Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (2010 г.), а также примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и программы «Русский язык. 5-9 классы общеобразовательных учреждений».
Целями изучения русского (родного) языка в 5 классе являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: умением формулировать цели деятельности, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из учебных и нормативных словарей; понимать информацию, представленную на странице интернет-сайта; понимать структуру таблицы, диаграммы, преобразовывать представленную в них информацию в текстовую форму;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования: формирование представления об основных функциональных разновидностях русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, изученные в 5-6 классах; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Всего часов | 170 |
В том числе: | |
контрольные диктанты | 4 |
контрольные сочинения и изложения | 9 |
Для 5 класса данной рабочей программой предусматривается 170 ч для обязательного изучения русского языка на базовом уровне.
Содержание курса русского языка в 5 классе
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
Название раздела | Основное содержание | |
1 | 2 | |
| ||
Разделы учебника: О языке и речи | ||
Речь и речевое общение Виды монолога. Виды диалога | Общение - важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога (повествование, описание, рассуждение). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос) | |
Речевая деятельность Аудирование. Чтение. Говорение. Письмо. | Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Аудирование (слушание) и его виды (выборочное, ознакомительное). Чтение. Стратегии ознакомительного, изучающего, поискового способов чтения; приёмы работы с учебной книгой и словарём. Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам. Говорение. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения. Письмо. Подробное и сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста, в том числе с использованием аудиоприложения к учебнику. Особенности написания официального и неофициального письма | |
Функциональные разновидности языка Разговорный язык. Научный стиль. Публицистический стиль Официально-деловой стиль. | Разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы. Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа, спор. Личное письмо. Сфера употребления научного стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, сообщение. Сфера употребления публицистического стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, статья. Сфера употребления официально-делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление. Изобразительные средства языка художественной литературы | |
Разделы учебника: Текст | ||
Текст Основные признаки текста. Виды информационной переработки текста. Структура текста. Функционально-смысловые типы речи | Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста. План текста (простой) как один из видов информационной переработки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Абзац как средство композиционно- лингвистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности. Лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста | |
2. СОДЕРЖАНИЕ. ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКПВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ | ||
Разделы учебника: Система языка | ||
Общие сведения о языке | Общие сведения о языке. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон. Русский язык - язык русской художественной литературы. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики (общие сведения). Система русского литературного языка. Соотношение языка и речи. Выдающиеся отечественные лингвисты | |
Фонетика Орфоэпия Графика | Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. Система согласных звуков русского языка. Согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные. Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости, по мягкости- твёрдости. Шипящие согласные. Устройство речевого аппарата. Элементы фонетической транскрипции. Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения. Трудные случаи ударения в словах и в формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j]. Прописные и строчные буквы | |
Морфемика Словообразование | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы); сложение | |
Лексикология Фразеология | Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа метафоры, метонимии в текстах разных стилей. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Лексические омонимы, их отличия от многозначных слов. Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Антонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Понятие о фразеологизмах. Пословицы, поговорки | |
Морфология Имя существительное Имя прилагательное Глагол | Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имён существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правило об одушевлённости/неодушевлённости (А.А. Зализняк). Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имён существительных, разносклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к несклоняемым. Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имён прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы | |
Синтаксис Словосочетание Предложение | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные; их интонационные и смысловые особенности. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные; их интонационные и смысловые особенности. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Обращение, его функции. Интонация предложений с обращением. Вводные конструкции (слова, словосочетания) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника | |
Разделы учебника: Правописание | ||
Правописание. Орфография Пунктуация | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Орфографические правила, связанные с правописанием морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в именах существительных и прилагательных, глаголах. Правописание окончаний в именах существительных, прилагательных; н и нн в отымённых прилагательных. Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ъ. Правописание гласных после шипящих и ц в именах существительных, прилагательных, глаголах. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Правописание некоторых предлогов, союзов. Употребление строчной и прописной букв. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные функции знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым). Знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме | |
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ | ||
Разделы учебника: Язык и культура. Культура речи | ||
Культура речи | Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, её функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка | |
Язык и культура | Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию. Отражение в языке культуры и истории народа. Единицы языка с национально-культурным компонентом в произведениях фольклора, в художественной литературе |
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 5 классе
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
- различать и использовать виды монолога (повествование, описание, рассуждение); сочетать разные виды монолога в ситуациях формального и неформального общения;
- различать и использовать этикетный диалог, диалог-рас- спрос, диалог — побуждение к действию, сочетать разные виды диалога в ситуациях формального и неформального общения;
- нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения.
