Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса русского языка для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (2010 г.), а также примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и программы «Русский язык. 5-9 классы общеобразовательных учреждений».
Целями изучения русского (родного) языка в 7 классе являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: умением формулировать цели деятельности, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из учебных и нормативных словарей; понимать информацию, представленную на странице интернет-сайта; понимать структуру таблицы, диаграммы, преобразовывать представленную в них информацию в текстовую форму;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования: формирование представления об основных функциональных разновидностях русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, изученные в 5-6 классах; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Всего часов | 136 |
В том числе: | |
повторение контрольные работы | 8 |
12 | |
контрольные сочинения и изложения | 8 |
Для 7 класса данной рабочей программой предусматривается 136 ч. для обязательного изучения русского языка на базовом уровне.
Содержание курса русского языка в 7 классе
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
Название раздела | Основное содержание |
1 | 2 |
| |
Речь и речевое общение Виды монолога. Виды диалога | Умение общаться — важная составляющая культуры человека. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Речь диалогическая и монологическая. Сочетание разных видов монолога. Диалог — обмен мнениями, диалог-расспрос. Приёмы эффективного слушания в ситуации диалога. |
Речевая деятельность Аудирование. Чтение. Говорение. Письмо. Поиск, анализ информации | Выборочное, ознакомительное, детальное аудирование. Различные стратегии способов (видов) чтения. Разные виды пересказа прочитанного и прослушанного в соответствии с условиями общения. Основные особенности письменного высказывания. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Приёмы работы с учебной книгой научного и научно-популярного стиля. Культура работы с книгой и другими источниками информации. |
Текст Структура текста. Виды информационной переработки текста. Функционально-смысловые типы речи | Способы развития темы в тексте. Виды связи предложений в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план (простой, сложный, тезисный), конспект, аннотация. Особенности написания тезисов, конспекта. Повествование как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи. |
Функциональные разновидности языка Разговорный язык. Научный стиль. Публицистический стиль Официально-деловой стиль. | Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Основные жанры научного стиля: отзыв, тезисы, их особенности. Жанры публицистического стиля: статья, её особенности. Жанры официально-делового стиля: расписка, её особенности. Изобразительные средства языка художественной литературы. |
2. СОДЕРЖАНИЕ. ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКПВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ | |
Общие сведения о языке | Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты |
Морфемика Словообразование | Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Типичные способы образования слов разных частей речи. Словообразовательные и морфемные словари русского языка |
Лексикология Фразеология | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Этимологические словари. Фразеология. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. |
Морфология Наречие Слова категории состояния Служебные части речи. Предлог Союз Частица Междометие Звукоподражательные слова. | Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении. Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий. Звукоподражательные слова. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.) |
Синтаксис Словосочетание Предложение | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Интонация, её функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные. |
Правописание. Орфография Пунктуация | Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами разных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении: знаки законченности/незаконченности высказывания. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. |
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ | |
Культура речи | Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм. |
Язык и культура | Отражение в языке культуры и истории народа; изменения, происходящие в современном языке. Пословицы и поговорки русского народа, народов России, мира. Современный городской фольклор. Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого. |
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 7 классе
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
- различать и использовать виды монолога (повествование, описание, рассуждение); сочетать разные виды монолога в ситуациях формального и неформального общения;
- различать и использовать этикетный диалог, диалог-рас- спрос, диалог — побуждение к действию, сочетать разные виды диалога в ситуациях формального и неформального общения;
- нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения.
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль научно-популярного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
- передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме простого и сложного плана; подробного, выборочного, сжатого изложения.
Чтение
Обучающийся научится:
- понимать содержание прочитанных научно-популярных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками, электронными образовательными ресурсами Интернета;
- осуществлять анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
Говорение
Обучающийся научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности;
- обсуждать и формулировать цели, планы совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения изученные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Письмо
Обучающийся научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения: ученическое сочинение на социально-культурные, бытовые и учебные темы, рассказ о событии в виде дневниковой записи, неофициальное (электронное) письмо, заявление;
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также вопросного, назывного, тезисного (простого и сложного) плана;
- соблюдать в практике письма изученные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать изученную лексику и фразеологию.
Текст
Обучающийся научится:
- анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
- создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
- определять изученные жанры, основные экстралингвистические и лингвистические особенности научных, публицистических, официально-деловых текстов, текстов разговорного характера и художественной литературы;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать собственный текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением на учебно-научную тему; устным рассказом.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
- различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;
- иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;
- объяснять соотношение звука и буквы в слове;
- использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также сферу употребления и стилистическую окраску;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
- пользоваться различными видами лингвистических сло- инрей (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
- опознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, включая причастие и деепричастие) и их формы;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;
- употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Культура речи
Обучающийся научится:
- различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
- корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.
