Программа по внеурочной деятельности "Русская словесность"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочный курс “Русская словесность” в форме клуба, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_slovesnost_supernovaya.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» Педагогическим советам ГБОУ гимназии №49 Протокол №1 от « 31» августа 2015 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор гимназии №49 ________________/Сёмочкина Ф.Ф./ Приказ № 80 от «31» августа 2015 год |
«РАССМОТРЕНО» Протокол МО учителей математики и информатики №1 от «26» августа 2015года Председатель МО ________________/ _____________./ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________________/Санвальд О. В./ «26»августа2015 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Русская словесность»
5 «Г» класс
Автор программы: ________
Черникова Ольга Владимировна
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2015-2016 уч. год
Содержание
Пояснительная записка
1.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
2.Цели и задачи курса внеурочной деятельности
3.Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
4.Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
5.Содержание курса внеурочной деятельности
6.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
7.Требования к уровню подготовки обучающихся
8.Материально-техническое обеспечение
Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
1.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению.
Данная программа внеурочной деятельности в форме клуба является закономерным продолжением уроков русского языка и литературы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа лингвистического клуба позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир русского слова. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы.
Широкое привлечение занимательных игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочный курс “Русская словесность” в форме клуба, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Русской словесности”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа лингвистического клуба позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения лингвистики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Русской словесности” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на занятиях “Русской словесности” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у пятиклассников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения “Русской словесности” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
2. Цели и задачи программы
Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
- способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
- формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
- воспитывать любви к родному языку.
Развивающие:
- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- развивать мотивацию к изучению русского языка;
- развивать творческие способности;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения пользоваться справочной литературой;
- развивать коммуникативные способности обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности «Русская словесность» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой.
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанной нами программы лингвистического клуба «Русская словесность» заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
3. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год .Содержание курса рассчитано на 34 часа – 1 час в неделю.
4. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
5.Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы
Введение (1 ч.)
Тема 1.Сказочное царство слов.
Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную.
Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
Фонетика (1ч.)
Тема 2. Звуки не буквы.
Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.
Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.
Орфоэпия (2ч.)
Тема 3.Банты и шарфы
Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.
Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.
Тема 4. На сцене гласные
Роль ударения. Произносительные нормы.
Практическая часть: игра «Проставь ударение»
Графика (2ч.)
Тема 5. Как возникла наша письменность?
Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 6. Память и грамотность
Виды памяти.
Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.
Морфемика (2ч.)
Тема 7-8. Поговорим обо всех приставках сразу.
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.
Лексикология (8 ч.)
Тема 9. Где же хранятся слова?
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.
Практическая часть: работа со словарём.
Тема 10. Экскурсия в библиотеку.
Знакомство с разными видами словарей.
Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей
Тема 11. Добрые слова
Богатство русской лексики «добрыми словами».
Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.
Тема 12.На карнавале слов.
Омонимы.
Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)
Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»
Разновидности омонимов
Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов
Тема 14. Слова-антонимы
Антонимы.
Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».
Тема 15. Экскурсия в прошлое
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.
Тема 16.Полёт в будущее
Неологизмы.
Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.
Орфография (3ч.)
Тема 17-19. Кто командует корнями?
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.
Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами
Морфология (2ч.)
Тема 20-21. Что рассказали части речи о себе?
Самостоятельные и служебные части речи
Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.
Культура речи (12ч)
Тема 22-23. Королевство ошибок
Виды ошибок
Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.
Тема 24. Крылатые слова
Значения крылатых слов.
Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»
Тема 25-26. В Стране Сочинителей
Рифмы.
Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.
Тема 27-28. Анаграммы и метаграммы
История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.
Тема 29-30. Шарады и логогрифы
Происхождением шарад и логогрифов.
Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.
Тема 31. Откуда пришли наши имена?
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.
Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».
Тема 32-33. Выездная экскурсия в Летний сад к памятнику И.А.Крылова
Практическая часть: составление презентации
Подведение итогов (1ч.)
Тема 34. КВН по русскому языку
Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- информационно-коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Связь содержания программы с учебными предметами
Предмет | Темы учебных предметов | Темы программы «Занимательная лингвистика» |
Русский язык | Звуки речи и буквы | Звуки не буквы |
Гласные и согласные звуки | На сцене гласные | |
Приставка и суффикс | Поговорим обо всех приставках сразу | |
Словари русского языка | Где же хранятся слова? | |
Антонимы | Слова-антонимы | |
Чередования в корне слова | Кто командует корнями? | |
Самостоятельные и служебные части речи | Что рассказали о себе части речи? | |
Литература | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» |
Сказка как особая форма фольклора | Королевство ошибок | |
Пушкинская сказка – прямая наследница народной | В стране сочинителей |
№ п/п | Название раздела , тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1ч |
2 | Фонетика | 1ч |
3 | Орфоэпия | 2ч |
4 | Графика | 2ч |
5 | Морфемика | 2ч |
6 | Лексикология | 8ч |
7 | Орфография | 3ч |
8 | Морфология | 2ч |
9 | Культура речи | 12ч |
10 | Подведения итогов | 1ч |
Итого : | 34ч |
6.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
- чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
- приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
- осознать свое место в мире;
- оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- анализировать и обобщать на основе фактов;
- устанавливать причинные явления и их следствия;
- представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- выполнять проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- - узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
- - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- - расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- взаимодействовать со сверстниками;
- совершенствовать собственную речь.
