Технологическая карта "Морфемный разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока в 5 классе "Морфемный разбор слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfemnyy_razbor_slova.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Тема | Варианты морфем. Морфемный разбор слова |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Цель урока | Познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора слова, научить проводить морфемный разбор слова, формировать навык выделения значимых частей слова. |
Планируемый результат | Предметные: знать порядок морфемного разбора слова, уметь производить морфемный разбор слова. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Основные понятия | Морфемный разбор слова. |
Ресурсы: | Учебник, презентация, диск. |
Методы и формы обучения | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения |
Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. СЛОВАРЬ Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах — события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: «Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой...» В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. - О чем говорится в стихотворении С.Я. Маршака? | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради | Фронтальная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний | Помни при разборе слова: Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди. - С каким разбором мы сегодня познакомимся? -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | Игра «Составь слово» Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик, Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик) Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка) Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, Приставку - в слове выписать, Корень – в слове преподносить. (Выносливый) Корень тот же, что и в слове именной, Один суффикс, как в слове дружина, Другой – как в слове высотник. (Именинник) - Для чего нужны значимые части слова? - Есть книга К.И. Чуковского «От двух до пяти». В ней собраны слова маленьких детей. Объясните значение слов. Я задверил руку. Я намакаронился. Замолоточь этот гвоздик. То нельзя, это нельзя, а что льзя? Из трубы дым трубится. - Для чего нужно знать состав слова? Чтобы правильно образовывать слова. Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть и семь – с улыбкой стать. Восемь – урок можно продолжать. | Разгадывают шарады, отвечают на вопросы. | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации. |
Построение проекта выхода из затруднения | Знакомство с порядком морфемного разбора на странице 27. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Творческая практическая деятельность по реализации проекта | Запишите текст, сделайте морфемный разбор слов. Пословица- это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни. В них ценится мастерство народа, его выдумки. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. | |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу | Выпишите из учебника существительное, прилагательное, глагол, наречие. Сделайте морфемный разбор. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Индивидуальная | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний, повторение | Приведите примеры приставок, суффиксов, назовите их значение. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. | |
Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолели? - Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние. | Индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морфемный разбор слова (конспект урока русского языка)
Урок русского языка проводился в 5 классе....
Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи
Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
Урок 6 - 7 класс...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока в 5 классе «Фонетический разбор слова»
Учебный предмет: русский языкКласс: 5УМК: учебник «Русский язык» под редакцией Т.ЛадыженскойТема урока «Фонетический разбор слова»Предполагаемые результаты:предметные - расширение понятийной базы за с...
Технологическая карта урока "Фонетический разбор слова" 5 класс
Технологическая карта урока "Фонетический разбор слова" 5 класс...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Фонетический разбор слова"
Тема «Фонетический разбор слова».Открытый урок в 5 классеЦель деятельности учителя: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согл...