Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_rya6_-_kopiya.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; Учебного плана школы № 436 на 2014-2015 учебный год; Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 204 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
- умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
- интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.
Изучение курса реализуется через УМК: Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
- «Диагностические работы по русскому языку. Рабочая тетрадь: Учебно-методическое пособие. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2013» авторы Громова В.А. Сторожева Т.Ю.
- Л.В. Прохватилина. Проверь себя.6 класс. - М.: Мнемозина, 2010.
- Взаимоконтроль
- Самоконтроль
Пути решения поставленных в программе задач:
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
- информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- продолжение текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах(написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);
- сочинения-рассуждения,
- изложения – миниатюры;
- сравнение текстов;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок- исследование,
урок-практикум,
урок развития речи и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
- Активные методы обучения
- Игровые технологии
- Исследовательская технология обучения
- Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
- Метод проектов
- Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
- Технологии уровневой дифференциации
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименования разделов, тем | Количество часов | В том числе: | ||
Уроки | Уроки развития речи (количество часов) | Контрольные работы (количество часов) | |||
1. | Родной язык | 3 | 3 | ||
2. | Русская орфография как система правил | 15 | 12 | 2 | 1 |
3. | Синтаксис и пунктуация | 18 | 15 | 2 | 1 |
4. | Текстоведение | 18 | 15 | 3 | |
5. | Морфология | 133 | |||
5.1. | Имя существительное | 15 | 13 | 1 | 1 |
5.2. | Имя прилагательное | 21 | 19 | 2 | |
5.3. | Глагол и его формы | 54 | |||
5.3.1. | Глагол | 14 | 11 | 3 | |
5.3.2. | Деепричастие | 14 | 13 | 1 | |
5.3.3. | Причастие | 26 | 23 | 2 | 1 |
5.4 | Имя числительное | 16 | 16 | ||
5.5. | Местоимение | 27 | 24 | 1 | 2 |
6. | Повторение изученного в 6 –м классе | 12 | 11 | 1 | |
7. | Резерв | 5 | 5 | ||
ИТОГО: | 204 | 180 | 16 | 8 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект для учащихся:
Программа:
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы, (автор-составитель С.И.Львова). – 3-е издание, переработанное М., Мнемозина, 2009.
Учебники:
С.И.Львова. Русский язык. 6 класс. Комплект из 3-х частей.- М., 2012
Рабочие тетради:
И.В. Прохватилина. Проверь себя.6 класс. - М.: Мнемозина, 2012.
С.И.Львова. Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь, 2 части.- М., 2014
Методическое пособие:
И.П. Васильевых «Уроки русского языка в 6 классе». Пособие для учителя. – М., 2010.
Учебное учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку для учащихся:
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 2010.
Быкова Г. В. Блистательные лингвисты России. — Благовещенск, 2014.
Вартанъян Э.А. Путешествие в слово. — М., 2012.
Дейкина А.Д., ПахноваТ.М. Универсальные учебные матералы. 5-6 классы. - М, 2011
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2011.
Журавлев А. П. Звук и смысл. — М., 1991.
Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2014.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2012.
Львова С. И. Практикум по русскому языку. 6 класс. — М., 2013.
Львова С. И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2012.
Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2012.
Романова Н. Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей.- М., 2010
Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 класс. – Ростов-на-Дону, 2009
Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2012.
Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 5-6 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2013.
Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.
Школьные словари русского языка
Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
Варанов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 2010.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 2008.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2012.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 2010.
Учебное учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку для учителя:
Антонова Е. С. Тайны текста. — М., 2011.
Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.
Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2014.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2010.
Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький,
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2011.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М., 2010.
Львова С. И., Рыбченкова Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. — М., 2012.
Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СПб., 2012.
Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СПб., 2012.
Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Ч. 1—2. — М.— Тольятти, 2014.
Сайты
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Печатные пособия
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2010.
Мультимедийные пособия
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой, 5 кл.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс учебник Львовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования нового поколения, «Примерной основной образовательной прогр...
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. Львов, Львова.
В работе представлены пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, виды контроля, нормы оценивания работ....
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Львова С.И., Львов В.В.)
Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....
Рабочая программа. Предмет: русский язык. УМК: Львова С.И. Класс: 6.
Рабочая программа разработана для предмета русского языка в 6 классе по учебнику Львовой С. И. на 204 часа ( 6 часов в неделю). Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литера...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс, УМК Львова С. И., Львов В. В.
Рабочая программа и КТП по русскому языку 7 класс, по УМК Львовой С. И., Львова В. В....
Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой 7 класс
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание ста...