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль научно-популярного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
- передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме простого и сложного плана; подробного, выборочного, сжатого изложения.
Чтение
Обучающийся научится:
- понимать содержание прочитанных научно-популярных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками, электронными образовательными ресурсами Интернета;
- осуществлять анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
Говорение
Обучающийся научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности;
- обсуждать и формулировать цели, планы совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения изученные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Письмо
Обучающийся научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения: ученическое сочинение на социально-культурные, бытовые и учебные темы, рассказ о событии в виде дневниковой записи, неофициальное (электронное) письмо, заявление;
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также вопросного, назывного, тезисного (простого и сложного) плана;
- соблюдать в практике письма изученные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать изученную лексику и фразеологию.
Текст
Обучающийся научится:
- анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
- создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
- определять изученные жанры, основные экстралингвистические и лингвистические особенности научных, публицистических, официально-деловых текстов, текстов разговорного характера и художественной литературы;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать собственный текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением на учебно-научную тему; устным рассказом.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
- различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;
- иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;
- объяснять соотношение звука и буквы в слове;
- использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также сферу употребления и стилистическую окраску;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
- пользоваться различными видами лингвистических словарей (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
- опознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, включая причастие и деепричастие) и их формы;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;
- употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Культура речи
Обучающийся научится:
- различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
- корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.
Язык и культура
Обучающийся научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в разговорной речи; произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и в повседневной жизни.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность
Обучающийся научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- использовать такие математические методы и приёмы, как доказательство, доказательство по аналогии;
- использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование статистических данных;
- логично излагать свою точку зрения;
Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка в
5 классе
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 5 классе являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- объём словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 6 классе являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
в области аудирования и чтения:
- адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации;
- владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках программы 6 класса;
- адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;
- способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения;
- понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
в области говорения и письма:
- способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;
- способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков:
- в повседневной жизни;
- для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
- анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:
- в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;
- в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 5 классе являются:
- представление об основных формах функционирования современного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы 6 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- понимание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
5 класс (А.Д. Шмелев) | ||||
Урок N | Дата | Тема урока | Кол-во часов | |
Глава 1. Наш родной язык | ||||
1 | 05.09 | ОЯиР | Вводный урок | 1 |
2 | 06.09 | Родной язык | 1 | |
3 | 06.09 | Язык и речь | 1 | |
4 | 07.09 | Повторение | Звуки и буквы | 1 |
5 | 08.09 | Состав слова | 1 | |
6 | 12.09 | Имя существительное | 1 | |
7 | 13.09 | Имя прилагательное | 1 | |
8 | 13.09 | Местоимение | 1 | |
