Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность" (Подготовка к ОГЭ по русскому языку:9 класс)
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Иванникова Татьяна Борисовна

Программа внеурочной деятельности "Русская словесность" создана в соответствии с требованиями ФГОС ООО . Цель курса: подготвка обучающихся к сдаче ОГЭ по русскому языку и устному собеседованию).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст.Евсино»

Искитимского района

Рассмотрено                                                                                                                                                                                                 Согласовано

МО гуманитарного цикла                                                                                                                                                Зам.директора по УВ

Протокол № ___от ______________                                                                                                                                __________/Лаврентьев Е.А.

Руководитель МО гуманитарного цикла                                                                                                                        «____» _______________

___________/Калачева Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Русская словесность»

9 «Б» класс

     Автор программы:  

Иванникова Т.Б.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Евсино 2024-2025 гг

Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности «Русская словесность» для учащихся  9 «Б»  класса  создана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования.  В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ  также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа включает также работу над заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает воспитанника к  творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.Кем бы ни стали сегодняшние воспитанники в будущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.  Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить решать задания ОГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить обучающихся  к устному собеседованию и к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).

Задачи курса:

  •  создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
  • создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста;
  • совершенствовать речевую практику ;
  • совершенствовать навык работы с тестами.

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся  9 классов и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

      Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения воспитанники должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Технология организации внеурочной  работы

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ОГЭ по русскому языку  предыдущих лет.  Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  воспитанника главной фигурой образовательного процесса. Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы.

Основные организационные формы :

  •  работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа.

Своеобразие и специфика данной Программы  состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ОГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года.

Курс состоит из 2х блоков.

1 блок: подготовка к устному собеседованию

2 блок: подготовка к ОГЭ по русскому зыку.

 Содержание 1го блока «Устное собеседование»

1. Чтение текста вслух

Чтение  текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.

Чтение  в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Пересказ прочитанного текста с  сохранением  всех  основных  микротем  исходного текста с соблюдением фактологической  точности.

Уместное, логичное включение  приведенного  высказывания в текст. Применение способов цитирования.

3. Монологическое высказывание.

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в  выстраивании  монолога  (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.

4. Диалог.

Ведение диалога по  поставленным вопросам   с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего  мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование  необходимого  словарного запаса, правильное употребление  формулы речевого этикета.

Планируемые результаты изучения блока «Устное собеседование»

Главным результатом является готовность учащихся к сдаче устного собеседования. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.

Личностные результаты освоения учебного курса:

  • понимание значимости владения русского языка для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении;
  • формирование мотивации изучения русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
  • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
  • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.

Метапредметные:

  • умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  • умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозироватьсодержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическуюпоследовательность основных фактов;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачейдля выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
  • умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля,самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях. Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения русского языка в коммуникативной сфере (говорении, чтении); в социокультурной сфере; в познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностно-ориентационной сфере; в эстетической сфере; в трудовой и физической сферах.

                               

Содержание блока «Устное собеседование»

Введение. (1 час) Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий.

Подготовка к выполнению задания 1, выразительное чтение текста. (6 часов) Основные правила выразительного чтения текста. Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста. Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста.

Подготовка к выполнению задания 2, пересказ текста с включением цитаты  (8 часов) Пересказ. Способы запоминания текста. Способы цитирования текста. Уместное, логичное включение цитаты в текст. Пересказ текста с включением цитаты.

Подготовка к выполнению задания 3, монологическое высказывание   на предложенную тему (12 часов) Культура ведения монолога. Тип речи повествование. Культура ведения монолога. Тип речи описание. Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение. Грамматические нормы. Речевые нормы. Орфоэпические нормы

Подготовка к выполнению задания 4, ведение диалога (7 часов). Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога. Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку.

Тематическое планирование блока «Устное собеседование»

№ п/п

Наименование разделов,  тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Введение.

Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий

1

Знать особенности  структуры итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Критерии оценки заданий

2

Подготовка к выполнению задания 1, выразительное чтение текста.

Основные правила выразительного чтения текста.

Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста.

6

Знать приемы выразительного чтения текста. Знать  принципы соответствия интонации чтения пунктуационному оформлению текста. Уметь  выразительно читать. Учимся читать в необходимом темпе, соответствующем коммуникативной задаче текста..

3

Подготовка к выполнению задания 2, пересказ текста с включением цитаты. 

Пересказ. Способы запоминания текста.

Способы цитирования текста

Уместное, логичное включение цитаты в текст.

Пересказ текста с включением цитаты.

8

Учимся приемам запоминания текста. Уметь пересказывать, сохраняя все основные микротемы текста.

Учимся приемам цитирования текста.

Уметь логично вставлять в текст высказывание.

Уметь пересказывать текст, включая в пересказ предложенную цитату.

4

Подготовка к выполнению задания 3, монологическое высказывание   на предложенную тему.

Культура ведения монолога. Тип речи повествование.

Культура ведения монолога. Тип речи описание.

Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение.

Грамматические нормы.

Речевые нормы.

Орфоэпические нормы

12

Уметь выстраивать  высказывание с типом речи повествование, характеризующееся смысловой цельностью,речевой связностью и последовательностью изложения.

Уметь выстраивать  высказывание с типом речи описание, характеризующееся смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Уметь выстраивать  высказывание с типом речи рассуждение, характеризующееся смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Знать типы грамматических ошибок. Уметь строить свою речь без грамматических ошибок.

Знать типы речевых  ошибок. Уметь строить свою речь без речевых  ошибок.

Знать типы орфоэпических ошибок. Уметь строить свою речь без  орфоэпических   ошибок.

5

Подготовка к выполнению задания 4, ведение диалога.

Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога.

Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку.

