Рабочая программа по русскому языку 8 класс Шмелев
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему
В работе представлена пояснительная записка и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_shmelev_2016-17.docx | 102.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ | Название документа | Автор | Год |
1 | Государственный стандарт основного общего образования второго поколения. ФГОС | М. «Просвещение» | 2010 |
2 | Учебник | «Русский язык» под редакцией А.Д.Шмелёва. Авторы: А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Г.И.Кустова,Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелёва. М. «Вентана-Граф» | 2015 |
5 | Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» Л.О. Савчук, под редакцией А.Д. Шмелёвой | М. «Вентана-Граф» | 2013 |
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Всего 105 ч. (в неделю 3 часа ), из них РР- 23 часа
1 четверть | 2 четверть | 1 полугодие | 3 четверть | 4 четверть | 2 полугодие | год | |
Диктанты тесты | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 8 |
Сочинения | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 7 |
изложения | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 7 |
РР | 4 | 7 | 11 | 6 | 6 | 12 | 23 |
Кол-во часов | 27 | 21 | 48 | 30 | 27 | 57 | 105 |
РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка.
Программа курса русского языка для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования второго поколения (2010 г.) и примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы[1] с использованием программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана – Граф, 2013.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования. Курс русского языка выстраивается с учетом коммуникативно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанными на современных представлениях о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.
Формирование системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии универсальных учебных действий в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Концептуальные положения данной программы обеспечивают:
- преемственность содержания обучения русскому языку на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- сознательное освоение системы опорных знаний по русскому языку и формирование функциональной грамотности учащихся на основе их активной учебно– познавательной деятельности;
- развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках создания социальной среды развития обучающихся;
- вклад результатов освоения программы по русскому языку в формирование личности учащегося и его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
В программе отражены системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания курса на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как одной из основных культурно значимых ценностей российского народа. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национальном культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Программа учитывает требование Стандарта по обеспечению перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, к практической направленности обучения на основе системно – деятельностного подхода с сохранением воспитательной функции образовательного процесса. В УМК «Русский язык» под ред. А.Д. Шмелёва значительная роль отводится организации учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей учащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи. В связи с этим в содержании программы отражена примерная тематика учебно – исследовательской и проектной деятельности. Проектные формы работы, направленные на решение конкретной проблемы (задачи), позволяют нацеливать обучающихся на создание определенного продукта, реализовать межпредметные связи, соединять теорию и практику, осуществлять совместно с учителем планирование деятельности. В учебниках, на основе которых составлена данная рабочая программа, четко выражены системный подход к изложению теоретических сведений о языке и речи, направленность содержания, и выстроены специальные задания на смысловое чтение текстов лингвистического содержания. Предусмотрено освоение учащимися знаний о системе языка, его функциях и роли в успешной организации речевого общения. Программа включает формирование метапредметных умений и способов деятельности.
Вклад предмета «Русский язык»
в достижение целей основного общего образования
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умение стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности языка; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость предмета «Русский язык»).
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Предмет «Русский язык» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология». Программа реализуется в течение 5 лет
РАЗДЕЛ 2.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
- Формирование коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В данной программе в соответствии с примерной программой[2] реализован коммуникативно – деятельностный подход, в соответствии с которым тематическое планирование курса включает не только перечень теоретических понятий, составляющих подлежащее освоению содержание коммуникативной компетенции, но и основные виды учебной деятельности, осуществляемые для освоения необходимого содержания.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической(языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, включая культуру речи.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Время, отведенное на освоение этих разделов содержания, не ограничивается количеством часов, указанным в программе, поскольку овладение необходимыми навыками и умениями осуществляется на каждом уроке.
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация». Освоение разделов данной линии формирует основную часть предметных результатов курса русского языка.
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом. Освоение содержания данных разделов вносит существенный вклад в формирование личностных результатов.
В учебном процессе указанные содержательные линии естественным образом интегрированы: получение знаний, соответствующих каждому разделу, сопровождается овладением необходимыми умениями и навыками, совершенствованием видов речевой деятельности, развитием различных коммуникативных умений и углублением представлений о родном языке как национально – культурном феномене. При этом структура учебников по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева, обеспечивающих усвоение курса русского языка по данной программе, в общих чертах отражает ее содержательные линии.
