Рабочая программа элективного курса «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней. Этот курс предназначен для учеников 7 классов и рассчитан на 1 час в неделю, т.е. 34 ч. в год

За основу курса взята составленная и проверенная в лицеях, гимназиях программа Львовой С.И. «Знай и люби родной язык».

Словесность – наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.

Словесность тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у словесности точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением.

Цели  курса:

 - познакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов.

– углубить и расширить основные понятия науки о культуре речи;

– научить различным приемам использования их выразительных средств;

– способствовать росту речевой культуры школьника.

Программа направлена на достижение следующих задач:

– знакомство учащихся с особенностями употребления и использования различных средств выразительности в художественных текстах;

– сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

– проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

– пользование нормативными словарями и справочной литературой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platnaya_programma_7_klass.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                    Согласовано:                      Утверждаю:

на заседании кафедры                                                                            

гуманитарных наук                                                                          Зам директора по УВР                                            Директор МОУ лицея № 6

_____________________________                                                                    ___________________________                                  кандидат педагогических наук

                                                                                                                                                                                                     _______________Т.Н. Ловничая                                       Протокол №______________                                                                  ___________________________                      

 От«__» _______________200__г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №6  Ворошиловского района  г.Волгограда

Рабочая программа курса

«УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»

для    7    класса                                  

Составила: Селезнева А.А., к.ф.н.,  

учитель русского языка и литературы                                                                                                                              


Пояснительная записка

Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней. Этот курс предназначен для учеников 7 классов и рассчитан на 1 час в неделю, т.е. 34 ч. в год

За основу курса взята составленная и проверенная в лицеях, гимназиях программа Львовой С.И. «Знай и люби родной язык».

Словесность – наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.

Словесность тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у словесности точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением.

Цели  курса:

 - познакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов.

– углубить и расширить основные понятия науки о культуре речи;

– научить различным приемам использования их выразительных средств;

– способствовать росту речевой культуры школьника.

Программа направлена на достижение следующих задач:

– знакомство учащихся с особенностями употребления и использования различных средств выразительности в художественных текстах;

– сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

– проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

– пользование нормативными словарями и справочной литературой.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

– говорить и слушать, так как «уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

– владеть устной и письменной речью;

– владеть навыками лингвостилистического анализа текста.

Литература

  1. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы: Пособие для учителя. — М.: Дрофа, 1996.
  2. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Дрофа, 2004.
  3.  Лотман Ю.М. Структура художественного текста . — М.: Искусство, 1998.

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов по теме

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

1.

О русском языке

О родном языке

2

Русский язык среди других языков мира. Писатели, поэты, ученые о богатстве и выразительности русского языка

Знать: основные функции языка, высказывания писателей, поэтов о русском языке

2.

Звуковые образные средства русского языка

Звукопись

7

Звуковая речь как основная форма существования языка. Особенности звуковой организации художественного текста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

Знать: особенности звуковой организации художественного текста.

Уметь: определять звуковые повторы

Рифма

3

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм: точная, неточная. Рифма простая и составная. Усеченная рифма. Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные, перекрестные, кольцевые.

Белые стихи. Рифмованная проза. Различные типы строф.

Знать: основные виды рифм, понятие белый стих, различные виды строф

Уметь: определять способ рифмовки, рифму, строфу

3

            Звуковые образные средства русского языка

Словесное ударение

3

Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения. Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования. Размер двусложный, трехсложный

Знать: функции ударений в русском языке, основные стихотворные размеры.

Уметь: определять стихотворный размер

Интонация

1

Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр речи). Изобразительные возможности интонации

Уметь: правильно расставлять интонацию

Логическое ударение

2

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов ля усиления его смысловой нагрузки в предложении

Уметь: правильно расставлять логические ударения в том или ином тексте

Пауза

2

Пауза, ее смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.) особенности обозначения пауз в письменном тексте

Знать: основные виды психологических пауз

Мелодика

2

Мелодика речи как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения в письменном тексте движения голоса.

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами, с однородными членами, с обобщающим словом и без него и т.д.)

Уметь: составлять интонационный рисунок той или иной синтаксической конструкции

4

Резервные практические занятия

4

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений

Уметь: определять рифму, рифмовку, строфу стихотворения; расставлять интонационное, словесное, логическое ударение в тексте

5.

                        Изобразительные возможности средств письма

Графика

2

Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания.

Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики.

Акростих как разновидность поэтического произведения. Использование знака акцента.

Знать: приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики.

Орфография

2

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, его внутреннего состояния, отсутствия элементарной орфографической грамотности.

Уметь: находить сознательное нарушение орфографических норм в литературных произведениях

Пунктуация

2

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания. Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Сознательное нарушение пунктуационных правил. Авторская пунктуация

Уметь: находить авторские знаки пунктуации, определять стилистические возможности знаков препинания

Резервные занятия

2

Многоаспектный лингвистический анализ (фонетико-интонационные, пунктуационные, графико-орфографические особенности и выразительное чтение художественного текста).

Уметь: производить лингвистический анализ текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс

Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...

Рабочая программа по русской словесности. 5 класс

Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....

Рабочая программа по русской словесности. 6 класс

Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой...

Рабочая программа по русской словесности 5 класс

Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...

Рабочая программа курса русская словесность 5 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа по русской словесности 8 класс

Рабочая программа по русской словесности, 8класс...

Рабочая программа факультатива "Уроки словесности"

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берёт за основу знакомство с изобразительными возм...