробуйте сами сформулировать это правило.
Ученики: Одиночной приставки –з не бывает. В таком случае нужно всегда писать приставку –с.
Учитель: Молодцы! Но есть приставки, которые оканчиваются на букву –з или на букву –с. Например:
Раз – рас
Без – бес
Из – ис
В каком же случае мы пишем букву –з, а в каком –с? Давайте посмотрим! Обратимся к правилу в учебнике на странице 203 и прочитаем его.
В приставках на –з (-с) перед буквами, обозначающими звонкие согласные, пишется з, а перед буквами, обозначающими глухие, – с.
Пользуясь этим правилом, объясните правописание следующих слов:
Разбить
Бездомный
Избегать
Расшатать
Беспокойный
Исправить
Ученики: В словах «разбить», «бездомный», «избегать» пишется буква з, так как рядом стоит звонкий согласный, а в словах «расшатать», «беспокойный» и «исправить» пишется с, потому что за приставкой следует глухой согласный.
Учитель: Отлично!
- Физ. минутка.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Закрепление полученного материала. Работа у доски.
Учитель: Ребята, запишите в тетрадях упражнение 431. Внимательно прочитайте задание. Что нужно сделать?
Ученики: Записать слова в две колонки: 1) с буквой з на конце приставки; 2) с буквой с на конце приставки.
Вздыхать, разглядеть, исправить, расцвет, разбег, безбрежный, вскарабкаться, беспомощный, расположиться, возглас, изморозь, беспредельный, расправить, рассердить, распечатать, бесцельный, чрезмерный, рассмотреть, рассвет, расписание.
Продолжение работы.
Учитель: Теперь я продиктую вам слова. Вы должны будете выполнить следующее: первый вариант записывает слова, в которых приставка оканчивается на букву з, а второй вариант фиксирует слова, приставка в которых заканчивается на с.
Бесшумный
Вздохнуть
Бесчисленный
Возделать
Разжимать
Расщелина
Безвкусный
Изгонять
Расчертить
Расписать
Разгорячиться
Сбежать
Вздыхать
Исправить
Разглядеть вскарабкаться
Безбрежный
Изморозь
Чрезмерный
- Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия. Что нового вы сегодня узнали?
В каких случаях мы пишем на конце приставки букву з, а в каких с?
Было ли вам трудно?
Было ли вам интересно?
- Домашнее задание:
Выполнить упражнение 433. Выучить правило написания буквы з и с на конце приставок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...
Урок русского языка на тему "Буквы З - С на конце приставок".
Разработка урока по русскому языку для 5 класса. ...
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)
Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы з и с на конце приставок"(5 класс, русский язык)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Тест по теме «Буквы З и С на конце приставок» за 5 класс.
Тест для 5 класса по правописанию приставок на З и С...
Урок по теме "Буквы з и с на конце приставок" в 5 классе.
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе....
Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс
Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....