Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Выработать на личностно- значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Ребята, чтобы быть здоровым и сильным, надо заниматься спортом в любое время года. Скажите, пож-та, какие вы используете предметы для занятия спортом зимой? (коньки, лыжи…) Сейчас я прочитаю загадки , а вы должны отгадать, о каком предмете идёт речь? А я посмотрю, как вы бережёте своё здоровье (дети отвечают) 1) Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры - Помчались с горы (санки) (1 ученик у доски) 2) Льдом покрылась гладь реки. Встали дети на... (коньки) 3) Бегут по дорожке Доски да ножки (лыжи) -Прочитайте, какие слова вы записали? ( санки, коньки, лыжи) А какой части речи данные слова? Мы продолжаем наше сотрудничество с именами существительными. | Наблюдение, ответы на вопросы. | Л: положительно относятся к учению, к воспринимаемой информации, желают приобрести новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий; организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 1.Что мы узнали нового на прошлом уроке, изучая тему «Имя существительное? (некоторые сущ-ые имеют форму только единственного числа). 2.Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном (ученики- ученик, столы- стол, гости – гость, коньки-…, лыжи-…, санки-…, каникулы-…, ножницы -…, духи…, консервы…). 3.Почему не смогли вернуть мне слова коньки, лыжи, санки, каникулы, ножницы, духи, консервы?) 4.Какое же мы можем сделать открытие? Открытие. Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное. Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа.
- Какова же будет тема нашего урока?
Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл». | Эвристическая беседа, ответы на вопросы. | П: анализ объектов с целью выделения признаков. К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. | 1.Организует повторение знаний, закрепление умений. 2. Предлагает самостоятельно сформулировать тему урока. | 1. Осознают противоречие и делают открытие. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Выявляют проблему, которую надо решить. 4. Записывают тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
Выявление места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Что сегодня предстоит нам выяснить? - Какую учебную задачу мы будем решать? -Чему научимся? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске. 1.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…; 2. УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… . Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать. | Эвристическая беседа, ответы на вопросы. | Р: целеполагание, постановка вопросов, самостоятельное формулирование цели, формулирование учебной задачи. | Записывает на доске предложенные учащимися цели урока. | Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. |
Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.
| Оказывается, существительные, имеющие форму только множественного числа, могут иметь свои значения. Предлагаю вам стать исследователями и самим постараться определить тематические группы таких имен сущ-ых.
Работа в парах. (Слайд презентации) - Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет? Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы. (Эти существительные имеют форму только множественного числа) - Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами. Сравните с эталоном и оцените себя. Парные и составные предметы: Сани, клещи, очки, плоскогубцы, грабли, ворота. Игры, действия, процессы: жмурки, горелки, пятнашки, салочки, прятки. Массы, вещества: сливки, духи, макароны, дрожжи, чернила. Отрезки времени: сумерки, каникулы, сутки, часы. Географические Названия: Альпы, Карпаты, Мощаницы, Новосёлки, Сенницы. | Работа в парах, индивидуальная. | П: систематизируют собственные знания. Р: планируют собственные действия, работают по плану. К: строят небольшие высказывания, осуществляют деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач |
Даёт задание распределить слова по группам, сформулировать свое правило, оформить правило в виде схемы.
|
Ученики работают в парах, записывают слова, распределяя их в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов.
|
Реализация построения проекта |
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. Давайте сделаем вывод: (уч-ся) У существительных, имеющих только форму множественного числа нельзя определить род и склонение. Сравните свои наблюдения с правилом на слайде (текст в рамке). Запишите в тетради правило в любой символьной форме (рисунок, схема, текст, кластер) – Создайте на основе текста в рамке схему или модель. Озаглавьте её. Работа с правилом учебника. - А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы.
|
Групповая, индивидуальная. |
П: систематизируют собственные знания. Р: планируют собственные действия, работают по плану. К: строят небольшие высказывания, осуществляют деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач. |
Организует и сопровождает деятельность учащихся по реализации проекта, подводит к формулировке вывода. |
1.Формулируют правило. 2.Оформляют схему. 3.Делают выводы |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
| А сейчас я предлагаю зайти в магазин и совершить небольшие покупки. Но покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками? Слайды презентации. (щелчок по тому отделу, куда «идёт» ученик) Учитель: В какой отдел направимся мы? Продовольственный: Канцтовары: Косметика: (В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров). Канцтовары: ножницы, счёты, чернила. Косметика: духи, бусы, бигуди Продовольственный: макароны, сливки, хлопья Учитель: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей.
| Индивидуальная работа. | П: 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
| Организует игру «Поход в магазин». Применяет здоровье-сберегающую технологию (подвижная минутка). Даёт задание распределить слова по столбикам в таблице.
| Совершают покупки в магазине. Работают в тетрадях, заполняя таблицу.
