Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" подготовлен для работы по учебнику образовательной системы "Школа 2100" Бунеевых Р. Н. и Е. В., но может использоваться при работе по любому учебнику. Урок реализует принцип деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_kl._sushch._kotorye_imeyut_formu_tolko_mn._ch.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Класс: 5
Учебник: Русский язык 5 класс. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.
Тема: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
Цели урока:
Формировать умения по предмету:
- умение употреблять категорию числа некоторых имен существительных;
- совершенствование навыков орфографического, синтаксического разбора и разбора слов по составу.
Формировать УУД:
- познавательные: сопоставлять и отбирать из различных источников необходимую информацию, делать логические выводы, развивать орфографические умения,
- регулятивные: принимать ответственное решение, умения правильно организовать свою деятельность, умения решать проблемы при решении творческих заданий;
- коммуникативные: умения общаться, взаимодействовать с людьми, умения выражать устно и письменно свои мысли, аргументировать ответы, принимать точку зрения другого человека, быть готовым изменить свою точку зрения, работать в парах и в группе;
- оценочные: толерантное отношение к иным решениям, умение адекватно оценивать результат своей деятельности,
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- плакат «Имя существительное»,
- рисунки предметов,
- Школьный грамматико-орфографический словарь Б. Т. Панова,
- карточки с заданием для групповой работы,
- картинки для рефлексии.
Ход урока:
- Эмоциональный настрой на урок.
Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем остановить мгновение с помощью фотоаппарата? Увидеть то, что происходит на другой стороне земного шара? Мы можем заглянуть в глубь земли и океана, посчитать звезды на небе и многое другое.
*(слова сопровождаются фотографиями на экране)
Но все-таки среди всех самых удивительных и загадочных чудес есть одно, настолько простое, что мы даже порой не обращаем на него внимания. Это чудо – наш родной язык. Ведь даже не видя, эти предметы и явления, мы можем думать о них, представлять и называть их словом. И эту мысль нам подчеркивает известный вам писатель К. Г. Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Наш язык способен передать настроение, чувства, звуки, цвета и, конечно же, предметы окружающего нас мира. С волшебством языка мы соприкасаемся каждый день. И сегодня мы снова исследуем его особенности.
- Актуализация знаний.
- Прочитайте высказывание еще раз и назовите ключевые слова фразы. ( Дан во владение, язык)
- Какой частью речи являются слова владение, язык?
- Глядя на них, сделайте вывод, какую часть речи мы сегодня будем исследовать.
Давайте запишем на строчке для темы: Имя существительное, поставим запятую и пока остановимся. Что же нас там ждет? Узнаем позднее. Для этого отправляемся вперед навстречу удивительным открытиям в стране имени существительного.
Ученице 5 класса, девочке Кате, было дано задание написать все, что она знает о существительном.
* один ученик читает работу девочки, остальные слушают и решают, справилась ли девочка с заданием.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета; отвечает на вопросы кто?, что?; бывает собственное и несобственное; одушевленное и неодушевленное; имеет три склонения; изменяется по числам, родам и падежам; в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.
- Справилась ли девочка с заданием?
- Какие ошибки она допустила?
- Давайте подведем итог, что же мы знаем об имени существительном.
* по схеме на экране:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это…
- отвечает на вопросы…
- обозначает…
- постоянные признаки…
- непостоянные признаки…
- роль в предложении…
Докажем это на примере. Ученик записывает у доски предложение К. Г. Паустовского и определяет все признаки существительного.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. * Обозначить известные орфограммы, выделить основу, устно назвать все признаки слова воздух. *Самооценка.
- Постановка проблемы.
- Продолжим исследования. На экране картинки с изображением предметов: свечи, молотки, грабли, весы, ворота.
- Какой частью речи являются слова, называющие эти предметы?
- Запишем слова в столбик.
- Какие непостоянные признаки можем определить у этих существительных?
- Поработаем с категорией числа. Определите число у этих слов.
- Давайте поставим их в единственное число, поработав в парах. Посовещайтесь и запишите напротив получившиеся слова.
- Какие слова вы записали?