Язык и культура
Обучающийся научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в разговорной речи; произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и в повседневной жизни.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность
Обучающийся научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- использовать такие математические методы и приёмы, как доказательство, доказательство по аналогии;
- использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование статистических данных;
- логично излагать свою точку зрения;
Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка в
7 классе
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 7 классе являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- объём словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 6 классе являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
в области аудирования и чтения:
- адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации;
- владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках программы 6 класса;
- адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;
- способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения;
- понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
в области говорения и письма:
- способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;
- способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков:
- в повседневной жизни;
- для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
- анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:
- в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;
- в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 6 классе являются:
- представление об основных формах функционирования современного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы 6 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- понимание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
7 класс (А.Д. Шмелев)
Урок N | Дата | Тема урока | Кол-во часов | |
Глава 1. Что такое языковые семьи? | ||||
01.09 | ОЯиР | Русский язык – один из индоевропейских языков. | 1 | |
05.09 | Повторение | Фонетика. Сильные и слабые позиции звуков. | 1 | |
06.09 | Морфемика. Виды морфем. | 1 | ||
06.05 | Словообразование. Способы словообразования. | 1 | ||
08.09 | Морфологические способы словообразования. | 1 | ||
12.09 | Сложение как способ словообразования. | 1 | ||
13.09 | Сращение как способ словообразования. | 1 | ||
13.09 | Переход слов из одной части речи в другую. | 1 | ||
15.09 | Морфология. Именные части речи. | 1 | ||
19.09 | Глагол и его формы. | 1 | ||
20.09 | Пр | Правописание окончаний прилагательных и причастий. | 1 | |
20.09 | Правописание суффиксов существительных. | 1 | ||
22.09 | Т | Беседа и спор. | 1 | |
26.09 | ЯиКР | Правила эффективного общения. | 1 | |
27.09 | П | Комплексное повторение материала главы 1 | 2 | |
27.09 | ||||
29.09 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями | 1 | ||
03.10 | Анализ к/р. Работа над ошибками | |||
Глава 2. Какие языки-предки были у русского языка? | ||||
04.10 | ОЯиР | Происхождение русского языка. | 1 | |
04.10 | СЯ | Лексика и фразеология. Однозначные и многозначные слова. | 1 | |
06.10 | Группы слов в лексике языка. | 1 | ||
10.10 | Лексика исконная и заимствованная. | 1 | ||
11.10 | Старославянизмы. | 1 | ||
11.10 | Устаревшая лексика. | 1 | ||
13.10 | Неологизмы. | 1 | ||
17.10 | Пр | Правописание корней с чередованиями оро/ра, ере/ре, оло(ело)/ла(ле). | 1 | |
18.10 | Двойные согласные. | 1 | ||
18.10 | Гласные после шипящих и ц. | 1 | ||
20.10 | Правописание н и нн в именах прилагательных и причастиях. | 1 | ||
24.10 | Правописание н и нн в именах существительных. | 1 | ||
27.10 | Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи. | 1 | ||
08.11 | Т | Конспект. | 1 | |
25.10 | Сочинение «Зимний сад» | 2 | ||
25.10 | ||||
08.11 | ЯиКР | Выразительные средства языка. | 1 | |
10.11 | П | Комплексное повторение материала главы 2. | 2 | |
14.11 | ||||
15.11 | Контрольная работа. Тестирование. | 1 | ||
Глава 3. Какие языки-родственники есть у русского языка? | ||||
15.11 | ОЯиР | Русский язык в кругу других славянских языков. | 1 | |
17.11 | СЯ | Морфология. Наречие как часть речи. | 1 | |
21.11 | Словообразование наречий. | 1 | ||
22.11 | Разряды наречий. | 1 | ||
22.11 | Степени сравнения наречий. | 1 | ||
29.11 | Изложение. | 2 | ||
29.11 | ||||
24.11 | Морфологический разбор наречия. | 1 | ||
28.11 | Слова категории состояния. | 1 | ||
01.12 | Пр | Правописание ь после шипящих на конце наречий. | 1 | |
05.12 | Правописание о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | ||
06.12 | Буквы а и о на конце наречий. | 1 | ||
06.12 | Правописание н и нн в наречиях. | 1 | ||
08.12 | Правописание не с наречиями. | 1 | ||
12.12 | Правописание отрицательных наречий. | 1 | ||
13.12 | Дефис в наречиях. | 1 | ||
13.12 | Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений. | 1 | ||
15.12 | Т | Использование наречий в текстах разных типов. | 1 | |
19.12 | Отзыв. | 1 | ||