- Формирование функциональной грамотности
Курс руского языка направлен на формирование функциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимопониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
- коммуникативные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
- познавательные универсальные учебные действия(способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Совершенствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, на умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
- Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности.
Существенный вклад в формирование функциональной грамотности вносят многообразные формы учебно – исследовательской и проектной деятельности, обеспечивающие интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Формы организации учебно – исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
- урок – исследование, урок-конкурс, урок – защита исследовательских проектов, урок – творческий отчет, урок – рассказ об ученых, урок – экспертиза, урок – круглый стол и др.;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов;
- домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Формы организации учебно – исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
- исследовательская практика обучающихся;
- образовательные поездки, походы, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, с возможностями реализации на них учебно – исследовательской деятельности учащихся;
- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
Особенностью учебно – исследовательской деятельности являются ее связь с проектной деятельностью обучающихся. Наиболее сложным видом учебных проектов является исследовательский проект, представляющий собой небольшое исследование на лингвистическую, социолингвистическую, культурологическую, литературоведческую тему. По структуре такое учебное исследование приближается или совпадает с подлинным научным исследованием и включает: аргументацию актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования в последовательности принятой логики; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, формулирование выводов; оформление результатов исследования и обозначение новых проблем, требующих дальнейшего исследования.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении (например, язык рекламы, языковые ошибки, употребление жаргона школьниками, частотные слова в интернет – форумах и т.п.), ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты имеют четкую структуру, включающую определение цели проекта; предмет информационного поиска; источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.); презентацию, в том числе на школьных сайтах или в сети Интернет, на научно – практических конференциях, гимназических чтениях и т.д. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Практико – ориентированные проекты предполагают изначально заданные результаты деятельности участников проекта, ориентированные на применение самими участниками в их учебной деятельности (оформление кабинета, дидактические пособия, таблицы, словари и т.п.)
Результаты творческих проектов по русскому языку могут быть представлены газетами, журналами, сборниками лингвистических сочинений, сказками на лингвистические темы, сценариями видеофильмов, тематических вечеров и т.п., публикациями в школьной газете, на школьных сайтах или в сетевых проектах, мультимедийными продуктами монопредметного или межпредметного характера. В таких проектах участники самостоятельно прорабатывают структуру совместной деятельности и презентацию результатов.
Игровые проекты отличает открытая структура до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например, роли литературных, исторических персонажей или выдуманных героев. Организация игровых проектов включает: обоснование целей проведения игры; составление плана ее разработки и утверждения правил; написание сценария и рекомендаций по организации игры; составление инструкций для игроков; отбор необходимой информации и средств для создания игровой обстановки; подбор и оформление дидактических материалов; разработку способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.
Различаются также дидактические цели проектов (ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.); длительность работы над ними (от мини – проекта на уроке до многолетнего проекта). По содержанию проекты могут быть монопредметными (по русскому языку) и межпредметными или метапредметными (русский язык и литература, история; русский язык и ИКТ – компетентность; русский язык и коммуникативная компетентность и т.п.).
Особой формой межпредметных учебных проектов являются телекоммуникационные проекты, представляющие собой «совместную учебно – познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся – партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности». Такие проекты могут носить международный характер.
Для организации проектной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
- проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;
- для выполнения проекта должны быть все условия – информационные ресурсы, клубы, школьные научные общества;
- учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для спешной реализации выбранного вида проекта;
- необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
- использование для начинающих дневника самоконтроля, где отражаются элементы самоанализа в ходе работы, при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта;
- наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
- результаты и продукты проектной и исследовательской работы должны быть представлены, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет итоговый проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимися на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Одной из особенностей работы над проектом является самооценка хода и результата работы.
РАЗДЕЛ 3.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч. и формируется авторами рабочих программ.
Классы | Федеральный базисный учебный план (35 недель) | |
в год | в неделю | |
5 | 175 | 5 |
6 | 210 | 6 |
7 | 140 | 4 |
8 | 105 | 3 |
9 | 105 | 3 |
Всего | 735 |
РАЗДЕЛ 4.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
ЛИЧНОСТНЫЕ (система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированным в образовательном процессе) | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов) | ПРЕДМЕТНЫЕ (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, полученные учащимися в рамках отдельного учебного предмета) |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; | 1) 1) владение всеми видами речевой деятельности: В области аудирования и чтения: (- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разным видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; - овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; - В области говорения и письма: - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; - - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; В -владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога; - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты; - - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков: - в повседневной жизни; -для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; - применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); - в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; -в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; |
РАЗДЕЛ 5. Содержание программы по русскому языку для 5 -9класса.