9 | 14.09 | Глагол | 1 | |
10 | 15.09 | Предложение | 1 | |
11 | 19.09 | Входной контроль (Диктант) | 1 | |
12 | 20.09 | Пр | Орфограммы и орфографические правила | 1 |
13 | 20.09 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова | 1 | |
14 | 21.09 | Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова | 1 | |
15 | 22.09 | Двойные согласные в корне слова | 1 | |
16 | 26.09 | Непроизносимые согласные | 1 | |
17 | 27.09 | Т | Признаки текста | 1 |
18 | 27.09 | ЯиКР | Культура речи | 1 |
19 | 28.09 | П | Комплексное повторение материала главы 1 | 1 |
20 | 29.09 | Контрольная работа и её анализ | 2 | |
21 | 03.10 | |||
Глава 2. На каком языке мы говорим | ||||
22 | 04.10 | ОЯиР | Общенародный русский язык. Русский литературный язык | 1 |
23 | 04.10 | Система русского литературного языка | 1 | |
24 | 05.10 | СЯ | Фонетика. Звуковой состав слов и транскрипция | 1 |
25 | 06.10 | Слог и ударение | 1 | |
26 | 10.10 | Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные | 1 | |
27 | 11.10 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие | 1 | |
28 | 11.10 | Гласные звуки: ударные и безударные | 1 | |
29 | 12.10 | Графика. Буквы русского алфавита. Обозначение звука [й] | 2 | |
30 | 13.10 | |||
31 | 17.10 | Фонетический разбор слова | 2 | |
32 | 18.10 | |||
33 | 18.10 | Пр | Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц | 1 |
34 | 19.10 | Правописание букв ъ и ъ | 1 | |
35 | 20.10 | Употребление прописных и строчных букв | 1 | |
36 | 24.10 | Контрольная работа (тест) | 1 | |
37 | 25.10 | Т | Тема и основная мысль текста | 1 |
38 | 25.10 | Изложение | 2 | |
39 | 26.10 | |||
40 | 27.10 | ЯиКР | Нормы русского литературного языка | 1 |
41 | 08.11 | П | Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа | 1 |
Глава 3. Как язык служит для общения | ||||
42 | 08.11 | ОЯиР | Разговорная и книжная речь | 1 |
43 | 09.11 | СЯ | Морфемика | 1 |
44 | 10.11 | Морфемы - значимые части слова | 1 | |
45 | 14.11 | Образование форм слов | 1 | |
46 | 15.11 | Основа слова | 1 | |
47 | 15.11 | Корень слова и однокоренные слова | 1 | |
48 | 16.11 | Суффиксы | 1 | |
49 | 17.11 | Приставки | 1 | |
50 | 21.11 | Варианты морфем | 1 | |
51 | 22.11 | Словообразование. Образование слов с помощью приставок | 1 | |
52 | 22.11 | Образование слов с помощью суффиксов | 1 | |
53 | 23.11 | Образование слов способом сложения | 1 | |
54 | 24.11 | Морфемный разбор слова | 1 | |
55 | 28.11 | Пр | Корни с чередованием букв а и о. Корни -гар-/-гор-,-зар-/-зор-. Корень -лаг-/-лож. Корень -рос-/-раст-/-ращ-. Корень -скак-/-скоч- | 4 |
56 | 29.11 | |||
57 | 29.11 | |||
58 | 30.11 | |||
59 | 01.12 | Беглые гласные | 1 | |
60 | 05.12 | Безударные гласные в приставках | 1 | |
61 | 06.12 | Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с | 1 | |
62 | 06.12 | Т | Строение текста | 1 |
63 | 07.12 | План текста | 1 | |
64 | 08.12 | ЯиКР | Речевой этикет | 1 |
65 | 12.12 | П | Комплексное повторение материала главы 3 | 1 |
66 | 13.12 | Контрольная работа и её анализ | 2 | |
67 | 13.12 | |||
Глава 4. В чём заключается богатство языка | ||||
68 | 14.12 | ОЯиР | Разновидности русского языка | 1 |
69 | 15.12 | Стили литературного языка (общее понятие) | 1 | |
70 | 19.12 | СЯ | Лексикология. Слово - основная единица лексикологии | 1 |
71 | 20.12 | Способы толкования слова | 1 | |
72 | 20.12 | Однозначные и многозначные слова | 1 | |
73 | 21.12 | Прямое и переносное значения слова | 1 | |
74 | 22.12 | Тематические группы слов | 1 | |
75 | 26.12 | Омонимы | 1 | |
76 | 27.12 | Синонимы | 1 | |
77 | 27.12 | Антонимы | 1 | |
78 | 28.12 | Фразеология. Фразеологизмы | 1 | |
79 | 29.12 | Пр | Буквы о и ё после шипящих в корне | 1 |
80 | 12.01 | Буквы и и ы в корне после приставок | 1 | |
81 | 16.01 | Т | Типы речи | 1 |
82 | 17.01 | Сочинение | 2 | |
83 | 17.01 | |||
84 | 18.01 | ЯиКР | Лексическое богатство русского языка и культура речи | 1 |
85 | 19.01 | П | Комплексное повторение материала главы 4. Самостоятельная работа | 1 |
Глава 5. Как в языке выражаются отношения | ||||
86 | 23.01 | ОЯиР | Диалогическая и монологическая речь | 1 |
87 | 24.01 | СЯ | Синтаксис. Словосочетание и предложение | 1 |
88 | 24.01 | Синтаксический разбор словосочетания | 1 | |
89 | 25.01 | Виды предложений | 1 | |
90 | 26.01 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | |
91 | 30.01 | Главные члены предложения | 1 | |
92 | 31.01 | Второстепенные члены предложения | 1 | |
93 | 31.01 | Предложения с однородными членами | 1 | |
94 | 01.02 | Предложения с вводными словами и обращениями | 1 | |
95 | 02.02 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | |
96 | 06.02 | Сложное предложение | 1 | |
97 | 07.02 | Способы передачи чужой речи | 1 | |
98 | 07.02 | Пр | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
99 | 08.02 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | |
100 | 09.02 | Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами | 1 | |
101 | 13.02 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | |
