Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
В разработке содержатся материалы для проведения урока по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_razrabotka_uroka.zip | 1.36 МБ |
5_klass_prilozheniya_k_uroku.zip | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка, проведённого учителем русского языка и литературы МКОУ «Борщенская СОШ» Перегудовой Натальей Алексеевной 12.03.2020г.
Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Цель урока: знакомство с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
Задачи урока:
- Научить находить и употреблять в речи имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
- Развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную связную речь; работать над устойчивостью внимания.
- Воспитывать аккуратность, дисциплинированность и усидчивость.
- Методы проведения: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
- Универсальные учебные действия:
- Регулятивные:
- Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения, планировать свою работу. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
- Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям, умение работать со справочной литературой.
- Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации , владение разными формами речи.
- Тип урока: «открытие» новых знаний
- Ресурсы урока: толковый словарь С.И.Ожегова, авторская мультимедийная презентация, ноутбук, проектор, дидактический материал по теме урока, учебник, тетради, кейсы с материалами для урока.
Урок был проведен согласно календарно-тематическому планированию. Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Данный урок продолжает знакомство учащихся с темой «Имя существительное как часть речи», с предыдущими темами связан целью обучения, теоретическим материалом. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. На изучение темы отводится 1 час.
Образовательный потенциал класса.
В 5 классе обучаются 4 человека. Трое имеют средний уровень обученности, 1 – низкий. В классе доброжелательные межличностные отношения, дети умеют работать в парах, умеют слушать друг друга и взаимодействовать фронтально.
Планируемые результаты:
Образовательные: формирование знаний об именах существительных, которые имеют форму только множественного числа, формирование умение находить такие существительные в тексте и правильно их употреблять в речи.
Развивающие: создание условий для совершенствования речевой компетентности, закрепление полученных знаний посредством выполнения заданий в парах, самостоятельной работы и развития творческого мышления.
Воспитательные: способствовать формированию нравственно-эстетических норм поведения.
В соответствии с темой урока, планируемыми результатами, задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.
Структура урока открытия нового знания соответствует требованиям ФГОС.
Первый этап мотивирования к учебной деятельности был направлен на осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. Для актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии обучающимся была предложена орфографическая разминка , отгадывание загадок и работа с полученными словами. Учащиеся фиксировали затруднения в выполнении пробного задания. На этапе выявления места и причины затруднения – тех конкретных знаний, умений и способностей недостаёт для решения поставленной задачи – образование формы ед. числа от некоторых существительных, употребление в речи сущ-х, которые имеют форму только мн. числа.
Этап построения проекта выхода из затруднения предполагал обдумывания обучающимися будущих учебных действий: определение темы урока, постановку целей и определение способа её достижения. Для этого осуществлялся подводящий диалог, побуждающий к дальнейшей деятельности.
Следующий этап урока – это реализация построенного проекта. На данном этапе школьникам предлагалась работа с дидактическим материалом, находящемся в кейсе: упражнение по определению основных тематических групп к которым относятся сущ., имеющие форму только мн. числа, упражнение, к которому дети сами пытаются сначала сформулировать задание , а потом его выполнить, работа с карточками «Из мира простых вещей», материалы для поисковой работы, групповой работы, работы с деформированным текстом, задание для самостоятельной работы.
На уроке по возможности для каждого ученика создавалась ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. На уроке применялось задание творческого характера «Поход в магазин», выполняя которое уч-ся тренировались использовать изучаемый материал с целью автоматизации умственных действий.
Рефлексия - важная составляющая часть урока, она была направлена на оценку учениками собственной учебной деятельности.
Использование системно-деятельностного подхода и современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, кейсовой, ИКТ, проблемно-диалогической, технологии сотрудничества позволило и учителю, и учащимся достигнуть планируемых результатов.
Предварительный просмотр:
Загадки
Зубасты, а не кусаются.
(Грабли.)
Без ног, а ходят, без рук, а указывают.
(Часы.)
Какая водица только для письма годится?
(Чернила.)
Физкультминутка.
Встаньте парами между партами. Сегодня физминутку нам помогут провести жители разных стран, которые, как и вы, любят ее делать. Упражнения повторяйте за мной.
- В Тунисе, здороваясь на улице, принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу.
- Жители страны Тонга, расположенной на островах Тихого океана, при встрече со знакомыми останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощёлкивают пальцами.
- Японцы при встрече кланяются.
- Эскимосы, приветствуя знакомого, слегка ударяют его кулаком и по плечам.
- Считается, что рукопожатия появились ещё в первобытные времена. Тогда, протягивая друг другу руки, люди показывали, что у них нет оружия, что они пришли с миром.
А как вы здороваетесь друг с другом? Пожмите руки друг другу.
Спасибо, садитесь, пожалуйста. Продолжим урок.
3)Поисковая работа.
В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.
Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.
Слова для справок
Бигуди Дрожжи | Каникулы Обои | Сухофрукты Хоры |
Ответ:
На кухне: брызги, вершки, весы, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.
В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, ползунки, плавки, плечики, штаны, шаровары.
В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Урок русского языка по ФГОС "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...
Презентация к уроку русского языка по теме"Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная презентация сделает увлекательным урок по русскому языку....
Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....
Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...
Урок русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов...
Урок русского языка«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
учащиеся научатся находить существительные, которые имеют форму только множественного числа;использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа;включать в систему знан...