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание обучения русскому языку в 5 -9 классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенция.
Доминирующей идеей курса русского языка является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подходак изучению русского языка в школе.
В учебниках под редакцией А.Д. Шмелева предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.
Главы-модули строятся по единому принципу: в них повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.
Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.
Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.
Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.
Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.
В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.
В УМК по русскому языку также входят рабочие тетради, методические пособия для учителя, приложения и дополнительная литература по предмету (тексты для изложений и других видов деятельности, тесты, справочники, материал для ксерокопирования и др.)
РАЗДЕЛ 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
8 класс
Всего часов | 175 ч |
В том числе: повторение | 8 ч |
контрольные работы | 10 ч |
сочинения и изложения | 10 ч |
резервные уроки | 9 ч |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс по учебнику «Русский язык: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений »/ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О.Савчук, Е.Я. Шмелева/; под ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2014 год | |||||||||
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Форма контроля | Образовательные электронные ресурсы | Дата План | Дата Факт | |
1 четверть - 9 учебных недель -27 часов уроков (из них РР- 4 часа) | |||||||||
Глава 1. Русский язык в современном мире. | |||||||||
1 | Русский язык в современном мире. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Иметь элементарные представления о месте русского языка в современном мире, роли старославянского языка в развитии русского языка. Иметь представление об отечественных лингвистах. | Устное высказывание | аудиоприложение | |||
Система языка. Морфемика и словообразование | |||||||||
2 | Морфемный состав слова и способы словообразования(обобщение изученного) | 1 час | Урок обобщения и повторения | Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы; членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова. Различать изученные способы словообразования. Определять род сложносокращённых слов. Использовать морфемный, словообразовательные словари. Осуществлять устный и письменный морфемный, словообразовательный анализ. | Работа по индивидуальным карточкам | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | |||
Лексика и фразеология | |||||||||
3 | Группы слов по происхождению и употреблению(обобщение изученного) | 1 час | Урок обобщения и повторения | Характеризовать слова с точки зрения их происхождения, сферы употребления и стилистической окраски, принадлежности к активному/пассивному словарному запасу. Различать и использовать в собственной речи исконно русские и заимствованные слова. Наблюдать за использованием исконно русских и заимствованных слов как средств выразительности в художественном тексте | Работа по индивидуальным карточкам | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | |||
4 | Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению | 1 час | Урок обобщения и повторения | тест | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | ||||
Морфология | |||||||||
5 | Система частей речи в русском языке(обобщение изученного) | 1 час | Урок обобщения и повторения | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные части речи и их формы; служебные части речи. | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
Синтаксис | |||||||||
6 | Виды словосочетаний и предложений | 1 час | Урок обобщения и повторения | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Распознавать виды словосочетаний и порядок слов в предложении. | тест | аудиоприложение | |||
7 | Интонация и порядок слов в предложении | 1 час | Урок обобщения и повторения | Проверочная работа | аудиоприложение | ||||
Правописание | |||||||||
8-9 | Правописание служебных слов | 2 часа | Урок обобщения и повторения | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритм их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в речи. | Работа по индивидуальным карточкам | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | |||
10 | Правописание неопределённых и отрицательных местоимений и наречий | 1 час | Урок обобщения и повторения | тест | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | ||||
11 | Правописание НЕи НИ с разными частями речи | 1 час | Урок обобщения и повторения | Словарный диктант | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | ||||
12-13 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта | 2 часа | Урок контроля | Уметь грамотно писать, определять изученные орфограммы и пунктограммы. | тест | ||||
14 | РР Текст. Текст в устной и письменной речи | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Знать признаки текста, определять тему, основную мысль текста. Делить текст на смысловые части, формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. Уметь преобразовывать текст, используя новые представления информации. Создавать и редактировать собственные тексты. Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в форме изложения. Осуществлять поиск, анализ , преобразование информации. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль. | Устное высказывание | аудиоприложение | |||
15 | РР Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Упр.105 зад.3 стр.81 | 1 час | Урок развития речи | Написание сочинения | |||||
Язык и культура. Культура речи | |||||||||