Предметные
Занятия должны помочь учащимся.
- усвоить основные базовыые знания по русскому языку;
- усвоить ключевые лингвистические понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- помочь успешному выступлению на олимпиадах, конкурсах.,
7. Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление газет
- участие в й олимпиаде, международной игре «Русский медвежонок»
- знакомство с научно-популярной литературой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- Участие в конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
- Выпуск лингвистических газет
8. Материально – техническое обеспечение
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Мультимедийные презентации (программы: SMART, Power Point).
- Компьютер
- Учебно - наглядные пособия:
- Серия сюжетных картинок.
- Предметные картинки.
Тематический план
1 час в неделю, 34 часа в год.
Дата проведения | № п/п | Дата факт. | Тема занятия | Тип занятия | Деятельность учащихся | Вид контроля | Содержание занятия | |
УУД | Освоение предметных умений | |||||||
1. Введение (1 ч.) | ||||||||
1 неделя сентября | 1 | Сказочное царство слов | Конкурс (аудиторный) | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Освоение навыков анализа текста | Анализ текста | Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость. | |
2. Фонетика (1 ч) | ||||||||
2 неделя сентября | 2 | Звуки не буквы | Тренинг (аудиторный) | Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать интон. речи. | Освоение фонетическими терминами | Фонетический разбор | Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции |
3. Орфоэпия (2 ч.) | ||||||||
3 неделя сентября | 3 | Банты и шарфы | Игра со словами (экскурсия в актовый зал) | Личностные: оптимистически воспринимать мир; Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; Коммуникативные: совершенствовать собственную речь. | Освоение нормами произношения слов | Орфоэпический анализ слова | Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения. | |
4 неделя сентября | 4 | На сцене гласные | Лингвистическая игра (экскурсия в актовый зал) | Научиться правильно произносить слова | Орфоэпический анализ слова | Роль ударения. Произносительные нормы. | ||
4. Графика (2 часа) | ||||||||
1 неделя октября | 5 | Как возникла наша письменность | Творческая работа (экскурсия в библиотеку) | Личностные: приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; Коммуникативные: совершенствовать собственную речь | Научиться дифференцировать понятия речь, язык.Речь письменная и устная. | Развернутый ответ | Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? |
2 неделя октября | 6 | Память и грамотность | Заучивание отрывков произведений (аудиторный) | Овладение навыками выразительного чтения | Выразительное чтение отрывков | Виды памяти | ||
5. Морфемика (2 ч.) | ||||||||
3 неделя октября | 7 | Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения (аудиторный) | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Научиться применять правила правописания приставок | Морфемный анализ | Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. | |
4 неделя сентября | 8 | Поговорим обо всех приставках сразу | Самостоятельная работа | Коварная приставка на С. Самые трудние приставки ПРИ- и ПРЕ- |
6. Лексикология (8 ч.) | ||||||||
2 неделя ноября | 9 | Где же хранятся слова | Работа со словарями (экскурсия в метод. Кабинет русского языка) | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Знакомство с наукой лексикография и составителями словарей русского языка | Развернутый ответ | Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово. | |
3 неделя ноября | 10 | Экскурсия в школьную библиотеку. «Знакомство со словарями» | Экскурсия в библиотеку | Научиться применению словарей на практике | Устный опрос | Знакомство с разными видами словарей | ||
4 неделя ноября | 11 | Добрые слова | Игра. Экскурсия на игровую площадку пришкольного двора | Научиться употреблять в речи этикетные слова | Фронтальный опрос | Богатство русской лексики «добрыми словами» | ||
1 неделя декабря | 12 | На карнавале слов | Игра (аудиторный) | Научиться выявлять условия возникновения омонимии слов | Фронтальный опрос | Омонимы | ||
2 неделя декабря | 13 | Сочинение стихотворений со словами – «двойняшками» | Сочинение стихотворений (аудиторный) | Научиться конструировать стихотворный текст | Выразительное чтение стихотворений | Разновидности омонимов | ||
3 неделя декабря | 14 | Слова - антонимы | Игра. Экскурсия в актовый зал | Научиться определять антонимичные пары слов | Комплексный анализ текста | Антонимы | ||
