Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе по программе М.М. Разумовской (136 часов)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему
Один из вариантов КТП по русскому языку в 7 классе по программе М.М. Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП по русскому языку в 7 классе | 341 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (136 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Результат обучения | Виды и формы контроля | Дата по плану | Дата фактическая | Прим. | ||
О языке (1 ч.) | ||||||||||
1 |
Изменяется ли язык с течением времени. | 1 | Знакомство с учебником русского языка для 7 класса Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени. | Иметь представление о том, как язык развивается, изме- няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. | Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» | |||||
Язык. Правописание. Культура речи. Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (11+ 4 р.р.)
| ||||||||||
2 | Р/Р Что мы знаем о стилях речи. Обобщение и углубление изученного в 5—6 классах | 1 | Повторение и обобщение изученного о стилях. | Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста | |||||
3 | Р/Р Что мы знаем о типах речи. Обобщение и углубление изученного | 1 | Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура | Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану. | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста | |||||
4 | Входная контрольная работа | 1 | Проверить знания обучающихся | |||||||
5 | Фонетика и орфоэпия. | 1 | Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8 Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма. | Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком. | Фонетический анализ небольшого текста Фонетический разбор слова Объяснительный диктант. | |||||
6 | Фонетика и орфоэпия | 1 | Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8 Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма | Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком. | Фонетический анализ небольшого текста Фонетический разбор слова Объяснительный диктант. | |||||
7 | Фонетика и орфоэпия. | 1 | Орфоэпическая норма. Звукопись. | Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа. | Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс). | |||||
8 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | Знать способы образования слов с помощью морфем.
Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком. | Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). | |||||
9 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. | |||||||
10 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. | |||||||
11 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | Проверить остаточные знания учащихся | |||||||
12 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком | Разбор слов по составу | |||||
13 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 1 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком | Выборочный творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. | |||||
14 | Контроль- ная работа (№1) по мор- фемике, сло- вообразова- нию, лекси- ке, фонетике и орфоэпии | 1 | Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор. | Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии | ||||||
15 | Р/Р Текст. Способы и средства связи предложений | 1 | Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. | Аналитическая работа с текстом | ||||||
16 | Р/Р (Контрольная работа № 2) Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур - гончий пёс» | 1 | Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля | Обучающее изложение (контрольная работа) по рассказу Ю. Казакова «Арктур — гончий пес». | ||||||
Правописание: орфография и пунктуация (21+4р.р) | Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | |||||||||
17 | О роли чтения и письма в жизни людей. Орфо- графия и пунктуация | 1 | Повторение правил правописания | Владеть орфографическим словарем. | Объяснительный диктант | |||||
18 | Правила употребления некоторых букв: Ъ и Ь разделительные | 1 | Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка | Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. | ||||||
19 | ь для обо- значения мягкости и как по- казатель грамма- тической формы слова | 1 | ||||||||
20 | Буквы о — е (ё) после ши- пящих и ц в разных морфемах | 1 | Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании | Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | |||||
21 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в со- ставе мор- фем: правописа- ние при- ставок | 1 | Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. | Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками. | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст. | |||||
22 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в со- ставе мор- фем: правописа- ние при- ставок | 1 | Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. | Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками. | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст. | |||||
23 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения. | Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. | Тематический тест. (15мин.) Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. | |||||
24 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения. | Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. | Тематический тест. (15мин.) Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. | |||||
25 | Орфограммы в корнях слов | 1 | Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения. | Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. | Тематический тест. (15мин.) Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. | |||||
26 | Правописа- ние суф- фиксов | 1 | Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. | Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами | Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму. | |||||
27 | Правописа- ние суф- фиксов | 1 | Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. | Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами | ||||||
