технологическая карта урока "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них
Цели урока:
Образовательные: дать понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формировать умение находить обобщающее слово; познакомить обучающихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Развивающие: совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом, однородными членами предложения; совершенствовать навыки правописания, слов проверяемой и непроверяемой гласной в корне; развивать культуру речи обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и родному языку; учить детей восприятию прекрасного; воспитать ответственность за групповое решение.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь находить обобщающие слова в предложениях, расставлять знаки препинания.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника. Формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по сложности заданиями.
Личностные: умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. - Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. -Выберите ту картинку (солнышко или тучка), которая соответствует вашему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется фигурка, которую выбрали большинство ребят. | Подготовка класса к работе |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Цифровой диктант. Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены.
| Выполняют задания |
3 | Постановка учебной задачи | Назовите одним словом предметы в каждом ряду.
Перед нами ряд однородных членов: колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики. Как можно назвать все эти слова одним словом? - А чем будет являться слово «цветы» по отношению к словам: колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики? (Обобщающим словом). - Совершенно верно. Теперь Вы сами можете сформулировать тему нашего урока. - Откройте учебники § 44, стр. 146. Прочтите название параграфа. Ребята, как вы думаете, о чем мы не можем не упомянуть, изучая эту тему? (О знаках препинания) (Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них). Запишите тему урока в тетрадях. | Отвечают на вопросы учителя, устанавливают тему урока. |
4 | Постановка целей и задач урока | Скажите, эта тема нам знакома? (Да) - А зачем нам с вами необходимо изучать эту тему? Формулирование целей урока. | Отвечают на вопросы. Устанавливают цель и задачи урока. |
5 | Изучение материала | В предложении обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем. Наличие обобщающего слова в предложении и его место по отношению к однородным членам – это условие, от которого зависит постановка знаков препинания. Безмолвие царствовало всюду: в поле, в роще, над рекой. Схема: В поле, в роще, над рекой – всюду царствовало безмолвие. Схема: Всюду: в поле, в роще, над рекой – царствовало безмолвие. Схема: По данным предложениям сформулируйте правила постановки знаков препинания. | |
6 | Закрепление материала | Самостоятельная работа с взаимопроверкой. 1) Найдите однородные члены, обобщающее слово. Составьте схему предложений. В стужу белка кормится осенними запасами: орехами, грибами, шишками. В саду, в доме – всюду стояла тишина. Цветочный город В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли ____________ маргаритки ромашки одуванчики. Там даже _____________ назывались именами__________ улица Колокольчиков аллея Ромашек бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Лето подходило к концу, и на улицах _________ самые красивые цветы белые хризантемы красные георгины разноцветные астры. | Учащиеся выполняют задания и сами проверяют работы. |
Физминутка
| |||
7 | Работа с учебником | Упражнение 266 | Выполняют упражнение |
8 | Проверочный тест | Тест по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения» 1. Двоеточие при обобщающих словах ставится: а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов; б) если обобщающее слово стоит после однородных членов. 2. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены). а) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице. б) Дни стояли синеватые пасмурные. в) Туча росла и захватывала запад и восток 3.Укажите, в каком предложении с обобщающим словом при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. а) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег. б) Восход осыпал потоками золотой пыли все - сосну, утес, реку, облака в) На полях и в лесных просеках – везде пар поднимался от земли. | Выполняют проверочный тест |
9 | Рефлексия |
| Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы. Поднимают солнышко или тучку тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке. |
10 | Домашнее задание | Параграф 44, упражнение 268. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...
Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".
Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....
Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них" (конспект урока и презентация)...
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них...
Открытый урок русского языка в 8 классе (слабослышащие обучающиеся) по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
Урок посвящён закреплению понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формированию умения находить обобщающее слово; отработке навыка постановки знаков препинания в предложении с о...