4 неделя декабря | 15 | Экскурсия в прошлое | Экскурсия по виртуальному музею | Научиться выявлять в тексте устаревшие слова | Фронтальный опрос | Устаревшие слова – архаизмы и историзмы | ||
2 неделя января | 16 | Полет в будущее | Игра (аудиторный) | Научиться выявлять в тексте слова-неологизмы | Тест | Неологизмы | ||
7.Орфография (3 ч) | ||||||||
3 неделя января | 17 | Кто командует корнями? | Тренировочные упражнения (аудиторный) | Познавательные: узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Научиться составлятьопорный материал для рассуждения на лингвистическую тему | Устный опрос | Чередование гласных в корнях | |
4 неделя января | 18 | Игра. Экскурсия в спортивный зал | Научиться применять алгоритм проверки орфограмм в практической деятельности | Устное высказывание | Командуют гласные, командуют и согласные | |||
1 неделя февраля | 19 | Работа с текстами (аудиторный) | Научиться работать с какографическим текстом | Самостоятельная работа | Командуют ударения, командует смысл | |||
8. Морфология (2 ч.) | ||||||||
2 неделя февраля | 20 | Что рассказали части речи о себе? | Игра. Экскурсия – прогулка на пришкольной площадке | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Научиться дифференцировать части речи | Коллоквиум | Самостоятельные и служебные части речи | |
3 неделя февраля | 21 | Научиться дифференцировать самостоятельные и служебные части речи | Концерт | Самостоятельные и служебные части речи | ||||
9. Культура речи (12 ч.) | ||||||||
4 неделя февраля | 22 | Королевство ошибок | Сочинение сказок (аудиторный) | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. | Научиться дифференцировать орфографические и пунктуационные ошибки | Сочинение сказок | Виды ошибок | |
1 неделя марта | 23 | Королевство ошибок | Театрализованная постановка ситуаций. Экскурсия в актовый зал | Научиться дифференцировать орфографические и грамматические ошибки | Спектакль | Виды ошибок | ||
2 неделя марта | 24 | Крылатые слова | Беседа (аудиторный) | Научиться применять крылатые слова на практике | Речевой практикум | Значение крылатых слов | ||
3 неделя марта | 25 | В стране Сочинителей | Сочинение стихотворных сказок (аудиторный) | Использование рифм при сочинении сказок | Спектакль | Рифмы | ||
4 неделя марта | 26 | В стране Сочинителей | Сочинение загадок. Конкурс рисунков. Экскурсия в кабинет ИЗО | Научиться сочинять загадки с рифмой | Выставка | Рифмы | ||
1 неделя апреля | 27 | Анаграммы и метаграммы | Сочинение анаграмм | Научиться составлять анаграммы | Устный опрос | История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве | ||
2 неделя апреля | 28 | Анаграммы и метаграммы | Сочинение метаграмм (аудиторный) | Научиться составлять анаграммы и использовать их в творчестве | Устный опрос | |||
3 неделя апреля | 29 | Шарады и логогрифы | Составление шарад (аудиторный) | Научитьсясоставлять шарады | Самостоятельная работа | Происхождение шарад и логогрифов | ||
4 неделя апреля | 30 | Шарады и логогрифы | Составление логогрифов (аудиторный) | Научиться составлять и использовать шарады и логогрифы | Соревнования | |||
1 неделя мая | 31 | Откуда пришли наши имена | Конкурс рисунков. Экскурсия в кабинет ИЗО | Познакомиться с наукой антропонимикой | Выставка рисунков | История появления имен, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой | ||
2 и 3 неделя мая | 32-33 | Выездная экскурсия в Летний сад к памятнику И. А. Крылова | Экскурсия | Познакомиться с творчеством И.А.Крылова | Экскурсия | Выездная экскурсия. Знакомство с творчеством И. А. Крылова | ||
10. Подведение итогов (1 ч.) | ||||||||
4 неделя мая | 34 | КВН по русскому языку | КВН. Экскурсия в актовый зал | Личностные: осознать свое место в мире; Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. | Контроль по типу портфолио | КВН по русскому языку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по словесности 5 класс (Альбеткова)
Программа рассчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
Рабочая программа элективного курса «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровн...
Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»
Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе....
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Клуб любителей русской словесности» ДЛЯ 6 КЛАССА
Содержание программы “Клуба любителей русская словесности” содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литерату...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность" (Подготовка к ОГЭ по русскому языку:9 класс)
Программа внеурочной деятельности "Русская словесность" создана в соответствии с требованиями ФГОС ООО . Цель курса: подготвка обучающихся к сдаче ОГЭ по русскому языку и устному собеседован...