Конспект урока и презентация по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Данный урок первый урок по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Тип урока- «открытие» новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, развития способностей самооценки своих действий, т.е. создаются условия для полного развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon k_uroku_russkogo_5_kl_sushchestvitelnye_tolko_mn_chisla.zip1.15 МБ

Предварительный просмотр:

1. Категория  «Старшая и средняя школа»

   

    Номинация  «Русский язык»

   

    Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

2. Работу выполнила Морозова Светлана Константиновна, учитель русского языка и литературы.

3. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кодинская  средняя общеобразовательная    

    школа».

4. Электронный адрес:  svetlana.morozova.86@list.ru

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Место урока в системе уроков по данной теме: 1-ый урок

Цель деятельности учителя: посредством учебных заданий  способствовать формированию представления об именах существительных, имеющих форму только множественного числа. 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся знают понятие  «имена существительные, имеющие формы только мн.ч.», определяют их принадлежность к тематическим группам, разграничивают омонимичные формы мн.ч.

- умеют находить в тексте имена существительные, имеющие форму только мн.ч., правильно употребляют их в речи.

 - развивают чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.

Метапредметные: 

Извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывают и преобразовывают информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеют разными видами аудирования (выборочного, детального).

- высказывают предположения на основе наблюдений;

- формулируют тему и цели урока;

- пользуются словарём;

- осуществляют рефлексию;

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

- соотносят цели и результаты своей деятельности

Личностные:

-чувствуют выразительные возможности языка,

-проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Методы/приёмы обучения: беседа, наглядно-иллюстративный прием, работа со словарём, лексическая работа, проблемный вопрос, диалог.

.

Формы работы на уроке: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. : Ч.2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская; учебник для общеобразовательных учреждений в 2 книгах. Книга 2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева; словарь С.И. Ожегова; учебник «Русское слово» Е.А. Быстровой.                

Оборудование, наглядность: раздаточный материал (маршрутный лист с заданиями, конверт с картинками), учебник, толковый словарь, мультимедийное оборудование

Предварительная подготовка: презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Эмоциональный настрой.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Слуховая разминка.

Задание:

– Прослушайте внимательно отрывок и после паузы закончите последнюю строчку.

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты

Называются ПРЕДМЕТЫ!

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они….

?(Угадали? Ставьте первый + в маршрутный лист)

Мы продолжаем наше сотрудничество с именами существительными. Хорошо ли мы усвоили, как правильно образовать формы слова множественного числа в Р.п и И.п. Справились ли вы с д/з?

2. Тест (раздаются листочки на парты).

1) В И.п. мн.ч. окончание ы у существительного: а) доктор; б) конструктор; в) директор; г) профессор.

2) В Р.п. мн.ч. нулевое окончание у существительного: а) апельсин; б) грамм; в) носки; г) чулки.

3) Неправильно образована форма слова: а) договора; б) столяры; в) инженеры; г) повара.

4) Неправильно образована форма слова: а) носков; б) полотенцев; в) граммов; г) бананов.

Ключи: б, г, а, б.

Самопроверка по ключам на слайде (справились – ставите «+»).

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

III. Введение в тему урока.

Цель этапа: вызвать интерес к получению новой информации, актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, подвести к  формулировке темы урока.

  1. Презентация. Слайд №2.

Запишите к каждому рисунку слово. Сравните рисунки. Чем отличаются?

Слайд №3

Сделайте вывод: имеют ли сущ-е ГРАБЛИ, ОЧКИ разные формы для единственного и для множественного числа?

Ученики делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч.

- Может, попробуем образовать от этих сущ-х единственное число?

- Назовите тему урока (Имена существительные, не имеющие единственного числа)

- Откройте учебник на стр.58, сравните с темой в учебнике (Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа)

-Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему

Тема записывается учителем на интерактивной доске.

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

  1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
  2. УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

IV. Открытие новых знаний.

Цель этапа: зафиксировать цели, проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания

1. Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа.

 – выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа.

 работа в парах.

Слайд №4

- Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет?

Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.

(Эти существительные имеют форму только множественного числа)

- Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510

Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов из упр.509, 510.

Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия

Слайд №5

Сравните с эталоном и оцените себя

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия

Сани  клещи

 очки плоскогубцы грабли ворота

жмурки горелки пятнашки салочки прятки

Сливки  духи макароны дрожжи чернила

Сумерки каникулы сутки часы

Альпы Карпаты Мощаницы Новосёлки Сенницы

– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: (уч-ся)
У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение.

Слайд №6

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. К ним относятся существительные, обозначающие составные («парные») предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени, игры и др.

Сравните свои наблюдения с правилом на слайде (текст в рамке). Запишите в тетради правило в любой символьной форме (рисунок, схема, текст, кластер)

По желанию можете объединиться в группы.

– Создайте на основе текста в рамке схему или модель. Озаглавьте её.

   (примерная схема)

составные        вещества          явления       события       отрезки      игры

(«парные»       (продукты)       природы                           времени

предметы)

Слайд 7-8

Что вы скажете о слове ОЧКИ?

– Как вы определили, какое значение имеет слово очки в 1­м примере? а во 2­м? Почему слово очки («прибор для улучшения зрения») не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.)

 – Как называются такие слова?

Составление предложений со словами­омонимами очки.

Какой вывод можете сделать? (Слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного чисел)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать её из одной формы в другую (схема).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Физминутка

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Цель этапа: закрепить полученные знания.

