Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Вафина Флёра Вазыховна

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей, воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения. На уроке формируются предметные, регулятивные, личностные УУД. Урок состоит из таких этапов, как организационный этап, постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, построение проекта исходной задачи, первичное закрепление с комментированием, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imena_sushch._imeyushchie_formu_tolko_mn._ch.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Вафина Ф.В.

МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Цели урока:  

- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;

- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;

- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме  и их практического применения.

Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Метапредметные:

 Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка    и решение проблемы;

 Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

 Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.

Личностные:  воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Необходимое оборудование:

  1. Компьютер с колонками.
  2. Мультимедийное оборудование.
  3. Учебник.
  4. Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Учитель: Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые хрупкие снежинки  (сели девочки), затем снежинки побольше  (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле, они улыбнулись друг другу и сказали «Доброе утро!»

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Откройте тетради,  запишите число, «Классная работа».

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске написаны пословицы:

Где щи да каша, там и место наше.

Дело мастера боится.

Где щи, тут и нас ищи.

Учитель: Прочитайте пословицы. Исключите одну по нескольким признакам одновременно.

Ученики: Можно исключить пословицу Дело мастера боится по смыслу. В ней говорится о том, что мастер хорошо знает свое дело и выполняет его легко, правильно, красиво. В первой и третьей пословицах говорится о людях, которых, в первую очередь, привлекает вкусная пища, а потом – все остальное.

Учитель: Еще по какому признаку можно исключить эту пословицу?

Ученики: Дело мастера боится – это простое предложение, а первое и третье – сложные, сложноподчиненные.

Учитель: Назовите имена существительные из пословиц в алфавитном порядке.

Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного числа. Что вы заметили?

Ученики: Имена  существительные дело, каша, мастер, место имеют форму единственного и множественного числа, а существительное щи  - только форму множественного числа.

Учитель: Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше. Сегодня мы узнали, что есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Значит, тема сегодняшнего урока – «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

Тема записывается учителем на доске.

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

  1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
  2. УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

  1. Построение проекта исходной задачи..

На доске написаны слова:

ДЕРЕВО, ОЧКИ, БУМАГА, НОЖНИЦЫ, ГОРЫ, ЗАМОРОЗКИ.

Учитель: Мы с вами уже знаем, что в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Скажите, как  отличить такие существительные от тех, которые имеют две формы числа.

Ученики: Надо попытаться образовать от существительных две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то это существительное употребляется только в форме множественного числа.

Учитель: Прочитайте имена существительные, назовите и выпишите те, которые имеют форму только множественного числа. Сделайте вывод из наших рассуждений. Приведите свои примеры.

  1. Первичное закрепление с комментированием..

Упражнение 1.

  1. Как на дрожжах; словно грибы после дождя.
  2. Ни под каким видом; ни в коем случае; ни за какие деньги.
  3. Волосы становятся дыбом; мороз по коже дерет; поджилки трясутся; душа уходит в пятки.
  4. Нагнать холоду; задать перцу; расчесать кудри; накрутить хвост; взять в работу.

Учитель: Внимательно прочитайте группы фразеологических оборотов. Определите их значения. Из каждой группы выпишите фразеологический оборот, который соответствует теме сегодняшнего урока. (Задание выполняется коллективно, затем индивидуально).

Учитель: Найдите во фразеологических оборотах имя существительное, в котором все согласные звонкие, мягкие.

Ученики: Деньги.

Упражнение 2.

  1. Школьники особенно радуются летнему перерыву в занятиях.
  2. Весь день прошел в многочисленных заботах.
  3. В жизни человека больше непраздничных дней, чем праздничных.

Учитель: Прочитайте предложения. Сформулируйте задание, учитывая тему урока.

Ученики: Надо составить предложения, заменив в исходных предложениях указанные словосочетания на существительные, которые употребляются  в форме только множественного числа.

  1. Школьники особенно радуются летним каникулам.
  2. Весь день прошел в хлопотах.
  3. В жизни человека больше будней, чем праздников.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упражнение 3.

Там была создана прочная ткань для изготовления корабельных парусов.

Современные джинсы появились во французском городе (Н,н)име.

Из нее сшили первые матросские шляпы, которые стали предками джинсов.

Потом появились первые джинсы для женщин.

Вскоре джинсы были завезены в (А,а)мерику, где их носили рабочие и пастухи коров – ковбои.

Постепенно такие брюки стали частью одежды многих жителей (А,а)мерики, а теперь их носит население других стран.

Общее количество имен существительных

Количество существительных, которые употребляются только во множественном числе

1

                        3

                             1

2

                        2

                             -

3

                        3

                             2

4

                        6

                             1

5

                        2

                              1

6

                        7

                             1

Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.

Ученики. Надо написать предложения, учитывая общее количество имеющихся в них имен существительных и количество существительных, которые имеют форму только множественного числа.

Учитель. Что у вас получилось?

Ученики. У нас получился текст.

Проверяется соответствие предложений данным таблицы. Особо выделяются существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Физкультминутка.

Учитель. Теперь давайте немного отдохнем. Сегодня вы физкультминутку проведете сами. Для этого ученики первого ряда будут называть имена существительные в единственном и множественном числе. Если будет названо существительное в единственном числе, все подпрыгивают и делают хлопок над головой. Если во множественном — приседают, хлопок перед собой.

6.Включение в систему знаний и повторение.

Упражнение 388.  Прочитай слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе.

Ножницы, щипцы, Альпы, именины, тиски, каникулы, сливки, духи, Карпаты, потемки, хлопья, шорты, сумерки.

Упражнение 390. ( работа с учебником)

7.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Задание 1. Прочитай запись. Что ты можешь сказать о слове очки? Какая особенность есть у этого слова?

1.Очко (ед.ч.), очки (мн.ч.).

2. Очки (только мн.ч.) – Составь и запиши предложения, из которых было бы ясно, что выделенные слова – омонимы.

Задание 2. Упр. 391

Задание 3. . Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель. Вернемся к цели нашего урока. Расскажите, как мы ее изучали. Что получилось легко? В какие моменты урока вы испытывали затруднения?

Оцените свою работу: хорошо – зеленый свет, красный – надо поработать.

Оценивается деятельность детей на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка в 5 классе  по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" подготовлен для работы по учебнику образовательной системы "Школа 2...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...

Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"....

Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"

Представлен самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"...