28 | Правописа- ние суф- фиксов | 1 | Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. | Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами | ||||||
29 | Правописа- ние окон- чаний | 1 | Правила написания безударной гласной в в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий, применение их на письме | Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться. | Контрольное списывание. | |||||
30 | Правописа- ние окон- чаний | 1 | Правила написания безударной гласной в в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий, применение их на письме | Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться. | Контрольное списывание. | |||||
31 | (Контроль- ная работа №3.) Диктант с грамматико-орфогра- фическими заданиями потеме «Грамматика и пунктуация» | 1 | Диктант с грамматико-орфогра- фическими заданиями | |||||||
32 | Слитно-дефисно-раздельное написание слов: не с глаголами, деепричастия ми, причастиями, существительными и прилага- тельными | 1 | Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм. | Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные. | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой | |||||
33 | Слитно-дефисно-раздельное написание слов: не с глаголами, деепричастия ми, причастиями, существительными и прилага- тельными | 1 | ||||||||
34 | Слитно-дефисно-раздельное написание слов: не с глаголами, деепричастия ми, причастиями, существительными и прилага- тельными | 1 | ||||||||
35 | Не и ни в отрица- тельных местоиме- ниях | 1 | Знать правила написания не и ни в составе отрицательных мес- тоимений, условия их слитного и раздельного употребления; уметь приводить соответствую- щие примеры и верно писать указанные слова. | |||||||
36 | Употреб- ление дефиса | 1 | Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов | |||||||
37 | Употреб- ление дефиса | 1 | ||||||||
Повторение | Лексика и фразеология | 2ч. | ||||||||
38 | Словарное богатство русского языка. | 1 | Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала. Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова | Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова | Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. | |||||
39 | Русские лингвисты: Д. Н. Уша- ков, С. И. Ожегов | 1 | Уметь опознавать в тексте слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы | |||||||
Повторение | Морфология и синтаксис | 4 ч. | ||||||||
40 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 1 | Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения. | Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. | Объяснительный диктант | |||||
41 | Грамматика: морфология и синтаксис | 1 | ||||||||
42 | Грамматика: морфология и синтаксис | 1 | ||||||||
43 | (Контрольная работа № 4.) Контрольный диктант по теме «Морфология и синтаксис». | 1 | Диктант с грамматико- орфографическими задани- ями | |||||||
Стили речи. | 5 ч. | |||||||||
44 | Р/Р Стили речи. Публицистический стиль речи. | 1 | Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты. | Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. | Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. Анализ текстов публицистического стиля. | |||||
45 | Р/Р Стили речи. Публицистический стиль речи. | 1 | ||||||||
46 | Р/Р Заметка в газету | 1 | Заметка в газету. Характеристи- ка жанра: тематика — сообщение об интересном факте, событии общественной жизни; цель речи — привлечь внимание к этому событию; документальность жанра —сообщается, где, когда произошло событие, называются его участники, сообща- ется имя автора заметки. Формировать умение просматривать детские и юношеские газе- ты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование) | |||||||
47 | Р/Р (Контроль- ная работа № 5.) Сочинение в жанре заметки в газету «Человек и природа в городе» | 1 | Заметка в газету. Подготовка к сочинению в жанре заметки в газету. Формирование умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя. Возможная педаго- гическая ситуация: коллективная работа над стенной газетой на тему «Человек и природа в городе». Коммуникативная за дача — рассказать о том, как однажды вам удалось помочь деревьям, животным, птицам, попавшим в беду, или, напротив, не удалось защитить «меньшого брата» (упр. 202). Ведущий тип речи - повествование | Заметка в газету. | ||||||
48 | Р/Р Анализ сочинения в жанре заметки в газету «Человек и природа в городе» | 1 | Работа над ошибками. Совершенствование текста | |||||||
Наречие (34+7р.р.) | ||||||||||
49 | Какие слова являются наречиями. | 1 | Дать понятие о наречии как части речи. Формировать умение узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать от других словоформ | Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. | |||||
50 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 1 | Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия. | Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор. | Аналитическая работа с текстом | |||||
51 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 1 | Иметь представление о наречии как неизменяемой части речи, используя прием сопоставления наречий с соотносимыми слово- формами других частей речи (на силу не надейся — насилу доехали). Уметь провести семантико- грамматический анализ наре- чий. | |||||||
52 | Русские лин-гвисты: А. Н. Гвоз- дев | 1 | На основе семантико-граммати- ческих особенностей слов опо- знавать наречия в предложении, в тексте; уметь доказать принад- лежность слова к классу наре- чий | |||||||
53 | Разряды наречий по значению. Слова категории состояния | 1 | Разряды наречий по значению. | Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте. | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. |
| ||||
54 | Разряды наречий по значению. Слова категории состояния | 1 | ||||||||
55 | Разряды наречий по значению. Слова категории состояния | 1 | ||||||||
56 | Степени сравнения наречий. Морфологический раз- бор наречий | 1 | Образование степеней сравнения наречий. | Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений | |||||
57 | Степени сравнения наречий. Морфологи- ческий раз- бор наречий | 1 | ||||||||
