Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Перегудова Наталья Алексеевна

В разработке содержатся материалы для проведения урока по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 5_klass_razrabotka_uroka.zip1.36 МБ
Package icon 5_klass_prilozheniya_k_uroku.zip2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка, проведённого учителем русского языка и литературы МКОУ «Борщенская СОШ» Перегудовой Натальей Алексеевной 12.03.2020г.

 Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

  

Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;

Задачи урока:

  • Научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
  • Развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания.
  • Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость.
  • Методы проведения: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез,  обобщение, эвристический, частично-поисковый.
  • Универсальные учебные действия:
  • Регулятивные:
  • Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения,  планировать свою работу. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
  • Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям, умение работать со справочной литературой.
  • Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации , владение разными формами речи.
  • Тип урока: «открытие» новых знаний
  • Ресурсы урока: толковый словарь С.И.Ожегова, авторская мультимедийная презентация, ноутбук, проектор, дидактический материал по теме урока, учебник, тетради, кейсы с материалами для урока.

Урок был проведен согласно календарно-тематическому планированию.  Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Данный урок продолжает знакомство  учащихся с темой «Имя существительное как часть речи», с предыдущими темами связан  целью обучения, теоретическим материалом. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.  На изучение темы отводится 1 час.

 Образовательный потенциал класса.

В 5 классе обучаются 4 человека. Трое имеют средний уровень обученности, 1 – низкий. В классе доброжелательные межличностные отношения, дети умеют работать в парах, умеют слушать друг друга и взаимодействовать фронтально.

Планируемые результаты:

Образовательные:  формирование знаний об именах существительных, которые имеют форму только множественного числа, формирование умение находить такие существительные в тексте и правильно их употреблять в речи.

Развивающие: создание условий для совершенствования речевой компетентности, закрепление полученных знаний посредством выполнения заданий в парах, самостоятельной работы и развития творческого мышления.

Воспитательные: способствовать формированию  нравственно-эстетических норм поведения.

 В соответствии с темой урока, планируемыми результатами, задачами  были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

 Структура урока открытия нового знания соответствует требованиям ФГОС.

Первый этап мотивирования к учебной деятельности был направлен на осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. Для актуализации  и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии обучающимся была предложена орфографическая разминка , отгадывание загадок и работа с полученными словами. Учащиеся фиксировали  затруднения в выполнении пробного задания. На этапе выявления места и причины затруднения – тех конкретных знаний, умений и способностей недостаёт для решения поставленной задачи – образование формы ед. числа от некоторых существительных, употребление в речи сущ-х, которые имеют форму только мн. числа.

 Этап построения проекта  выхода из затруднения предполагал  обдумывания обучающимися будущих учебных действий: определение темы урока, постановку целей и определение способа её достижения. Для этого осуществлялся подводящий диалог, побуждающий к дальнейшей деятельности.

 Следующий этап урока – это реализация построенного проекта. На данном этапе школьникам предлагалась работа с дидактическим материалом, находящемся в кейсе: упражнение по определению основных тематических групп  к которым относятся сущ., имеющие форму только мн. числа, упражнение, к которому дети сами пытаются сначала сформулировать задание , а потом его выполнить, работа с карточками «Из мира простых вещей», материалы для поисковой работы, групповой работы, работы с деформированным текстом, задание для самостоятельной работы.  

На уроке по возможности для каждого ученика создавалась ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. На уроке применялось задание творческого характера «Поход в магазин», выполняя которое уч-ся тренировались использовать изучаемый материал с целью автоматизации умственных действий.

 Рефлексия - важная составляющая часть урока, она была направлена на оценку учениками собственной учебной деятельности.

 Использование системно-деятельностного подхода и современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, кейсовой, ИКТ, проблемно-диалогической, технологии сотрудничества позволило и учителю, и учащимся достигнуть планируемых результатов.



Предварительный просмотр:

Загадки

Зубасты, а не кусаются.

(Грабли.)

Без ног, а ходят, без рук, а указывают.

(Часы.)

Какая водица только для письма годится?              

(Чернила.)

                                     

                                                     Физкультминутка.

Встаньте парами между партами. Сегодня физминутку нам помогут провести жители разных стран, которые, как и вы, любят ее делать. Упражнения повторяйте за мной.

  1. В Тунисе, здороваясь на улице, принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу. 
  2. Жители страны Тонга, расположенной на островах Тихого океана, при встрече со знакомыми останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощёлкивают пальцами.
  3.  Японцы при встрече кланяются.
  4. Эскимосы, приветствуя знакомого, слегка ударяют его кулаком и по плечам.
  5. Считается, что рукопожатия появились ещё в первобытные времена. Тогда, протягивая друг другу руки, люди показывали, что у них нет оружия, что они пришли с миром.

А как вы здороваетесь друг с другом? Пожмите руки друг другу.

Спасибо, садитесь, пожалуйста. Продолжим урок.

3)Поисковая работа.

В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Ворота
Вилы
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Именины
Кальсоны

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Отруби
Очки

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Чернила
Четки
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

Ответ:

На кухне: брызги, вершки, весы, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.

В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, ползунки, плавки, плечики, штаны, шаровары.

В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...

Урок русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов...

Урок русского языка«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

учащиеся научатся находить  существительные, которые имеют форму только множественного числа;использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа;включать в систему знан...