|
Физкультминутка | Предупреждение и снятие утомляемости учащихся во время урока, создание условий для повышения работоспособ-ности, активности учащихся. | Физминутка «Танцевальная разминка». | Участвует весь класс. | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | Организует физминутку | Выполняют физминутку. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях | 1.Работа в группах с текстами «Из мира простых вещей». Инструкция: Прочитайте предложенный текст. Обсудите в группе, о каком предмете идет речь. Если у вас несколько мнений, обоснуйте свой выбор. Если сами не справились, предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы. Карточка 1. Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для м..ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п..стухов и зол..тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр..стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2. Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Грец..и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец..я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н..сить с XV века. Это... _______ (очки) Карточка 3. На н..чном небе в созвездии Большого Пса есть зв..зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т..жело из-за жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______ (каникулы).
Слайд презентации (Ключ) проверяем.
2. Распределительный диктант. – Прослушайте слова и запишите их, распределив в два столбика : имеют ед.ч.; не имеют ед.ч. Алфавиты, библиотеки, ворота, заморозки, инструменты, встречи, проводы, шахматы, проценты, тефтели, клещи, хлопоты, чернила. - Проверьте, сверившись с эталоном на слайде и оцените себя по заранее определённым критериям: «5» - без ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 – 3 ошибки «2» - 4 и более ошибок Имеют ед. число | Имеют мн. число | Алфавиты, библиотеки, инструмен-ты, встречи, проценты, | Ворота, заморозки, проводы, шахматы, клещи, тефтели, хлопоты, чернила.
|
| Групповая, индивидуаль-ная работа. | Л: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопризнания Р: умение правильно оценивать выполнение действия на уровне адекватной оценки П: структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания К: понимать возможность различных позиций | Организует деятельность по применению новых знаний.
| Ученики демонстрируют усвоение новой темы, выполняют творческое задание, работая в группах, осуществляют взаимопроверку, а затем оценивают свою работу. |
Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний | Игра «Путешественник» /Раздать детям «Географический атлас Архангельской области»/
-Ребята, мы подобрали много названий предметов - существительных, которые имеют форму только множественного числа. Но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на города и поселения нашего региона. Оказывается, у нас имеется много населенных пунктов, названия которых тоже имеют форму только множественного числа. Откройте, пожалуйста, географический атлас на странице 19, внимательно рассмотрите карту и найдите эти географические названия. /Дети все названия записывают на доске. Проговаривают, ставят ударение/ Лабытнанги, Холмогоры, Лопахины, Шенкуры, Пангоды, Горки,Костручи, Лешукони, Холмы.
- Ребята, давайте попробуем составить с этими словами предложение по схеме (слайд презентации). Сущ. И.п. Сущ. И.п. Сущ. И.п. - Сущ. И.п.
/Дети составляют предложения. Один ученик записывает предложение на доске и выполняет синтаксический разбор./
- Объясните знак препинания между подлежащими и сказуемым. - Чем ещё осложнено предложение? - Объясните постановку запятых в предложении.
| Индивидуаль-ная работа с последующей взаимопровер-кой. | Л: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Р: умение правильно оценивать выполнение действия на уровне адекватной оценки П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных задач К: формулировать собственное мнение. | Организует работу с географичес-кой картой с последующей проверкой . | Учающиеся все названия записывают в тетради, потом на доске. Проговаривают, ставят ударение. |
Рефлексия учебной деятельности | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
| Прием «Плюс-минус-интересно». Ребята, заполните таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - записывайте все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - записываете все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- вписываете все любопытные факты, о которых вы узнали на уроке; что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
| Фронтальная, индивидуаль-ная. | Р: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Л: Самооценка своих действий.
| Организует дискуссию, диалог, позволяющий обучающимся осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу.
| Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают свои достижения.
|
Дополнительная информация |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Урок «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» содействует реализации новых ФГОС, так как учитель продумал цели урока как результат ученика, организовал работу по мотивации обучающихся, подобрал целесообразные методы, формы и приемы обучения. Учащиеся самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу, определив границы знания и незнания, спроектировали средства достижения поставленных целей, сформулировали затруднения и осуществляли коррекцию самостоятельно, оценили результаты своей работы, выбрали домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: учитель создал проблемную ситуацию, ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему. Учитель управлял поисковой деятельностью учащихся, подводя их к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации. |
Ресурсы, оборудование и материалы | Интерактивное оборудование |
Список учебной и дополнительной литературы | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://urok.hut.ru/ |
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | Учебник, приложения, раздаточный материал |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технология деятельностного метода обучения, здоровьесберегающие технологии; метод частично – поисковый, проблемный, практический; работа в парах, в группах, беседа, диалог. |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений |
|
Дополнительная необходимая информация |
|