Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-"
Урок открытия новых знаний.
Учащимся представляется возможность - извлекать информацию из разных источников и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов;
- анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
- вычленять в тексте слова с приставками пре и при, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре или при.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse_bukvy_e_i_v_pristavkah_pre_pri.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК В 5 КЛАССЕ( по учебному комплексу В.В. Бабайцевой)
Тема: Буквы е, и в приставках пре, при
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать информацию из разных источников и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
4ЛР: вычленять в тексте слова с приставками пре и при, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре или при
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Тренировочный словарный диктант. | Вообразить, активный, пассивный, вестибюль, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, исполин, температура. – Назовите антонимы. (Активный – пассивный.) – В чём особенность всех слов в диктанте, начинающихся на букву з? | |
III. Постановка проблемного вопроса урока. | Учитель рассказывает сказку, держа в руках две бумажных куклы: в платье красного цвета, по подолу которого вьются ещё более красные яркие буквы ПРЕ. Тон платья выбран неслучайно : красный – «прекрасный», «очень красивый», это цветовой сигнал к запоминанию одного из значений. Вторая кукла в платье синего цвета. Синий – слово, в котором две гласные И, сигнал к И в приставке ПРИ. «Определяем основной вопрос урока». Ученики определяют известное и новое, и формулируют вопрос. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
IV. Открытие нового знания. | 1.Учащимся представлены словосочетания: очень добрая, очень строгая, очень интересная, очень серьёзная (ребята образуют от словосочетаний прилагательные с приставкой ПРЕ, делают вывод: приставка ПРЕ равна слову ОЧЕНЬ) Приставка ПРЕ дочь приставки ПЕРЕ. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву она не взяла. Благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ в глаголах. ПЕРЕГОРОДИТЬ – ПРЕГРАДИТЬ ПЕРЕСТУПИТЬ – ПРЕСТУПИТЬ ПЕРЕРВАТЬ – ПРЕРВАТЬ Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок. Какой урок (вывод) вы можете сделать? 2. Вторая гостья, приставка ПРИ,- барышня воспитанная. Покажите жестом и мимикой разницу в выполнении действия: Она НЕ ТОПНЕТ, ПРИТОПНЕТ НЕ СЯДЕТ, А ПРИСЯДЕТ, НЕ СЯДЕТ, А ПРИСЯДЕТ (учащиеся делают вывод: первое значение приставки ПРИ – неполнота действия). Далее ребятам предлагается показать жестами с помощью ладоней следующие действия: ПРИКЛЕИТЬ, ПРИБИТЬ, ПРИДВИНУТЬ (вывод: значение приставки - приближения, присоединения) Затем ребята получают синий жетон, на одной стороне которого написаны слова БЛИЗКО ДРУГ К ДРУГУ, ОКОЛО Задание: укажите ещё одно значение приставки ПРИ, приведите примеры – Каков опознавательный признак орфограммы? – А какие условия выбора? Сколько их? (Два: приставка, значение.) – От чего зависит выбор е, и в приставках пре, при? (От значения.) – Сколько разновидностей значения есть у приставки при? (Четыре.) – А сколько у приставки пре? (Две.) 3. Составление таблицы (схемы) правила. | Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу). |
V. Развитие правописных умений. | 1. Составление словосочетаний с глаголами: ПРЕГРАДИТЬ (ДОРОГУ) ПРЕОДОЛЕТЬ (ТРУДНОСТИ, БОЛЕЗНЬ) ПРЕСТУПИТЬ (ТРЕБОВАНИЯ) ПРЕРВАТЬ (РАЗГОВОР) 2. Учащимся предложено пересказать сказку, рассказанную учителем ранее, по опорным словам: Жила-была … Она была пре…, пре…, пре…. ПРЕ дружила с … и играла с ними. … была дочерью… . Она могла заменить ПЕРЕ в … . Например, … 3.Пользуясь жетоном, определите значение приставки ПРИ в стихотворении: Если ты в пришкольный сад Прибежал прикрыть салат, Или дерево привить, Иль теплицу приоткрыть, Знай, что здесь приставка ПРИ – Её значенье повтори! (По О. Канарской) Учащиеся выписывают слова с приставкой ПРИ, обозначают орфограмму 4. Упр 573 Запишите слова в 3 столбца, объединив их по значению приставки ПРИ: - приближение, присоединение; - расположение вблизи; - неполнота действия. Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка. 5. Упр. 577 развивается умение подбирать слова с изученной орфограммой по толкованиям их лексического значения, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограмм. Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка. Разбор по составу: прибрежный, преграда. Беседа о лексическом значении слов (прибрежные – при береге, около берега; брег//берег/, | Познавательные УУД 4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VI. Итог урока. | – Назовите ключевые слова урока. (Приставка; при, пре; значение.) – Сравните с ключевыми словами в конце темы (§54). – Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы в приставках? (Знать вид приставки.) – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VII. Домашнее задание. | 1. Правило в рамке (составить схему, привести примеры, по желанию подготовить презентацию). 2. Упр. 156 (работа с опорой на толковый словарь). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...