16 | РР Выразительные средства лексики и фразеологии | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языкаСоздавать устные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Устное высказывание | аудиоприложение | |||
17 | Говорим без ошибок | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритм их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в речи. | Словарный диктант | http://www.gramota.ru/аудиоприложение | |||
18 | Повторение. Подготовка к итоговой аттестации | 1 час | Урок обобщения и повторения | тест | http://www.gramota.ru/ | ||||
19 | РР Сжатое изложение. Упр. 138, стр.93 | 1 час | Урок развития речи | Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в форме изложения. Осуществлять поиск, анализ , преобразование информации. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль. | Написание изложения | аудиоприложение | |||
Глава 2 Межкультурная коммуникация. | |||||||||
20 | Диалог культур | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. | Устное высказывание | аудиоприложение | |||
Система языка | |||||||||
21 | Простые двусоставные и односоставные предложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Опознавать односоставные предложения; определять их виды и морфологические способы выражения главного члена. | тест | аудиоприложение | |||
22 | Определённо-личные предложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | ||||
23 | Неопределённо-личные предложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Проверочная работа | аудиоприложение | ||||
24 | Обобщённо-личные предложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | ||||
25 | Административный контрольный диктант | 1 час | Урок контроля | Уметь грамотно писать, определять изученные орфограммы и пунктограммы. | тест | ||||
26-27 | Безличные предложения | 2 часа | Урок усвоения новых знаний | Опознавать односоставные предложения; определять их виды и морфологические способы выражения главного члена. | Проверочная работа | аудиоприложение | |||
2 четверть-7 учебных недель-21 урок ( из них- РР- 7 часов) | |||||||||
28 | Назывные предложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Опознавать односоставные предложения; определять их виды и морфологические способы выражения главного члена. | тест | аудиоприложение | |||
29 | РР Написание заметки о современном изобретении. Упр.54 зад.4 стр.131 | 1 час | Урок развития речи | Создавать письменные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Написание заметки | ||||
30 | Неполные предложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Опознавать неполные предложения; определять их и морфологические способы выражения главного члена. | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
Правописание | |||||||||
31 | Гласные и согласные в корне слова (обобщение) | 1 час | Урок обобщения и повторения | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритм их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в речи. | тест | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | |||
32 | Правописание приставок | 1 час | Урок обобщения и повторения | Работа по индивидуальным карточкам | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | ||||
33 | Правописание Н и НН в разных частях речи (обобщение) | 1 час | Урок обобщения и повторения | Словарный диктант | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | ||||
34 | РР Написание свободного изложения. Упр.98 зад 3 стр. 151 | 1 час | Урок развития речи | Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в форме изложения. Осуществлять поиск, анализ , преобразование информации. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, на основе исходного текста писать изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль. | Написание изложения | аудиоприложение | |||
35 | Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи (обобщение) | 1 час | Урок обобщения и повторения | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритм их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в речи. | Проверочная работа | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | |||
36 | Контрольный работа | 1 час | Урок контроля | Уметь грамотно писать, определять изученные орфограммы и пунктограммы. | тест | ||||
37 | РР Текст. Односоставные предложения в текстах разных функциональных разновидностей языка | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Знать признаки текста, определять тему, основную мысль текста. Делить текст на смысловые части, формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. Уметь преобразовывать текст, используя новые представления информации. Создавать и редактировать собственные тексты. Создавать письменные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Устное высказывание | ||||
38 | РР Интервью | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Устное высказывание | аудиоприложение | ||||
39 | РР Написание сочинения. Рецепт блюда Упр. 116 | 1 час | Урок развития речи | Написание сочинения | |||||
Культура речи. | |||||||||
40 | РР Синонимия односоставных и двусоставных предложений | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка | Устное высказывание | аудиоприложение | |||
41 | Говорим без ошибок | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритм их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в речи. | Словарный диктант | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | |||
42 | Повторение. Подготовка к итоговой аттестации | 1 час | Урок обобщения и повторения | тест | http://www.gramota.ru/ | ||||
43 | РР Написание свободного изложения. Упр.159 стр. 181 | 1 час | Урок развития речи | Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в форме изложения. Осуществлять поиск, анализ , преобразование информации. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, на основе исходного текста писать изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль. | Написание изложения | аудиоприложение | |||
