Технологическая карта урока "Устаревшие слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Понятие об устаревших словах. Причины выхода из общего употребления слов в русском языке.
Словари устаревших слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Устаревшие слова" | 115.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка (5 класс)
Тема «Секреты устаревших слов»
Цели деятельности учителя:дать понятие об устаревших словах; познакомить уч-ся с причинами выхода из общего употребления слов в русском языке; уметь пользоваться словарём для определения значения устаревших слов;
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала
Планируемые результаты: предметные:знать и уметь различать понятия архаизмы и историзмы;
метапредметные: способность извлекать информацию, пользоваться толковым словарем; личностные: осознание ценности родного языка; речевое самосовершенствование.
УУД:Личностные: осознание трудностей и стремление к их преодолению; самооценка своих действий;
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач логические операции; извлекают дополнительную информацию;
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность; строят монологическое высказывание;
Регулятивные: оценивают свою работу
Структура урока
Действия учеников | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Хочу. Могу. Знаю. | 1.Мотивация (самоопределение к учебной деят –ти). Оргмомент. «Надо – Хочу – Могу» | Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем дату, классная работа.Оставьте строку для записи темы урока. - Какой раздел русского языка мы изучаем? Повторим теоретический материал, выполнив задание (ставим + , если утверждение верно; или -, если заложена ошибка) Верно ли утверждение? 1.Лексикология - это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов 2. Слова, имеющие несколько лексических значений - многозначные 3. Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению - 4. Слова, которые употребляются людьми определенной профессии - диалектные 5. Слова, противоположные по значению - синонимы Проверка и самооценка. (Поднимите руки, кто поставил «5»? Кто не доволен работой? Подумайте, почему у вас не получилось. Работа в парах сменного состава Работают с теоретическим материалом учебника (стр.120-121) – заносим отметку в Лист оценивания - Создание учебной ситуации Задача: вызвать у учащихся ситуацию интеллектуального затруднения для появления мотивации к познавательной деятельности Описание задания: проанализировать речь учителя с точки зрения использования лексических единиц. - Доброго дня вам, добры молодцы и красны девицы! А не пора ли нам, други мои, отправиться в мир слов русского языка и со всем раченьем приступить к изучению новой темы. Токмо сначала скажите: всё ли понятно в моём приветствии? - Подумайте над темой нашего урока. – Устаревшие слова. С какими словами мы должны познакомиться? Делают вывод: слова первого столбика нам известны, мы используем их в повседневной жизни. Словами второго мы не пользуемся. -Эти слова называются устаревшими. - Поставьте перед собой задачу урока. Разверните вопрос к теме урока: Какие ………..? (слова называются устаревшими?) Почему ……? (они устарели, исчезли, мало знаем о них?) Где ………….? (они используются? Их чаще встречам? ) В процессе работы мы должны ответить на эти вопросы. | Работа в тетради; Проверка задания; самооценка и комментирование; Обсуждение в группе и предполагаемый ответ: ученик должен был нарисовать древнерусского воина и перепутал прошлое и настоящее, не знал о предметах, о прошлом, поэтому получился смешной рисунок. Уч-ся записывают слова в 2 столбика, вставив пропущенные буквы, проговаривание и проверка с эталоном – слова расположены на стенде; Записывают тему урока в тетрадь. Уч-ся сравнивают поставленные задачи с задачами учителя |
Хочу. Знаю. Не могу. | 2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | О русском языке известный детский писатель Корней Чуковский сказал: «Живой как жизнь». Как вы думаете, что значат эти слова писателя? - Действительно, в русском языке так же, как и в жизни человека, беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему слова устаревают? - Исчезновение слова связано с исчезновением самого предмета. Такие устаревшие слова называются историзмами. - Другая группа устаревших слов называется архаизмами. Эти слова перестают употребляться в речи, потому что место этого слова занимает другое с тем же лексическим значением, например, ланиты – щёки, перст – палец, око, очи – глаз, глаза. | Работа с толковым словарём; Многозначные слова; однозначные слова. Помета у слов |
Не знаю. Не могу. Не хочу. | 3.Выявление места и причины затруднения | Вывод 1: пользуемся толковым словарем, если значение слова не знаем. - Ребята, вы чувствуете, что нам не хватает знаний для работы по теме урока. Чтобы ответить на поставленные вопросы к теме урока, изучим теоретический материал. | |
Знаю. Хочу. Могу. | 4.Первичное закрепление через творческую физкультминутку на координацию и психологическую разгрузку | Давайте посмотрим, как вы запомнили архаизмы: - В поэтической речи часто можно встретить слова, которые обозначают части тела человека. Запомните, как они назывались. Работа в паре. Рассмотрите человека, представленного на иллюстрации. Прочитайте слова. Что обозначают данные слова? Подпишите названия частей тела человека устаревшими словами. Слова помогут нам провести физминутку. (Уч-ся встают около парты. Учитель показывает, ученики повторяют за ним) Чело – лоб; Скрания – виски; Очи – глаза; Ланиты – щеки; Уста – губы; Выя – шея; Рамена – плечи; Перси – грудь; Чрево – живот; Десница – правая рука; Шуйца – левая рука; Длань – ладонь; Перст – палец. Во время игры учитель называет части тела человека, используя устаревшие слова. Дети стараются быстро показать на своем теле то, что было названо. Слова можно повторять по кругу несколько раз, пока дети не запомнят значение новых слов. Вместо учителя произносить слова может ученик. 1)Пощёлкайте перстами, улыбнитесь устами, нагните выю вперёд – назад, погладьте свои ланиты, поднимите очи вверх, вправо, влево. 2) Сядьте прямо, расправьте рамена (плечи), вытяните выю (шею), закройте и откройте вежды 3 раза, потрите дланью чело, ланиты, вытяните шуйцу, затем десницу, сделайте хлопок. Молодцы! | физкультминутка Работа в группе |
5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Кто защищал избы крестьян? Конечно, богатыри. А богатырей? Конечно, доспехи. Рассмотрите картину Виктора Васнецова «Богатыри». Перед нами деформированный текст. Какое бы вы задание подобрали к нему? На картине Васнецова изображен русский …………, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий ……….. . На нем доспехи и ….. богатырские. Стальная …………… надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке ….. , а в другой – ….. . …………. полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу. Проверим задание: (На картине Васнецова изображен русский витязь, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий шлем. На нем доспехи и латы богатырские. Стальная кольчуга надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке копье, а в другой – щит. Колчан полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу). | Уч-ся формулируют задание: вместо точек вставить подходящие по смыслу устаревшие слова Васнецов «Витязь на распутье» | |
Могу поделиться. Рассказать. | 6.Рефлексия | В конце занятия мне бы хотелось узнать ваше настроение | |
7. Этап информирования учащихся о домашнем задании | Задача: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока Описание задания:
Учитель по окончании работы дает оценку деятельности учащихся. | Задача: научиться осознанно читать задания Способ действия: индивидуальная работа Предполагаемый результат: учащиеся читают задание, в случае затруднения задают вопросы. |
Лист оценивания
ФИО | Самопроверка | Распред. диктант (архаизмы вышли из употребления, их синонимы есть в современном русском языке) | Части тела человека 12-10 верно – «5» 9-8- «4» 7-5 – «3» 4-1 – «2» | Деформированный текст 5-6 верно – «5» 4 – «4» 3 – «3» 2-1 – «2» | Оценка |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)
Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...
Технологическая карта урока "Слово и его значения"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта "Сложносокращенные слова"
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе "Сложносокращенные слова"...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...
технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...
технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...
технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Ы в слове (середина слова)»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...