Рабочая программа элективного курса «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней. Этот курс предназначен для учеников 7 классов и рассчитан на 1 час в неделю, т.е. 34 ч. в год
За основу курса взята составленная и проверенная в лицеях, гимназиях программа Львовой С.И. «Знай и люби родной язык».
Словесность – наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Словесность тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у словесности точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением.
Цели курса:
- познакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов.
– углубить и расширить основные понятия науки о культуре речи;
– научить различным приемам использования их выразительных средств;
– способствовать росту речевой культуры школьника.
Программа направлена на достижение следующих задач:
– знакомство учащихся с особенностями употребления и использования различных средств выразительности в художественных текстах;
– сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
– проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
– пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platnaya_programma_7_klass.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании кафедры
гуманитарных наук Зам директора по УВР Директор МОУ лицея № 6
_____________________________ ___________________________ кандидат педагогических наук
_______________Т.Н. Ловничая Протокол №______________ ___________________________
От«__» _______________200__г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей №6 Ворошиловского района г.Волгограда
Рабочая программа курса
«УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
для 7 класса
Составила: Селезнева А.А., к.ф.н.,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней. Этот курс предназначен для учеников 7 классов и рассчитан на 1 час в неделю, т.е. 34 ч. в год
За основу курса взята составленная и проверенная в лицеях, гимназиях программа Львовой С.И. «Знай и люби родной язык».
Словесность – наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Словесность тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у словесности точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением.
Цели курса:
- познакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов.
– углубить и расширить основные понятия науки о культуре речи;
– научить различным приемам использования их выразительных средств;
– способствовать росту речевой культуры школьника.
Программа направлена на достижение следующих задач:
– знакомство учащихся с особенностями употребления и использования различных средств выразительности в художественных текстах;
– сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
– проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
– пользование нормативными словарями и справочной литературой.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
– говорить и слушать, так как «уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
– владеть устной и письменной речью;
– владеть навыками лингвостилистического анализа текста.
Литература
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы: Пособие для учителя. — М.: Дрофа, 1996.
- Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Дрофа, 2004.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста . — М.: Искусство, 1998.
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов по теме | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата |
1. | О русском языке | О родном языке | 2 | Русский язык среди других языков мира. Писатели, поэты, ученые о богатстве и выразительности русского языка Знать: основные функции языка, высказывания писателей, поэтов о русском языке | |
2. | Звуковые образные средства русского языка | Звукопись | 7 | Звуковая речь как основная форма существования языка. Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи. Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах. Знать: особенности звуковой организации художественного текста. Уметь: определять звуковые повторы | |
Рифма | 3 | Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм: точная, неточная. Рифма простая и составная. Усеченная рифма. Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные, перекрестные, кольцевые. Белые стихи. Рифмованная проза. Различные типы строф. Знать: основные виды рифм, понятие белый стих, различные виды строф Уметь: определять способ рифмовки, рифму, строфу | |||
3 | Звуковые образные средства русского языка | Словесное ударение | 3 | Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения. Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования. Размер двусложный, трехсложный Знать: функции ударений в русском языке, основные стихотворные размеры. Уметь: определять стихотворный размер | |
Интонация | 1 | Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации Уметь: правильно расставлять интонацию | |||
Логическое ударение | 2 | Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов ля усиления его смысловой нагрузки в предложении Уметь: правильно расставлять логические ударения в том или ином тексте | |||
Пауза | 2 | Пауза, ее смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.) особенности обозначения пауз в письменном тексте Знать: основные виды психологических пауз | |||
Мелодика | 2 | Мелодика речи как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения в письменном тексте движения голоса. Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами, с однородными членами, с обобщающим словом и без него и т.д.) Уметь: составлять интонационный рисунок той или иной синтаксической конструкции | |||
4 | Резервные практические занятия | 4 | Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений Уметь: определять рифму, рифмовку, строфу стихотворения; расставлять интонационное, словесное, логическое ударение в тексте | ||
5. | Изобразительные возможности средств письма | Графика | 2 | Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания. Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики. Акростих как разновидность поэтического произведения. Использование знака акцента. Знать: приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики. | |
Орфография | 2 | Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, его внутреннего состояния, отсутствия элементарной орфографической грамотности. Уметь: находить сознательное нарушение орфографических норм в литературных произведениях | |||
Пунктуация | 2 | Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания. Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Сознательное нарушение пунктуационных правил. Авторская пунктуация Уметь: находить авторские знаки пунктуации, определять стилистические возможности знаков препинания | |||
Резервные занятия | 2 | Многоаспектный лингвистический анализ (фонетико-интонационные, пунктуационные, графико-орфографические особенности и выразительное чтение художественного текста). Уметь: производить лингвистический анализ текста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс
Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...
Рабочая программа по русской словесности. 5 класс
Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....
Рабочая программа по русской словесности. 6 класс
Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой...
Рабочая программа по русской словесности 5 класс
Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...
Рабочая программа курса русская словесность 5 класс
Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....
Рабочая программа по русской словесности 8 класс
Рабочая программа по русской словесности, 8класс...
Рабочая программа факультатива "Уроки словесности"
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берёт за основу знакомство с изобразительными возм...