102 | 14.02 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | |
103 | 14.02 | Т | Повествование: рассказ | 1 |
104 | 15.02 | ЯиКР | Формы обращения и речевой этикет | 1 |
105 | 16.02 | П | Комплексное повторение материала главы 5 | 1 |
106 | 20.02 | Контрольная работа и её анализ | 2 | |
107 | 21.02 | |||
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь | ||||
108 | 21.02 | ОЯиР | Речь устная и письменная | 1 |
109 | 22.02 | СЯ | Морфология. Части речи | 1 |
110 | 27.02 | Имя существительное. Имя существительное как часть речи | 1 | |
111 | 28.02 | Разряды имён существительных | 1 | |
112 | 28.02 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные | 1 | |
113 | 01.03 | Род имён существительных | 1 | |
114 | 02.03 | Род несклоняемых существительных | 1 | |
115 | 06.03 | Склонение имён существительных | 1 | |
116 | 07.03 | Число - непостоянный признак имён существительных | 1 | |
117 | 07.03 | Падеж - непостоянный признак имён существительных | 1 | |
118 | 09.03 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | |
119 | 13.03 | Пр | Прописная буква в именах собственных | 1 |
120 | 14.03 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | 1 | |
121 | 14.03 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик- | 1 | |
122 | 15.03 | Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных | 2 | |
123 | 16.03 | |||
124 | 20.03 | Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик- | 1 | |
125 | 21.03 | Слитное и раздельное написание не с существительными | 1 | |
126 | 21.03 | Контрольная работа. Правописание существительных | 1 | |
127 | 22.03 | Т | Тип речи: рассуждение | 1 |
128 | 23.03 | Сочинение-рассуждение | 2 | |
129 | ||||
130 | 03.04 | ЯиКР | Что такое грамматические нормы? | 1 |
131 | 04.04 | П | Комплексное повторение материала главы 6. Самостоятельная работа | 1 |
Глава 7. Что такое современный язык | ||||
132 | ОЯиР | Современный русский литературный язык | 1 | |
133 | 04.04 | СЯ | Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи | 1 |
134 | 05.04 | Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные | 1 | |
135 | 06.04 | Полная и краткая форма качественных прилагательных | 1 | |
136 | 10.04 | Формы степеней сравнения качественных прилагательных | 1 | |
137 | 11.04 | Склонение качественных и относительных прилагательных | 1 | |
138 | 11.04 | Склонение притяжательных прилагательных | 1 | |
139 | 12.04 | Морфологический разбор прилагательного | 1 | |
140 | 13.04 | Пр | Слитное и раздельное написание не с прилагательными | 1 |
141 | 17.04 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных | 1 | |
142 | 18.04 | Правописание кинкв прилагательных | 1 | |
143 | 18.04 | Правописание суффикса -ск- в прилагательных | 1 | |
144 | 19.04 | Контрольная работа. Правописание прилагательных | 1 | |
145 | 20.04 | Т | Типы речи: описание предмета | 1 |
146 | 24.04 | Сочинение - описание по картине | 2 | |
147 | 25.04 | |||
148 | ЯиКР | Употребление прилагательного в речи | 1 | |
149 | 25.04 | П | Комплексное повторение материала главы 7. Самостоятельная работа | 1 |
Глава 8. Как язык объединяет людей | ||||
150 | ОЯиР | Русский язык - государственный язык Российской Федерации | 1 | |
151 | 26.04 | СЯ | Глагол. Глагол как часть речи | 1 |
152 | 27.04 | Инфинитив (неопределённая форма глагола) | 1 | |
153 | 02.05 | Виды глагола | 1 | |
154 | 02.05 | Переходные и непереходные глаголы | 1 | |
155 | 03.05 | Возвратные и невозвратные глаголы | 1 | |
156 | 04.05 | Определение типов спряжения глаголов | 1 | |
157 | 10.05 | Изменение глаголов по наклонениям | 1 | |
158 | 11.05 | Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении | 1 | |
159 | 15.05 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени - | 1 | |
160 | 16.05 | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени | 1 | |
161 | 16.05 | Пр | Не с глаголами | 1 |
162 | 17.05 | Гласные еинв корнях с чередованием | 1 | |
163 | 18.05 | Буква ь после шипящих в глаголах | 1 | |
164 | 22.05 | Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-) | 1 | |
165 | 23.05 | Т | Типы речи: описание состояния | 1 |
166 | ЯиКР | Употребление глаголов в речи | 1 | |
167 | 23.05 | П | Контрольная работа (правописание глаголов) и её анализ | 2 |
168 | 24.05 | |||
169 | 25.05 | Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе | 1 | |
170 | Контрольная итоговая работа | 1 |
Календарно-тематическое планирование
В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на 164 часа, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 6 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 7 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 8 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс Шмелев
В работе представлена пояснительная записка и КТП...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс Шмелев
В работе представлена пояснительная записка и КТП...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс Шмелев
В работе представлена пояснительная записка и КТП...