Глава3. Роль русского языка В РФ | |||||||||
44 | Национальный, государственный и межнациональный язык | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Создавать устные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
45 | Административный контрольный диктант | 1 час | Урок контроля | Уметь грамотно писать, определять изученные орфограммы и пунктограммы. | тест | ||||
Система языка | |||||||||
46 | Осложнённое простое предложение. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Опознавать предложения осложнённой структуры; разграничивать сложные предложения и предложения осложнённой структуры. Наблюдать за использованием вводных конструкций в разговорной речи, в учебно-научном, публицистическом стилях, в языке художественной литературы Понимать (осознавать) основные функции обращения. | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
47 | Вводные конструкции | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Проверочная работа | аудиоприложение | ||||
48 | Обращение | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | ||||
3 четверть- 10 учебных недель- 30 уроков( из них РР-6 часов) | |||||||||
49-50 | Однородные члены предложения | 2 часа | Урок усвоения новых знаний | Понимать (осознавать) условия однородности членов предложения. | Работа по индивидуальным карточкам | ||||
51 | Однородные и неоднородные определения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Проверочная работа | аудиоприложение | ||||
52 | Союзы при однородных членах | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | ||||
53 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 час | Урок усвоения новых знаний | тест | http://www.gramota.ru/аудиоприложение | ||||
54 | РР Написание сочинения по картине. Упр.51 зад. 4 стр.229 | 1 час | Урок развития речи | Создавать письменные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Написание сочинения | ||||
Правописание | |||||||||
55 | Тире в неполном предложении | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
56 | Знаки препинания при обращениях | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Понимать (осознавать) основные функции обращения. | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
57 | Знаки препинания при вводных конструкциях | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Понимать (осознавать) функции вводных конструкций в речи. Наблюдать за использованием вводных конструкций в разговорной речи, в учебно-научном, публицистическом стилях, в языке художественной литературы | Проверочная работа | аудиоприложение | |||
58-59 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 2 часа | Урок усвоения новых знаний | Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем. Наблюдать за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах. | Работа по индивидуальным карточкам | http://www.gramota.ru/аудиоприложение | |||
60 | Контрольный работа | 1 час | Урок контроля | Уметь грамотно писать, определять изученные орфограммы и пунктограммы. | тест | ||||
61 | РР Текст. Средства связи в текстах разных функциональных разновидностей языка | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Знать признаки текста, определять тему, основную мысль текста. Делить текст на смысловые части, формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. Уметь преобразовывать текст, используя новые представления информации. Создавать и редактировать собственные тексты. Создавать письменные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Устное высказывание | аудиоприложение | |||
62 | РР Написание изложения. Упр.100 зад. 4 стр. 262 | 1 час | Урок развития речи | Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в форме изложения. Осуществлять поиск, анализ , преобразование информации. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль. | Написание изложения | аудиоприложение | |||
63 | РР Официально-деловой стиль: доверенность | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Создавать устные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Устное высказывание | аудиоприложение | |||
Язык и культура. Культура речи. | |||||||||
64 | Употребление обращений в речи | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Владеть различными видами электронной коммуникации | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
65 | Употребление вводных конструкций в речи | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | ||||
66 | РР Написание сочинения. Обращение к одноклассникам. Упр.116 стр.271 | 1 час | Урок развития речи | Создавать письменные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Написание сочинения | ||||
67 | Говорим без ошибок | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритм их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в речи. | Словарный диктант | аудиоприложение | |||
68 | Повторение. Подготовка к итоговой аттестации | 1 час | Урок обобщения и повторения | тест | http://www.gramota.ru/ | ||||
69 | РР Написание сжатого изложения. Упр. 145, стр.279 | 1 час | Урок развития речи | Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в форме изложения. Осуществлять поиск, анализ , преобразование информации. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, на основе исходного текста писать изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль. | Написание изложения | аудиоприложение | |||
Глава 4. Русский язык-мировой язык | |||||||||
70 | Русский язык в мире | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Создавать устные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Устное высказывание | аудиоприложение | |||
Система языка | |||||||||
71 | Предложения с обособленными членами предложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем | Работа по индивидуальным карточкам | http://www.gramota.ru/ аудиоприложение | |||
72-73 | Обособленные определения | 2 часа | Урок усвоения новых знаний | тест | аудиоприложение | ||||