7

Знать  структуру диалога и правила ведения диалога.

Знать законы риторики диалога, правила тактичного ведения диалога

Итого

34

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Название темы  (раздела)

Количество часов

Дата

По плану

По факту

Тема 1.  Введение.

(1час)

1

Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий.

1

Тема 2.  Подготовка к выполнению задания 1, выразительное чтение текста.

(6ч.)

2

Основные правила выразительного чтения текста.

1

3

Основные правила выразительного чтения текста.

1

4

Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.

1

5

Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.

1

6

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста.

1

7

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста.

11

1

Тема 3.  Подготовка к выполнению задания 2,

пересказ текста с включением цитаты.

(8ч.)

8

Пересказ. Способы запоминания текста.

1

9

Пересказ. Способы запоминания текста.

1

10

Способы цитирования текста

1

11

Способы цитирования текста

1

12

Уместное, логичное включение цитаты в текст

1

13

Уместное, логичное включение цитаты в текст

1

14

Пересказ текста с включением цитаты.

1

15

Пересказ текста с включением цитаты.

1

Тема 4. Подготовка к выполнению задания 3, монологическое высказывание   на предложенную тему.(12ч.)

16

Культура ведения монолога. Тип речи повествование.

1

17

Культура ведения монолога. Тип речи повествование.

1

18

Культура ведения монолога.Тип речи описание.

1

19

Культура ведения монолога.Тип речи описание.

1

20

Культура ведения монолога.Тип речи рассуждение.

1

21

Культура ведения монолога.Тип речи рассуждение.

1

22

Грамматические нормы

1

23

Грамматические нормы

1

24

Речевые нормы.

1

25

Речевые нормы.

1

26

Орфоэпические нормы

1

27

Орфоэпические нормы

1

Подготовка к выполнению задания 4, ведение диалога. (7ч.)

28

Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога

1

29

Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога

1

30

Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.

1

31

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку.

1

32

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку.

1

33

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку.

1

34

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку.

1

Планируемые  результаты изучения блока « Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту родного языка, уважительное отношение к нему и гордость за него; достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе устного и письменного общения;

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

- аудирование и чтение (адекватное понимание информации, владение разными видами чтения, способность извлекать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета;

- говорение и письмо (способность определить цели предстоящей деятельности, способность участвовать в речевом общении, способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение находить орфографические, грамматические и речевые ошибки. Умение выступать перед аудиторией).

  • Применение приобретённых знаний в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство приобретения знаний по другим предметам.
  • Коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
  • самостоятельно работать;
  • четко следовать инструкции;
  • самостоятельно распределять  время на выполнение заданий;
  • писать сочинение;
  • сокращать текст изложения;
  • создавать сжатый текст на основе прослушанного;
  • создавать текст ( тип речи- рассуждение) с учетом его основных признаков:

  смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче.

Предметные:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
  • соблюдать в практике основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • писать сочинение;
  •  сокращать текст изложения;
  • создавать сжатый текст на основе прослушанного;
  • создавать текст ( тип речи- рассуждение) с учетом его основных признаков:

  смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче.

Содержание блока «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку»

        Содержание данного блока внеурочных занятий  и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные  (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения,  работа со словарём). Успешная реализация программы данного курса внеурочной деятельности поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.

.

Тематическое планирование блока «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку»

Наименование раздела программы и количество часов на раздел

Тема урока

Дата

Сжатое изложение (5ч)

35

Знакомство с тестом в формате ОГЭ. Комментарий заданий

36

Структура задания 1. Компрессия текста: применение способа замены

37

Компрессия текста: применение способа обобщения.

38

Компрессия текста: применение способа исключения.

39

Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения

Задания с кратким открытым ответом (23ч)

40

Анализ текста. Лексическое значение слова.

41-42

Выразительные средства лексики и фонетики.

43

Фонетика и графика.

44-45

Орфография. Правописание корней.

46-47

Правописание приставок.

Слитное, дефисное, раздельное написание.

48-49

Правописание суффиксов различных частей речи.

50-51

Лексика и фразеология.

52-53

Словосочетание.

54-55

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

56-57

Осложненное простое предложение.

58-59

Предложение с вводными словами.

60-61

Сложное предложение. Виды сложного предложения.

62

Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами.

Сочинение (6ч)

63

Задание 15. Структура сочинения-рассуждения.

64

Строим тезис.

65

Приводим аргументы.

66

Пишем заключение.

67

Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.

68

Работа с вариантом ОГЭ.

Основные формы и виды  внеурочной деятельности:

1. Индивидуальная, коллективная, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа:

• комплексная работа с текстом;

• сочинение-рассуждение;

• редактирование текста;

• различные виды диктантов;

• коммуникативные и игровые ситуации.

 

Учебно-методическая  литература:

  1. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
  2. Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование./И.Л.Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.: Народное образование, 2024.
  3. ОГЭ. Русский язык. Отличный результат. Учебная книга/В.Н. Александров, О.И. Александрова; под ред. И.П. Цыбулько.-Москва: Издательство «Национальное образование», 2024.
  4. ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов; под ред. Р.А. Дощинского и И.П. Цыбулько.-Москва, 2024.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс

Целью программы курса внеурочной деятельности является:  развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...

Рабочая программа курса по выбору для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана    на учеников 7-х классов. Она    базируется    на обя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " Сложные вопросы в мире обществознания " для 11 класса

Программа курса предназначена для теоретической и практической помощи в разборе сложных вопросов по обществознанию. Призвана помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучит...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профессионально – прикладная физическая подготовка» для 5 - 9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профессионально – прикладная физическая подготовка» предусматривает формирование у обучающихся (кадет) умений и навыков, универсальны...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 5–9-х классов.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 5–9-х классов....