Технологическая карта урока "Способы толкования слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Способы толкования слов (УМК под ред. Шмелева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_tolkovaniya_slov.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Способы толкования слова.
Тип урока. Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников.
М/п: свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в разных формах.
ЛР: толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие между толкованиями.
ЛР: развитие умений в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как точность, выразительность, ясность речи; предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значений слов.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка. | 1. Запись предложения Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, чёрнобурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин) 2. Обозначить изученные орфограммы. 3. Морфемный разбор по составу слова с/прят/а/лось. Взаимооценка или самооценка (по алгоритму) под контролем класса. | |
III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания. | 1. Письменный опрос выполняется на листочках – Закончите предложения: 1) Лексика – это … (словарный состав языка). 2) Лексическое значение слова – это … (смысл слова). 3) Грамматическое значение слова – это… (признаки слова). 4) Раздел языкознания, который изучает словарный состав языка (лексикология). 2. Ученики показывают свои материалы упр.8, стр. 232 (3–4 учащихся), | Познавательные УУД 1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную). 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться). |
IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы. | 1. Актуализация изученного. Наблюдение по учебнику. а) упр. 9, стр. 233 – проводится работа с толковым словарём. – С каким словарём в учебнике вы будете работать? – Как понимаете, что такое толковый словарь? – Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре? – Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре? – Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.) – Кто же составляет толковые словари? 2. Упр. 16 – работа со статьями из толковых словарей С.И. Ожегова. – Кто ещё составлял толковые словари? Вклад В.И. Даля в развитие языка. (Он первый самостоятельно собирал «народные» слова, подбирал к ним пословицы, поговорки.) 3. На слайде статьи из словаря В.И. Даля представлены слова с толкованиями значений. На слайде записи. Счастье – это чувство высшего удовлетворения. Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»). Счастье – радость, благополучие, блаженство. Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова). – Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье? – Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.) – Какое из определений нельзя найти в словаре? – Какую учебную проблему будем решать на уроке? Запись темы урока: Способы толкования слова. | 4. Извлекать информацию из словаря. 5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Духовно-нравственное воспитание Воспитание чуткого, бережного обращения со словом. Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи. 6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным). 7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
V. Открытие новых знаний. | – Как бы вы назвали способ толкования, который наблюдали в упр. 9, 16? (краткое толкование слова) Упр. 10, 11, 12 ( по вариантам) а) Вопросы на выявление других способов толкования. – Как можно назвать такие слова как (гневный –раздражительный; друг – недруг) - синонимы, антонимы. в) Общий вывод о способах толкования значений слов и завершение формулировок определений. 1) Описательный – толкование (объяснение) через описание признаков с опорой на толковый словарь. 2) Подбор синонимов и антонимов – через слова с близким или противоположным значением. 3) Опора на состав слова, однокоренные слова – через значения частей слов – приставок, корней, суффиксов. | 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 1. Упр. 13 (работа в паре) – развивается умение определять лексическое значение слова разными способами 2. Упр. 15 – выявляется сущность точного и выразительного значения слова. Ученики предлагают свои версии главной мысли приведённых отрывков. (Слово должно наиболее полно и точно передавать выражаемое им понятие.) 3. Упр. 14 – развиваются умения в области культуры речи – употреблять слова в соответствии с их значениями, предупреждается ошибка, связанная с недостаточным (неточным) знанием значения слова. Дополнительные вопросы к упр. 14. – Сделайте вывод, что нужно знать, чтобы избежать ошибок в речи, и что может помочь в точном и ясном выражении мысли? – Сравните значения слов точность и ясность, опираясь на словарный материал в рамке. | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи. 3. Находить и исправлять речевые недочёты. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VII. Итог урока. | Рефлексия. – Какую новую информацию получили на уроке? – Что было самым интересным? А что показалось трудным? – Оцените свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценки. – Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VIII. Домашнее задание. | 1. Б. Объясните значение слов любым способом: абориген, цивилизация, экзотика, байдарка. 2. П. Подберите фрагмент текста (3–4 предложения) в учебнике «Литература» из произведения, которое вы сейчас изучаете, объясните значение имён прилагательных любым известным вам способом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока "Состав слова"
Урок построен с соблюдением основны требований ФГОС. Предусмотрены дифференцированные задания, парные, групповые задания. Применяется тестовая система контроля. Урок построен с применением технологии ...
Технологическая карта "Морфемный разбор слова"
Технологическая карта урока в 5 классе "Морфемный разбор слова"...
технологическая карта урока "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
технологическая карта урока...
технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...
Технологическая карта урока "Устаревшие слова"
Понятие об устаревших словах. Причины выхода из общего употребления слов в русском языке.Словари устаревших слов....
Технологическая карта урока литературы "Слово о полку Игореве" – призыв к единению Русской земли
Класс: 9АПредмет: литератураТема: “Слово о полку Игореве» – призыв к единению Русской земли”Триединая дидактическая цель: Обучающая: - организация деятельности учащихся по испо...
технологическая карта урока "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...