1.  Работа в группах  с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Обсудите в группе, о каком предмете идет речь. Если у вас несколько мнений, обоснуйте свой выбор.  Если сами не справились, предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово.  Вставьте пропущенные буквы.

Карточка 1.

Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для м..ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п..стухов и зол..тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр..стов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2.

Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Грец..и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец..я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н..сить с XV века. Это... _______ (очки)

Карточка 3.

На н..чном небе в созвездии Большого Пса есть зв..зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т..жело из-за жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______ (каникулы).

Слайд 9 (Ключ) проверяем

2. Распределительный диктант.

– Прослушайте слова и запишите их, распределив в два столбика (двое у доски):

                имеют ед.ч.                        не имеют ед.ч.

Алфавиты, библиотеки, ворота, заморозки, инструменты, встречи, проводы, шахматы, проценты, тефтели, клещи, хлопоты, чернила.

- Проверьте, сверившись с эталоном на слайде и оцените себя.

Имеют ед. число

Имеют мн. число

Алфавиты, библиотеки, инструменты, встречи, проценты,

Ворота, заморозки, проводы, шахматы, клещи, тефтели, хлопоты, чернила.

3 Выборочный диктант (по времени, если раньше справятся)

Задание

- Выпишите существительные, которые имеют только форму множественного числа.

Очки, удивление, молоко, тиски, погода, весы, опилки, ворота, керосин, макароны, горелки.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть разными видами аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

Слайд 10

-Прочитайте предложение. Что объединяет выделенные слова?

Мне в жизни приходилось передвигаться на многих видах транспорта: на оленьих нартах по летней тундре, на сибирских санях и салазках, на собаках по зимней тундре, в розвальнях, на телеге, на самолёте, на льдине. (В.Солоухин)

(Это сущ-е, имеющие форму только множественного числа; с точки зрения лексического значения – вид транспорта)

– Что нового узнали на уроке? Что было важным? (познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать).

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы  ученикам на основе их самооценки и по желанию (кто-то может захотеть улучшить результат).

- Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете 3 картинки: изображения ОГНЯ, ОРЕШКА и корзины для мусора./Приложение 2/ Вы должны выбрать и оставить  у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее (слайд 11): ОГОНЬ - на уроке чувствовал себя хорошо, и полученные знания пригодятся в дальнейшем; ОРЕШЕК – не всё понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; КОРЗИНА – ничего не понял, знания не пригодятся.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию (схема, рисунок), сопоставлять информацию, представленную в разных формах.

Личностные УУД:

Самооценка своих действий. 

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

VII. Домашнее задание.

«Перекрёсток»

  1. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа сущ-е, которые могут употребляться только во множественном числе.
  2. Упр. 512, стр.59-60.
  3. Найдите на карте России географические названия (топонимы) только множественного числа и составите с ними 7 предложений.
  4. Мини-исследование. В древнерусском языке было 3 числа: ед., мн. и двойственное число. Какие слова вы бы отнесли к двойственному числу, обоснуйте свой выбор.

                                                                                                              Приложение 1.

  1. Слуховая разминка.

Вещи, люди и цветы,

Носороги икоты,

Джинсы, майки и штиблеты

Называются ПРЕДМЕТЫ!

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

  1. Тест.

КЛЮЧИ: б, г, а, б.

 

 3.  Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упр. 509, 510

Ученики записывают слова, заполняя таблицу в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов из упр.509, 510.

Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия

Сани  клещи

 очки плоскогубцы грабли ворота

жмурки горелки пятнашки салочки прятки

Сливки  духи макароны дрожжи чернила

Сумерки каникулы сутки часы

Альпы Карпаты Мощаницы Новосёлки Сенницы

4. Тематические группы имён существительных только мн.ч. СХЕМА

5. Составление предложений со словами­омонимами очки.

1)Бабушка читала газету в очках, спущенных на нос.  

2) Первенство на различных этапах конкурса приносила очки в копилку корманды.

3) Бросок с двенадцати метров – мяч в корзине, и команда зарабатывает ещё три очка!

Вывод: слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь ОМОНИМЫ, имеющие формы единственного и множественного чисел.

6. Работа в группах с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Обсудите в группе, о каком предмете идет речь. Если у вас несколько мнений, обоснуйте свой выбор.  Если сами не справились, предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово.  Вставьте пропущенные буквы.

Карточка 1.

  • Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это ДЖИНСЫ

Карточка 2.

  • Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это ОЧКИ

Карточка 3.

  • На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это КАНИКУЛЫ.

7. Распределительный диктант.

Имеют ед. число

Имеют мн. число

Алфавиты, библиотеки, инструменты, встречи, проценты, тефтели

Ворота, заморозки, проводы, шахматы, клещи, хлопоты, чернила.

8. Прочитайте предложение. Что объединяет выделенные слова?

Мне в жизни приходилось передвигаться на многих видах транспорта: на оленьих нартах по летней тундре, на сибирских санях и салазках, на собаках по зимней тундре, в розвальнях, на телеге, на самолёте, на льдине. (В.Солоухин)

Это сущ-е, имеющие форму только множественного числа; с точки зрения лексического значения – вид транспорта)

Приложение 2.

Картинки на рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...

Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"....

Презентация " Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа""

Презентация к уроку  русского язык в 5 классе " Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа""...

Презентация на тему: "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа".

Презентация на тему: "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"....