РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
рабочая программа (русский язык, 10 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,
Всего часов на учебный год – 34;
Количество часов в неделю - 1 час
Составлена в соответствии с учебной программой базового уровня для 10-11 классов общеоб . разовательных учреждений автор. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.
Учебник - Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.:«Русское слово», 2011 г.
Составитель: Дёмина Нелли Викторовна,учитель русского языка и литературы МБОУ "Шелеховский лицей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russ_10-f.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Шелеховский лицей»
«Рассмотрено» На заседании кафедры Заведующий кафедрой ___________/_____________________/ Протокол от _______________№ ___ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/_____________________/ «____»____________20____ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ШР «Шелеховский лицей» __________________ О.А.Меновщикова Приказ от «___»________20___ г. №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
Всего часов на учебный год – 34
Количество часов в неделю – 1
Составлена в соответствии с учебной программой базового уровня для 10-11 классов общеобразовательных учреждений ,
автор. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
Учебник - Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2011 г.
Составитель: Дёмина Нелли Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ШР «Шелеховский лицей»
г. Шелехов, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность курса
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с концепцией модернизации филологического образования и федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе учебной программы базового уровня для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.), сборник программ Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык. 10-11 классы»: Изд. 6-е – М.: « ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Основная цель учебного курса предусматривает углубление, расширение и совершенствованием знаний по орфоэпии, лексике, морфемике, орфографии и морфологии. Изучение материала планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМов по каждой теме, что позволит вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются диктанты, проверочные тестовые работы.
Основные задачи курса:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В процессе изучения курса идет опора на исторический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу обучающихся с источниками. В качестве основных форм организации учебной деятельности используются лекции, практикумы, ,комбинированные уроки, урок-беседа, повторительно-обобщающий уроки.
Знания и практические умения, приобретенные обучающимися при изучении курса, будут использованы во всех сферах будущей деятельности, сформируют толерантное отношение и уважение к другим народам и культурам.
Поскольку данная рабочая программа разработана для обучающихся физико-математического профиля, то с учётом особенностей их памяти, мышления, восприятия материала (логическое мышление, способность воспринимать структурированную информацию) в содержании курса предложены: составление алгоритмов, содержащие методы математического анализа, структурированные таблицы для подачи нового материала, аналитическая работа с новой информацией.
Рабочая программа разработана с учётом межпредметных связей с другими дисциплинами: литература (использование текстов для диктантов и контрольных работ из художественных произведений), обществознание и история (освещение вопросов в разрезе заданий формата ЕГЭ по социальным проблемам), химия и биология (тексты для анализа в КИМ).
Курс русского языка в 10 классе призван завершить формирование орфографической компетентности выпускника лицея и способствовать подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, работа в парах, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, районные и областные мониторинги)
Способы проверки и оценки результатов обучения: контрольные работы, проверочные работы, тестовый контроль, практические работы,
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, практические работы.
Результаты освоения курса русского языка.
Личностные результаты: освоение русского языка на третьей ступени обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
- осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств
- представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.
Метапредметные результаты:
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
- ;формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской деятельности, способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
- представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
- адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
- осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
- создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
- проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Из них | ||
Уроки (теоретический материал) | Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение | 1 | |||
2. | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 | 1 | 1 | - |
3. | Морфемика и словообразование. | 2 | 1 | 1 | |
4. | Лексика. Фразеология | 4 | 3 | 1 | |
5. | Орфография и морфология | 24 | 16 | 5 | 3 |
6 | Районные и областные мониторинги |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Элементы содержания (главные понятия, изучаемые на уроке) | Формы контроля |
1 | Слово о русском языке | 1 | Комбинированный урок | Основное предназначение языка, взаимосвязь языка и культуры, отражение культуры в языке. | Презентация, Составление конспекта | |
Фонетика. Графика. Орфоэпия | ||||||
2 | Фонетика и графика. | 1 | Урок- практикум | Лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных. Чередование звуков. Фонетический разбор слова Характер графики русского языка. | Контрольный тест | |
3 | Орфоэпия. Орфоэпическая норма. | Орфоэпический минимум. Работа со словарями. | ||||
Морфемика и словообразование. | ||||||
4 | Состав слова. Система морфем русского языка. Морфемный разбор. | 1 | Комбинированный | Основные единицы морфемики и их особенности. Морфемы, формообразующие аффиксы, | Самостоятельная работа Презентация. | |
5 | Способы словообразования. Словообразовательный разбор слова. | 1 | Урок-практикум | Морфологические и неморфологические способы словообразования Словообразовательный разбор слова. | Решение ЕГЭ. Часть В. задание 2 Контрольный тест. | |
Лексика. Фразеология. | ||||||
6 | Слово и его значение. Системные отношения в лексике. | 1 | Комбинированный | Однозначные и многозначные слова. Омонимы паронимы антонимы синонимы | Анализ упражнений учебника, составление предложений с примерами из текста, анализ заданий в КИМах ЕГЭ А - 2 | |
7 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | Урок-исследование | Изобразительно-выразительные средства русского языка. основные отличия лексических средств выразительности от синтаксических. | Презентация. | |
8 | Практическая работа. | Урок обобщения и систематизации знаний | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | Лингвистический анализ текста анализ заданий в КИМах часть В, зад.8 | ||
9 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | Урок-лекция | Фразеологические единицы и их употребление. | Презентация, сообщения уч-ся по доп. материалу, | |
Орфография и морфология | ||||||