58 | Степени сравнения наречий. Морфологи- ческий раз- бор наречий | 1 | ||||||||
59 | Степени сравнения наречий. Морфологи- ческий раз- бор наречий | 1 | ||||||||
60 | Словообразование наречий. | 1 | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор. | Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант. | |||||
61 | Словообразование наречий. | 1 | ||||||||
62 | Словообразование наречий. | 1 | ||||||||
63 | Словообразование наречий. | 1 | ||||||||
64 | Рубежная контрольная работа (№6) по теме «Наречие» | 1 | Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся | Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования. | Задания, УМК, с.231 | |||||
65 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | Правила слитно-раздельного написания наречий. Различие наречий и омонимичных словоформ. | Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.) | Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. | |||||
66 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | ||||||||
67 | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | ||||||||
68 | Правописа- ние не с наречия- ми на -о, -е | 1 | Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е | Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи. Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями. | Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно? | |||||
69 | Буквы Н,НН в наречиях на -О, -Е. | 1 | Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных. | Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи. | Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. | |||||
70 | Буквы Н, НН в наречиях на -О, -Е. | 1 | Отличать наречия от форм крат- ких страдательных причастий и на этой основе верно писать сло- ва с н, нн в суффиксах данных групп слов. Знать суффиксы с н, нн имен прилагательных и причастий. Верно воспроизводить их при письме. | |||||||
71 | Буквы о, е на конце наречий после ши- пящих | 1 | Понимать, что правило написа- ния о или е после шипящих в конце слов является общим для наречия, существительного и прилагательного. Верно писать эти группы слов | |||||||
72 | Р/Р Рассуждение-размышление. | 1 | Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения. | Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте. | Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста. Создание небольшого текста-рассуждения. | |||||
73 | Р/Р (Контрольная работа №7.) Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису) «Хочу» и «надо». Анализ сочинения | 1 | Сочинение-рассуждение публи- цистического стиля по данному началу (тезису). Возможная те- матика: «“Хочу” и “надо”» или «Свободное время! Многое в твоей жизни будет зависеть от того, как ты его проводишь» (упр. 285 и 286) | |||||||
74 | Правописа- ние наречий: буквы о, а на конце наречий | 1 | -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- | Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания. | Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом | |||||
75 | Дефис в наречиях. | 1 | Дефис в наречиях. повторение: дефис в местоимениях | Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. | Комментированное письмо. Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых) | |||||
76 | Дефис в наречиях | 1 | ||||||||
77 | Не и ни в отрицательных наречиях. | 1 | Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях. | Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. | Распределительный диктант. Аналитическая работа с текстом. | |||||
78 | Буква Ь на конце наречий после шипящих | 1 | Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. | Владеть обобщенным правилом употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий. | Лингвистический рассказ | |||||
79 | Употребление наречий в речи | 1 | Употребление наречий в речи. | Понимать роль наречий в художественном и научном тексте, разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. | Работа с текстами художественного стиля. | . | ||||
80 | Употребление наречий в речи | 1 | ||||||||
81 | Произношение наречий. | 1 | Произношение наречий. | Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения. | Работа с орфоэпическим словарем. | |||||
82 | Произношение наречий. | 1 | ||||||||
83 | Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие».
| 1 | Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений. | Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор. | Редактирование текста. Творческое списывание. | |||||
84 | (Контроль- ная работа №8.) Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Проверить знания обучающихся | Диктант с грамматико-орфогра- фическими заданиями | ||||||
Типы речи (продолжение) | 5ч. | |||||||||
85 | Р/Р Описание состояния человека | 1 | Текст со значением описания состояния человека. | Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли. | Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. | |||||
86 | Р/Р Описание состояния человека | 1 | Описание состояния человека | Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных; писать этюды, отражающие состояние человека | Составление текста-описания человека | |||||
87 | Р/Р Описание состояния человека | 1 | Рассмотреть способы выражения «данного» и «нового» в типовых фрагментах со значением со- стояния человека. Формирование умения варьировать способы выражения «данного» и «но- вого» при создании фрагментов текста со значением состояния лица; писать этюды, отражающие то или иное состояние чело- века, «прочитанное» по фотографии, репродукции картины, при непосредственном общении с кем-либо, описывать состояние того или иного героя кино- или телефильма, вызванное острым поворотом сюжетной линии | |||||||
88 | Р/Р (Контрольная работа №9.) Сочинение-воспоминание «Как я в первый раз…» | 1 | Сочинение-воспоминание «Как я в первый раз...» (упр. 339). Формирование умения рассказы- вать о своем состоянии (волне- нии, страхе, радости), вызванном определенной жизненной ситуа- цией, соединять описание состо- яния с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли | |||||||
89 | Р/Р Анализ сочинения- воспоминания «Как я в первый раз…» | 1 | Работа над ошибками. Совершенствование текста | |||||||
