технологическая карта урока "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Родители – наши самые близкие люди. От них мы получаем все жизнь силу любовь заботу». Альберт Лиханов .

Слайд 2

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Подготовила Адыгбай Алевтина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с.Мугур-Аксы

Слайд 3

Обобщающие слова — это слова или сочетание слов, которые являются общим обозначением ряда однородных членов, то есть дают им общее название.

Слайд 4

Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, то после него ставится двоеточие. О : О,О,О. Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то оно отделяется тире . О,О,О - О

Слайд 5

В роли обобщающих слов используются: 1.местоимения и местоименные наречия все, всегда, везде, всюду, никуда, нигде и т.д : От них мы получаем все : жизнь, силу, любовь, заботу . 2 ) другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы: Папа был мастер на все руки : слесарь, столяр, плотник и даже механик.

Слайд 7

Подберите к данным существительным обобщающие слова. 1). Мама, папа – 2). Брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя –

Слайд 8

ВОРОБЕЙ Я возвращался с охоты, шел и любовался одетыми в осенний цвет деревьями: соснами, березами, лиственницами. И деревья, и трава, и цветы - всё дышало осенней свежестью. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки . Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878

Слайд 10

Словарная работа: Взъерошенный – растрепанный, взлохмаченный; взволнованный, рассерженный (перен .)

Слайд 11

Благоговея – относясь с благоговением Благоговение – глубочайшее почтение, уважение.



Предварительный просмотр:

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Учитель

Адыгбай Алевтина Алексеевна

Предмет

Русский язык

Класс

8 класс

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Технология построения урока

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология

Тема

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Цель

Создать условия для выработки пунктуационной зоркости, освоения содержания изученных пунктуационных правил и алгоритмов их использования. Анализировать и характеризовать предложения с обобщающим словом при однородных членах, моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов.

Задачи

  • #1054;бобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы;
  • 2. Создать условия, направленные на формирование УУД на основе технологии критического мышления.
  • 3. Создать условия для развития пунктуационной зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
  • 4. Воспитывать любовь и уважение к родителям

Основные термины, понятия

Однородные члены предложения, обобщающие слова, знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах.

Планируемые результаты

Предметные умения

  • - систематизировать знания об общих закономерностях постановки знаков препинания при однородных членах предложения
  • - соблюдать в практике письма основные пунктуационные нормы постановки знаков препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах при них

- обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки

-объяснять выбор постановки знаков препинания в устной форме (рассуждение)

Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Распечатки текстов

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Примерные УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

Слайдовое сопровождение

1. Самомопределение к деятельности. Организационный момент

Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Ну, проверьте-ка, друзья,

Все ль на месте,

Все ль в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят? Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.

Подготовка класса к работе.

Отвечают на вопросы учителя.

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - (К);

#1052;отивация.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд.задания на применение нового знания.

  1. У нас сегодня необычный урок. Наш урок начнется со слова «Родители»
  2. На партах перед вами лежат лучики, напишите на них слова, которые характеризуют ваших родителей.
  3. С помощью этих слов составьте предложения с однородными членами.

2. Опрос по теоретическому материалу.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие опознавательные признаки имеют однородные члены?

- Каковы условия постановки запятой между однородными членами предложения?

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.

1. Проверяют составленные схемы предложений, сверяясь с записью, сделанной учащимся заранее на доске.

#1042;ыполняют самостоятельно индивидуальные задания на применение нового знания запланированные для изучения на данном уроке.

3. Устное высказывание по плану об однородных членах предложения.

Затруднения фиксируют

-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) - П;

Использование знаково-символических средств (схем, чертежей и др) - П;

-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;

- выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации - К.

#1055;остановка учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Учитель выступает в роли организатора.

Создание проблемной ситуации.

«Родители – наши самые близкие люди. От них мы получаем все: жизнь, силу, любовь, заботу».

Альберт Лиханов.

- В чём особенность этого предложения?

- Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы.

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

Слово «все» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.

Прочитаем правило учебника на с.146 (знакомство с теоретическими сведениями).

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Какова же будет тема нашего урока?

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами?

- В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова

- Задание было одно? Да

- А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)

- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

-Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?

-Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?

- Может, после обобщающего слова ставится двоеточие? А что ставится перед обобщающим словом?

Давайте проверим.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)

Сообщают о неизвестном пока случае постановки двоеточия в предложении с однородными членами.

Выявляют «лишнее» слова, аргументируют выбор.

Вспоминают изученный ранее материал, связанный с разделом «Лексика».

Обращают внимание на взаимосвязь разделов лингвистики.

Работа с теоретическим материалом учебника.