74 | Обособленные приложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Проверочная работа | аудиоприложение | ||||
75-76 | Административный контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта | 2 часа | Урок контроля | Уметь грамотно писать, определять изученные орфограммы и пунктограммы. | тест | ||||
77-78 | Обособленные обстоятельства | 2 часа | Урок усвоения новых знаний | Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
4 четверть- 9 учебных недель 27 уроков( из них РР - 6 часов) | |||||||||
79 | Ограничительно-выделительные обороты (обособленные дополнения) | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
80 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | тест | аудиоприложение http://www.gramota.ru/ | ||||
Правописание | |||||||||
81-82 | Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями | 2 часа | Урок усвоения новых знаний | Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем | Словарный диктант | аудиоприложение http://www.gramota.ru/ | |||
83 | РР Написание сочинения на тему "Мой друг" Упр. 70 стр.330 | 1 час | Урок развития речи | Создавать письменные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Написание сочинения | ||||
84 | Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
85 | Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами | 1 час | Урок усвоения новых знаний | тест | аудиоприложение | ||||
86 | РР Написание сочинения по картине И.Е. Репина "Какой простор" Упр 88 зад. 2 стр.343 | 1 час | Урок развития речи | Создавать письменные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Написание сочинения | ||||
87 | Знаки препинания при уточняющих, присоединительных, пояснительных членах предложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем | Работа по индивидуальным карточкам | аудиоприложение | |||
88 | Контрольный работа | 1 час | Урок контроля | Уметь грамотно писать, определять изученные орфограммы и пунктограммы. | тест | ||||
89 | РР Написание сжатого изложения. Упр. 95 зад. 2, стр.348 | 1 час | Урок развития речи | Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в форме изложения. Осуществлять поиск, анализ , преобразование информации. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль. | Написание изложения | аудиоприложение | |||
90 | РР Текст. Научный стиль речи: реферат, доклад. | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Знать признаки текста, определять тему, основную мысль текста. Делить текст на смысловые части, формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. Уметь преобразовывать текст, используя новые представления информации. Создавать и редактировать собственные тексты. Создавать устные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Устное высказывание | аудиоприложение | |||
Язык и культура. Культура речи. | |||||||||
91 | РР Этичность речевого общения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Владеть различными видами электронной коммуникацииСоздавать устные высказывания на учебные темы с использованием разных типов речи и их комбинаций. Формулировать собственное мнение и позицию. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и другими источниками. | Устное высказывание | аудиоприложение | |||
92 | Синтаксические нормы: употребление обособленных членов предложения | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Знать синтаксические нормы | Работа по индивидуальным карточкам | ||||
93 | Говорим без ошибок | 1 час | Урок усвоения новых знаний | Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритм их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в речи. | Словарный диктант | аудиоприложение http://www.gramota.ru/ | |||
94 | Повторение. Подготовка к итоговой аттестации | 1 час | Урок обобщения и повторения | тест | аудиоприложение http://www.gramota.ru/ | ||||
95 | РР Написание сжатого изложения. Упр. 132 стр.367 | 1 час | Урок развития речи | Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в форме изложения. Осуществлять поиск, анализ , преобразование информации. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль. | Написание изложения | аудиоприложение | |||
Повторение | |||||||||
96-97 | Повторение и обобщение пройденного по теме "Односоставные предложения" | 2 часа | Урок усвоения новых знаний | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Распознавать односоставные предложения. | Работа по индивидуальным карточкам | ||||
98 | Административный контрольный диктант | 1 час | Урок контроля | Уметь грамотно писать, определять изученные орфограммы и пунктограммы. | тест | ||||
99-100 | Повторение и обобщение пройденного по теме: "Однородные члены предложения" | 2 часа | Урок обобщения и повторения | Знать теоретические материалы по разделам. Уметь применять правила. Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем | Словарный диктант | http://www.gramota.ru/ | |||
101-102 | Повторение и обобщение пройденного по теме: "Предложения с обособленными членами предложения" | 2 часа | Урок обобщения и повторения | тест | http://www.gramota.ru/ | ||||
103-104 | Повторение и обобщение пройденного по теме: " Осложнённое простое предложение." | 2 часа | Урок обобщения и повторения | тест | http://www.gramota.ru/ | ||||
105 | Повторение и обобщение пройденного по теме "Орфография" | 1 час | Урок обобщения и повторения | Устное высказывание | http://www.gramota.ru/ |
[1] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык: 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. – Стандарты второго поколения).
[2] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык: 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. – Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 5 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 6 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 7 класс
Рабочая программа...