20.12 | ЯиКР | Употребление наречий в речи. | 1 | |
20.12 | П | Комплексное повторение материала главы 3 | 1 | |
22.12 | Контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями | 1 | ||
26.12 | Анализ к/р. Работа над ошибками | 1 | ||
Глава 4. Как изменяются языки? | ||||
27.12 | ОЯиР | Изучение письменных памятников. | 1 | |
27.12 | СЯ | Морфология. Служебные части речи и особые разряды слов. Предлог – служебная часть речи. | 1 | |
29.12 | Группы предлогов по структуре. | 1 | ||
12.01 | Морфологический разбор предлога. | 1 | ||
16.01 | Союз – служебная часть речи. | 1 | ||
17.01 | Разряды союзов. Сочинительные союзы. | 1 | ||
17.01 | Подчинительные союзы. | 1 | ||
19.01 | Морфологический разбор союза. | 1 | ||
23.01 | Частица – служебная часть речи. | 1 | ||
24.01 | Морфологический разбор частицы. | 1 | ||
24.01 | Междометия. | 1 | ||
26.01 | Звукоподражательные слова. | 1 | ||
30.01 | Пр | Правописание предлогов. | 1 | |
31.01 | Правописание союзов. | 1 | ||
31.01 | Употребление частиц не и ни. | 1 | ||
02.02 | Изложение. | 2 | ||
06.02 | ||||
07.02 | Слитное и раздельное написание не и ни. | 1 | ||
07.02 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | ||
09.02 | Правописание междометий. | 1 | ||
13.02 | Служебные части речи как средство связи предложений в тексте. | 1 | ||
14.02 | Т | Статья. | 1 | |
14.02 | ЯиКР | Стилистическая роль служебных частей речи. | 1 | |
16.02 | П | Комплексное повторение материала главы 4. | 1 | |
20.02 | Контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями | 1 | ||
21.02 | Анализ к/р. Работа над ошибками | 1 | ||
Глава 5. Как появился русский литературный язык? | ||||
21.02 | ОЯиР | Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка. | 1 | |
27.02 | СЯ | Синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса. | 1 | |
28.02 | Грамматическое значение словосочетаний. | 1 | ||
28.02 | Виды подчинительной связи в словосочетании. | 1 | ||
02.03 | Схема словосочетания. | 1 | ||
06.03 | Нечленимые словосочетания. | 1 | ||
07.03 | Пр | Употребление прописных и строчных букв. | 1 | |
07.03 | Глаголы с суффиксами -ова//-ева-, -ыва-//-ива-,-ва-. | 1 | ||
09.03 | Суффиксы причастий. | 1 | ||
13.03 | Т | Деловые бумаги: расписка. | 1 | |
14.03 | ЯиКР | Синтаксические нормы: употребление словосочетаний. | 1 | |
14.03 | П | Комплексное повторение материала главы 5. | 2 | |
16.03 | ||||
20.03 | Контрольная работа. Тестирование. | 1 | ||
Глава 6. Как связаны история народа и история языка? | ||||
21.03 | ОЯиР | Исторические изменения в лексике русского языка. | 1 | |
21.03 | СЯ | Синтаксис. Предложение – основная единица синтаксиса. | 1 | |
23.03 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ||
03.04 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | 1 | ||
04.04 | Простое двусоставное предложение. | 1 | ||
04.04 | Подлежащее двусоставного предложения. | 1 | ||
06.04 | Типы сказуемого простого двусоставного предложения. | 1 | ||
10.04 | Простое глагольное сказуемое. | 1 | ||
11.04 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | ||
11.04 | Связка составного именного сказуемого. | 1 | ||
13.04 | Именная часть составного именного сказуемого. | 1 | ||
17.04 | Пр | Знаки пунктуации. | 1 | |
18.04 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | ||
18.04 | Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | ||
20.04 | Т | Цитирование в тексте. | 1 | |
24.04 | Сочинение «Роль языка в истории народа». | 2 | ||
25.04 | ЯиКР | Выбор формы сказуемого в предложении. | 1 | |
25.04 | П | Комплексное повторение материала главы 6. | 1 | |
27.04 | Контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями | 1 | ||
Анализ к/р. Работа над ошибками | 1 | |||
Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка? | ||||
ОЯиР | Историческая лингвистика. | 1 | ||
02.05 | СЯ | Синтаксис. Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 | |
02.05 | Дополнение. | 1 | ||
04.05 | Определение. | 1 | ||
11.05 | Приложение. | 1 | ||
15.05 | Обстоятельство. | 1 | ||
16.05 | Пр | Дефисное и раздельное написание приложений. | 1 | |
16.05 | Т | Способы связи предложений в тексте. | 1 | |
18.05 | ЯиКР | Синтаксические нормы управления и согласования. | 1 | |
23.05 | П | Комплексное повторение материала главы 7. | 2 | |
23.05 | ||||
22.05 | Контрольная работа. Итоговое тестирование. | 1 | ||
Анализ к/р. Работа над ошибками | 1 | |||
25.05 | Подведение итогов года. | 1 | ||
Подведение итогов года. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на 132 часа, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 5 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 6 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 8 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс Шмелев
В работе представлена пояснительная записка и КТП...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс Шмелев
В работе представлена пояснительная записка и КТП...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс Шмелев
В работе представлена пояснительная записка и КТП...