10 | Правописание гласных в корне слова | 1 | Комбинированный | Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова. | Составление таблицы анализ заданий в КИМах ЕГЭ А14 Контрольный тест | |
11 | Употребление гласных после шипящих и Ц | 1 | Комбинированный | Правописание гласных после шипящих и Ц в корне слова, в суффиксах и окончаниях различных частей речи | Составление алгоритма Презентация. Контрольный тест | |
12 | Правописание согласных в корне. | 1 | Урок -практикум | Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. | Фронтальный опрос. Составление опорных таблиц по правописанию, подбор примеров из текста. | |
13 | Двойные согласные | Комбинированный | Правописание двойных согласных. | Анализ упражнений учебника. Работа с текстом, выборка слов с двойными согласными Контрольный тест | ||
14 | Правописание приставок. | 1 | Комбинированный | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки, не меняющие своего написания. Приставки на -З и -С. Правописание приставок пре-при-.Условия написания приставки ПРЕ-. Условия написания приставки ПРИ . | Презентация. Решение ЕГЭ анализ заданий в КИМах ЕГЭ А15 | |
15 | Буквы ы-и после приставок. | Комбинированный | Значение иноязычных приставок | Заполнение таблиц анализ заданий в КИМах ЕГЭ А15 | ||
16 | Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. | 1 | Урок-практикум | Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. | Презентация. Контрольный тест | |
17 | Контрольный диктант | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||
18 | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных | 1 | Комбинированный | Грамматические характеристики имени существительного как части речи. Падежные окончания И — Е . | Сообщения уч-ся по доп. материалу, анализ материала учебника. | |
19 | Гласные в суффиксах имён существительных | 1 | Урок-практикум | Правописание суффиксов -ЕК- / -ИК-. Правописание суффиксов -ЕНК- / - ИНК Правописание суффиксов -ЕЦ- / -ИЦ-. Правописание суффиксов -ИЧК- / -ЕЧК-. Правописание суффиксов -ОНЬК- / -ЕНЬК-. Правописание суффиксов -ЫШК-, -УШК- / -ЮШК-. Правописание суффиксов -ЧИК- / -ЩИК | Выполнение по плану практической работы Презентация. Контрольный тест | |
20 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание суффиксов имён прилагательных | 1 | Комбинированный | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая формы Правописание суффиксов имен прилагательных. К- / -СК-. -ЕВ- / -ИВ-. ЧИВ- / -ЛИВ-. -ОВ- / -ОВАТ- / -ОВИТ-. -ЕНЬК- / -ОНЬК | Работа с упражнениями учебника, тестами ЕГЭ, ;подбор своих примеров на изученные орфограммы. Контрольный тест | |
21 | Правописание сложных прилагательных и существительных. | 1 | Комбинированный | Слитное написание сложных прилагательных и существительных. Дефисное написание сложных прилагательных и существительных. | Контрольный тест | |
22 | Имя числительное как часть речи. Склонение числительных. | 1 | Урок -беседа | Морфологически е признаки имён числительных. Числительные порядковые, количественные, собирательные | Грамматические нормы А-3 | |
23 | Контрольный диктант | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | |||
24 | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. | 1 | Урок-лекция | Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений | Самостоятельная работа с учебником | |
25 | Глагол как часть речи Правописание глаголов | 1 | Комбинированный | Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глаголов. | Запись основных положений по теме урока, выполнение упражнений учебника, анализ заданий в КИМах ЕГЭ А16 Контрольный тест | |
26 | Практическая работа | 1 | Урок-практикум | Выполнение практической работы по плану \ | ||
27 | Причастие как глагольная форма | 1 | Комбинированный | Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных | анализ заданий в КИМах ЕГЭ А16, А6 Контрольный тест | |
28 | Практическая работа | 1 | Урок-практикум | Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных | Выполнение по плану практической работы. | |
29 | Деепричастие как глагольная форма. | 1 | Комбинированный | Образование деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. | Коллективный анализ материала учебника, самостоятельное выполнение заданий. А 4 Контрольный тест | |
30 | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Определение. Функции предлога в речи. Дефисное написание предлогов. Слитное написание производных предлогов | Анализ заданий в КИМах ЕГЭ А19,А5 | |
31 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Частицы. междометия | 1 | Комбинированный | Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. | А-5 Контрольный тест | |
32 | Правописание частиц НЕ и НИ. | 1 | Урок - практикум | Их значение и употребление. Значение частиц НЕ и НИ | Анализ заданий в КИМах ЕГЭ А18 | |
33 | Административная работа в форме ЕГЭ. Часть А, В | 1 | Урок обобщения и систематизации | |||
34 | Резервный урок | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык. 10-11 классы»: Изд. 6-е – М.: « ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Учебник «Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: ООО «Русское слово - РС», 2011 авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
- Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. (базовый уровень)- М. Просвещение, 2011
- Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
- Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
Для ученика
- Учебник «Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: ООО «Русское слово - РС», 2011 авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
- Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. (базовый уровень)- М. Просвещение, 2011
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
- Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
- Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 10-11 кл.. М.: - Издательство «Интеллект-Центр», 2007..
ЭЛЕКТРОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ПОСОБИЯ
- http://rusolimp.kopeisk.ru/
- http://www.svetozar.ru/
- Единая коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/
- Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
- Информационная система «Ура! Учим русский язык!» http://lpm.org.ru/russian/static/
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
- Портал видеоуроковhttp://interneturok.ru/.
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
- Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
- Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Справочно-информационный портал Грамота.ру. www.gramota.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ТСО:
Компьютер;
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые средства обучения:
CD- диски, компьютерные презентации в формате Ppt.
Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для10-11 классов физико-математического профиля.
При изучении алгебры и начал анализа в старшей школе осуществляется переход к блочно-модульной системе организации учебного процесса. Тематическое планирование составлено с учетом применения при изуче...
Рабочая программа по информатике 10-11 классы (физико-математический профиль)
Пояснительная запискаРабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов информационно-технологического профиля составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля
Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля по учебнику С.М.Никольского...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год
Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...
Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.
Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...