Предлагают и согласовывают тему урока.

-Самоопределение – Л;

- смыслообразование – Л;

-мыслительные операции – П;

-самостоятельное выделение и формирование цели - П;

-поиск и выделение необходимой информации - П.

#1055;остановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Учитель выступает в роли организатора.

Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске

Следит за хронометрией урока.

#1055;редлагает воспользоваться раздаточным материалом.

- Возьмите теоретический материал, который лежит у вас на партах.

Обобщающее слово является общим названием предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов.

Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1). Мама, папа –

2). Брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя –

2. Предлагает понаблюдать за пунктуацией предложения, приведенного в качестве примера по теме.

3. Работа по схеме-опоре.

На основе выбранного учащимися метода они выдвигают гипотезы, используя схемы, применяя новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения.

Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения.

1. Подбирают обобщающие слова.

2. Ищут и аргументируют «лишние» слова.

3. Работают по схеме-опоре «Знаки препинания при обобщающих словах»

4. Наблюдение за пунктуацией предложения, приведенного в качестве примера по теме.

Комментирование пунктограмм, выводы по теме.

Работа с применением схемы-опоры по теме.

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информации;

Установление причинно – следственные связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач-К;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К.

#1055;ервоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

Учитель выступает в роли организатора.

1. Совместная выработка и запись алгоритма.

  1. Найду в предложении однородные члены.
  2. Определю, есть ли обобщающее слово.
  3. Выберу нужный знак препинания.

Обращает внимание на составленный алгоритм

2. Составление предложений с однородными членами и обобщающим словом при них по опорным словам

3. Физминутка

1. Записывают алгоритм.

2. Слушают индивидуальное сообщение на заданную тему, обогащающее лексикон и устанавливающее метапредметные связи.

3. Составляют предложения по заданной схеме

Извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

- Использование знаково-символических средств (схем, чертежей и др.) - П;

-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;

Построение логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа.

#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интерпретировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия (формы любые).

Организовывает самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для учащихся, допустивших ошибки.

Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

1. Индивидуальное задание:

Предлагает ученикам прочитать текст «Воробей» И.С. Тургенева

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты, шел и любовался одетыми в осенний цвет деревьями: соснами, березами, лиственницами. И деревья, и трава, и цветы - всё дышало осенней свежестью. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

Словарная работа:

Взъерошенный – растрепанный, взлохмаченный; взволнованный, рассерженный (перен.)

Благоговея – относясь с благоговением

Благоговение – глубочайшее почтение, уважение.

Работа с текстом:

- Вам понравился текст?

- О чем вы прочитали? О чем этот текст?

- Что произошло?

- Чему учит нас прочитанное произведение?

Индивидуальная работа

  1. Найдите из первого абзаца предложения с обобщающими словами
  2. Определить место обобщающего слова:

2. Определить, какой знак препинания ставится в предложениях:

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.

Учащиеся фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +,- и др.).

Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

При наличии времени - индивидуальное задание

Работают с текстом:

1. Тема: тема материнской любви, человеколюбия и ответственности.

2. Основная мысль: основная мысль стихотворения в том, что любовь сильнее страха

смерти, что только на любви держится и движется наша жизнь. Это чувство присуще

не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг

друга, жалеть других и ценить любую жизнь.

3. Художественное средство выразительности: олицетворение. Автор переносит

человеческие чувства на собаку Трезора, наделяя его тревогой, вниманием и

любовью.

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

#1042;ключение в систему знаний и повторения

Включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными.

  1. Предлагает выполнить синтаксический разбор предложений.
  2. Проверить работу соседа.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания

Взаимопроверка

Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р,+ КУУД 1-4 этапов + постановка вопросов К + все ЛУУД с 1по 4 этапы.

#1056;ефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий

Организует рефлексию

( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности

Подводит итог урока:

- Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали?

Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня?

Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.

Д/З Упражнение 266, с.147

Отвечают на вопросы.

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Делают выводы. подводят итог урока.

Я хорошо усвоил(а) тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

2. Все инструкции я читал(а) внимательно, правильно выполнял(а) все задания

3. Прочитав текст, я научилась(ся) (понял)…

4. Задания были интересны, мне понравилось с ними работать

5. Во время урока у меня было хорошее настроение

6. За урок я ставлю себе отметку ...

Намечают цели дальнейшей деятельности.

Записывают домашнее задание, осуществляют выбор в зависимости от предпочтений.

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сотрудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Технологическая карта урока по теме "Однородные члены предложения"(8 класс)

Технологическая карта урока по теме "Однородные члены предложения"(8 класс)...