Служебные части речи. (23+9). Предлог (4+6р.р.) | ||||||||||
90 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Морфологи- ческий раз- бор предлога | 1 | Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. | Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи. | Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. | |||||
91 | Правописание предлогов. | 1 | Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. | Уметь правильно писать предлоги. Знать, какие предлоги пишутся через дефис. | Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. | |||||
92 | Правописание производных предлогов. | 1 | Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. | Уметь правильно писать производные предлоги. Верно писать про- изводные предлоги, соотноси- мые с другими частями речи: вследствие, навстречу, несмо- тря, ввиду, в течение, в продол- жение, в заключение | Тест 15 мин. Взаимодиктант. творческое списывание. Морфологический разбор предлога. | |||||
93 | Употребление предлогов в речи | 1 | Употребление предлогов в речи. Работа с текстами. | Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. | |||||
94 | Р/Р Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. | 1 | Анализ сочинения-рассуждения. Прямой порядок слов в речи (упр458). «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, формировать умение располагать их последовательно в спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Формирование умения использовать в речи нерасчленяемые предложения | Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи. Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое. Уметь использовать в речи нерасчленяемые предложения в спокойной монологической речи | Анализ сочинения-рассуждения. (упр458). Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.466). Редактирование текста. | |||||
95 | Р/Р Прямой по- рядок слов в спокойной монологиче- ской речи | 1 | Анализ сочинения-рассуждения. Зависимость порядка слов в пред- ложениях от замысла автора. «Данное» и «новое» как смысло- вые части предложения, их по следовательность в спокойной монологической речи. Форми- рование умения устанавливать нужный порядок слов с уче- том развития мысли в тексте (упр. 374) | |||||||
96 | Р/Р Прямой по- рядок слов в спокойной монологиче- ской речи | 1 | Особенности порядка слов в тек- стах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на «данное» и «новое»; прямой порядок слов в этих предложе- ниях. Формирование умения ис- пользовать в тексте нерасчленя- емые предложения | |||||||
97 | Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 1 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений. Уметь замечать обратный порядок слов Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи. | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478) | |||||
98 | Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 1 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи. | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.477, 478). | |||||
99 | Р/Р (Контрольная работа № 10) Изложение «Поговорим о бабушках» | 1 | Изложение «Поговорим о бабушках». | Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор. | Изложение. Методические рекомендации: с. 149 | |||||
Союзы (7+4 р.р.) | ||||||||||
100 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 1 | Сведения о союзе как части речи; союзы в предложении, схемы предложения и их грамотное оформление на письме. | Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного. | Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» | |||||
101 | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 1 | ||||||||
102 | Правописание союзов. Морфологический разбор союза | 1 | Формировать умение пра- вильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова. | Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами. | Тест 10 мин. Осложненное списывание | |||||
103 | Правописание союзов. Морфологический разбор союза | 1 | ||||||||
104 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 1 | Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов. | Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. | |||||
105 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях | 1 | ||||||||
106 | (Контроль- ная работа №11.) Контрольный диктант по теме «Союз» | 1 | Проверить знания обучающихся | Диктант с грамматико-орфогра- фическими заданиями | ||||||
Текст (продолжение) | 4ч. | |||||||||
107 | Р/Р Описание внешности человека | 1 | Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты | Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения. | Аналитичекая работа с текстом: №508. 509. Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение Аналитическая работа с художественным текстом произведения. | |||||
108 | Р/Р Описание предмета | 1 | Строение текста: описание пред- мета (возможно в сочетании с описанием места). Совершенст- вование умения анализировать и строить текст, используя в нем конструкции, характерные для описания предмета (ч т о? — к а к о й?) и описания места (г д е? — ч т о?) | |||||||
109 | Р/Р Описание внешности человека | 1 | Формирование умения строить текст со значением описания внешности человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, пред- ложение, тип речи). | |||||||
110 | Р/Р Описание внешности человека | 1 | Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека» | |||||||
Частицы (9) | ||||||||||
111 | Частица как часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц | 1 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов. Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи. | Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. | |||||
112 | Правописание частиц. | 1 | Формирование умения раздельно-дефисного написания частиц. Закрепление умения определять, к какой части речи относится слово. | Знать случаи употребления , на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать. | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | |||||
113 | Правописание частиц. | 1 | ||||||||
114 | Правописание частиц. | 1 | ||||||||