- Какое у вас возникло затруднение? (у некоторых слов не смогли найти форму един. ч.)
- Формулирование проблемы.
- Сформулируйте проблему урока.
- Бывают ли имена существительные, у которых нет формы единственного числа?
- Поиск решения.
- Может найти форму единственного числа нам поможет словарь? Словари у вас на столе. Например, найдите слово грабли. Есть ли у него нужная нам форма?
- Выражение решения (формулирование результата поиска).
- И если раньше мы говорили, что все существительные изменяются по числам, то теперь какой вывод мы можем сделать?
- На основании этого вывода сформулируем тему урока полностью.
Правильно ли мы это сделали? Где мы это можем проверить? Прочитаем тему в учебнике на стр. 31 и запишем в тетрадь.
- Применение знаний, развитие орфографических умений.
А) Выполнение упр. 388.
- Прочитайте слова. Что их объединяет?
* Работа в группах. Эти слова можно разделить на несколько смысловых групп. Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу, указанную на ваших карточках, дополните вашу группу своими примерами.
- Названия инструментов: ножницы, щипцы, тиски, (клещи, пассатижи)
- Географические названия: Альпы, Карпаты, (Гималаи, Анды, Дубки, Нидерланды)
- События: именины, каникулы, (проводы, крестины)
- Названия веществ: сливки, духи, (чернила, макароны)
- Одежда: шорты, (брюки, панталоны, колготки)
- Явления природы: потемки, (сумерки)
Проверка.
Б) Выполнение упр. 390.
Учитель читает стихотворение. Какую еще тематическую группу существительных, имеющих только форму множественного числа, можно здесь обнаружить? Продолжите этот ряд: салки, прятки.
Составьте самостоятельно предложение с однородными членами про ребят нашего класса, в качестве однородных членов используйте существительные, имеющие форму только множественного числа. Составьте схему предложения.
* один ученик на доске, проверка, самооценка.
Например: В походе ребята нашего класса с удовольствием играли в салки, горелки и жмурки. О, О и О.
- Самостоятельное применение знаний.
Распределительный диктант. Давайте поучимся отличать эти слова от обычных существительных. Запишите слова в два столбика:
Существительные, имеющие форму единственного и множественного числа
Алфавит, библиотека, ворота, инструменты, заморозки, хлопоты, вербы, опилки, погода, тефтели, весы, молоко.
Какое слово не отнесено ни в одну из групп? Почему?
Выполнение разбора по составу слов: ворота, заморозки, опилки.
* ученик выполняет на доске, самооценка.
*** Дополнительное задание – упр. 389.
- Итог урока.
-Какая сегодня на уроке была проблема?
- Как мы ее решали? Что мы исследовали на уроке?
- А что нового про имена существительные узнали?
- Выделите ключевые слова темы. ( Имя существительное, число, только множественное).
- На следующем уроке мы продолжим исследовать существительное и его категории. А что для вас самым интересным было сегодня?
Рефлексия: кружочки разных цветов.
Зеленый – урок прошел удачно, я доволен собой.
Желтый – мне было трудно, но я справлялся с заданиями и вполне доволен собой.
Красный – мне было очень трудно, мне нужна помощь.
Домашнее задание: упр. 391 стр. 33.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета;
отвечает на вопросы кто?, что?;
бывает собственное и несобственное;
одушевленное и неодушевленное;
имеет три склонения;
изменяется по числам, родам и падежам;
в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.
* Работа в группах.
Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу - названия инструментов,
дополните вашу группу своими примерами.
* Работа в группах.
Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу - явления природы,
дополните вашу группу своими примерами.
* Работа в группах.
Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу - географические названия,
дополните вашу группу своими примерами.
* Работа в группах.
Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу - события,
дополните вашу группу своими примерами.
* Работа в группах.
Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу - названия веществ,
дополните вашу группу своими примерами.
* Работа в группах.
Выпишите в тетрадь только те слова, которые входят в тематическую группу - одежда,
дополните вашу группу своими примерами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Урок русского языка по ФГОС "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....
Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...
Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"
Представлен самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"
Конспект урока русского языка в 5 классе составлен по требованиям ФГОС...