115 | (Контроль- ная работа №12.) Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» | 1 | Проверить усвоение правописания наречий, предлогов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами | Уметь правильно писать наречия, предлоги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами | Диктант с грамматико-орфогра- фическими заданиями | |||||
116 | Употребление частиц в речи. | 1 | Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. | Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений | Составление текста с употреблением частиц. | |||||
117 | Употребление частиц в речи. | 1 | ||||||||
118 | Произношение предлогов, союзов и частиц | 1 | Упражнять в правильном произношении предлогов, союзов, частиц. | Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей | Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц | |||||
119 | Произношение предлогов, союзов и частиц | 1 | ||||||||
Междометия и звукоподражательные слова (3ч.) | ||||||||||
120 | Междометие. | 1 | Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. | Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании. | Образование слов разных частей речи от междометий. Употребление междометий в реи (в тексте). | |||||
121 | Междометие. | 1 | ||||||||
122 | Звукоподражательные слова. | 1 | Дать понятие о данной категории слов. | Знать отличие звукоподражательных слов от междометий. Уметь опознавать звукоподражательные слова, образовывать от них глаголы, существительные Выразительно читать предложения со звукоподражаниями. | Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов. | |||||
Омонимия слов разных частей речи | 3ч. | |||||||||
123 | Омонимия разных частей речи. | 1 | Закрепить умение различать омонимичные формы и правильно писать их. | Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-граммати-ческого анализа. | тест 15 мин. | |||||
124 | Омонимия разных частей речи. | 1 | ||||||||
125 | Омонимия разных частей речи. | 1 | ||||||||
Текст (продолжение) | 8 ч. | |||||||||
126 | Р/Р Характеристика человека | 1 | Дать представление о характеристике. Формировать умения различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении | Знать отличие краткой характеристики от полной. Уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной. | Составление текста-характеристики человека |
| ||||
127 | Р/Р Характеристика человека | 1 | Деловая (информативная) речь и художественная (изобразительная) речь. Формирование умения анализировать те и другие тексты; создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной (стилистическая трансформация). | |||||||
128 | Р/Р Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. | 1 | Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вычленять в нём микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию. | Уметь отбирать материал для сжатого изложения. | Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов. | |||||
129 | РР (Контрольная работа № 13.) Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове» | 1 | Сжатое изложение «О Чехове». | Уметь применять разные способы сжатия текста | Сжатое изложение «О Чехове». | |||||
130 | Р/Р Анализ сжатого изложения по тексту К. И. Чуковского «О Чехове» | Работа над ошибками. Совершенствование текста | ||||||||
131 | Р/Р Повторение изученного по теме «Характеристика человека» | 1 | Подготовка к сочинению. | Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных | ||||||
132 | Р/Р (Контроль- ная работа № 14 .) Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра…) | 1 | Уметь передавать описание состояния человека, его характер. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных | Сочинение о человеке. Пример- ные темы: «Каким человеком был мой дедушка (отец, ...)?» или «Что за человек мой друг (брат, ...)?» (характеристика че- ловека и описание его внешно- сти) | ||||||
133 | Р/Р Анализ сочинения «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра…) | 1 | Работа над ошибками. Совершенствование текста | |||||||
Повторение и обобщение изученного (3 ч.) | ||||||||||
134 | Повторение изученного. Грамматика, морфология и синтаксис. | 1 | Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение. | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена | Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571. Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579). | |||||
135 | Повторение изученного. Орфография. Пунктуация. Русские лингвисты: Г. О. Вино- кур | 1 | Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ь и ъ; безударные гласные. Обобщение знаний | Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания. Знать материал, изученный в 7 классе | Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания. Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598). Рассуждение на лингвистическую тему | |||||
136 | Итоговая контрольная работа (№15) | 1 | Итоговая проверка знаний по всем разделам | Уметь выполнять задания по всем изученным разделам | Задания в тестовой форме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 кл. к УМК М.М.Разумовской
Данное планирование расчитано на 204 часа...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 кл. к УМК М.М.Разумовской
Планирование расчитано на 204 часа в год. Представлены формы контроля и обратной связи на уроках....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 кл. к УМК М.М.Разумовской
Планирование содержит формы контроля и обратной связи на уроке...
Развернутое тематическое планирование по русскому языку 9 класс по программе М.М.Разумовской
Развернутое тематическое планирование по русскому языку 9 класс по программе М.М.Разумовской...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю. (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю. (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе Т.А.Ладыженской (175 часов)
Календарно-тематическое планирование содержит не только темы, но и формы контроля и основные виды деятельности обучающихся...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе Т.А.Ладыженской (210 часов)
КТП по русскому языку содержит не только темы уроков, но и формы контроля и основные виды деятельности обучающихся...