Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование»
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по курсу «Русская словесность» для обучающихся по программе «Самообразование» | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ № 671 Центр образования
«Перспектива»
Программа по курсу «Русская словесность»
для обучающихся по программе
«Самообразование»
10 класс
Составитель:
Клюкина Людмила Олеговна
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Принципы построения программы:
Программа «Русская словесность» строится во взаимодействии с программами по русскому языку и литературе.
Обучение осуществляется по учебному пособию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Русская словесность. От слова к словесности» - М., 2010г
Цели: расширение лингвистического кругозора обучаемых по программе «Самообразование» изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.
Задача: научить анализировать художественный текст на разных уровнях:
- фонетическом;
- лексическом;
- словообразовательном;
- морфологическом;
- синтаксическом.
«Русская словесность»
Курс «Теория литературы»
I От древности к современности. (1 час)
Вопросы к теме:
- А.С.Пушкин о русском языке как материале словесности.
- А.С.Пушкин и русский литературный язык.
- Славянские языки: старославянский язык; древнерусский язык.
- Развитие русского языка «в народе» и «в книге»
Вопросы к занятию:
- Назовите группы славянских языков.
- Дайте определения строя и употребления языка.
- В чём различие между разговорным и литературным языками?
- Главные особенности разговорного и литературного языка.
- Что такое стиль, как явление словесности?
- Подберите определения или отрывки из произведений, в которых одна тема выражалась бы различными словесными средствами.
Для подготовки и проведения этих занятий используется учебное пособие для 10-11 классов «Русская словесность» (от слова к словесности) автор А.И.Горшков. чтение статьи А.С.Пушкина «О предисловии господина Лемонте к переводу басен И.А.Крылова». учебное пособие, стр. 28-31.
II Разговорный и литературный язык. (1 час)
Вопросы к теме:
- Чем различаются разговорный и литературный язык?
- Сферы употребления.
- Язык художественной литературы.
III Средства художественной изобразительности. (1 час)
Вопросы к теме:
- Понятие средств художественной изобразительности. Словесные средства и звуковые.
- Словесные средства: эпитет, сравнения, аллегория, перифраза; тропы: метафора, ирония, гипербола, олицетворение, литота; фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, эпифора.
- Звуковые средства: благозвучие, звуковой символизм, звукоподражание, словесная инструментовка; аллитерация, звуковые повторы, звукопись.
Вопросы: Что такое средства художественной изобразительности? Как они могут быть сгруппированы?
- В чём заключается народная этимология, поэтическая этимология, обновление значения слова? Из «Левши» запишите и объясните примеры народной этимологии.
Умение определять средства художественной изобразительности в произведениях русской литературы.
Анализ стихотворений с помощью словесных и звуковых средств.
Умение декламировать. (правила декломации).
IV Ритм и интонация в прозе. ( 1 час).
Использование примеров из прозаических произведений литературы XIX – XX вв.
V Сведения о русском стихосложении. ( 1 час)
Вопросы к теме:
- Системы стихотворения.
- Русский народный стих.
- Силлабическое стихосложение.
- Силлабо – тоническое стихосложение. Стопа, двусложные и трёхсложные стопы. Размер стиха. Вольный стих. ( понятия: цензура, анакруза, клаузула).
- Рифма. Внутренняя рифма, точная и неточная рифма, составная рифма. Мужская, женская, дактилическая рифма. Белый стих.
- Строфа. Четверостишие, двустишие, онегинская строфа. Свободный стих.
Вопросы:
- Назовите основные системы стихосложения.
- Каковы главные особенности русского народного стиха?
- Особенности силлабо-тонического стихотворения.
- Чем определяется размер стиха?
- Назовите главные виды рифм (примеры).
- Что такое акцентный стих и свободный стих?
Умение определять размер стиха; отличать мужскую, женскую, дактилическую рифму.
(Теоретический материал – по пособию 106-112).
VI Роды и виды произведений. (1 час)
Вопросы к теме:
- Эпос. Виды народной этической словесности и книжной.
- Лирика. Виды народной и книжной лирики.
- Драма и её виды: трагедия, комедия, драма (в узком смысле).
- Связи между родами.
Вопросы:
- В чём разница между художественными и нехудожественные произведениями словесности? Каковы главные признаки художественности произведения?
- Назовите роды художественной словесности. Дайте их характеристику.
- Расскажите о связях между родами и видами словесности.
VII Принадлежность словесного произведения к художественной или нехудожественной словесности; к тому или иному роду, виду, жанру, стилю. (1 час)
VIII Литературные направления (1 час)
Вопросы к теме:
- Классицизм.
- Сентиментализм.
- Романтизм.
- Реализм.
- Символизм, акмеизм, футуризм.
Вопросы:
- Как влияют на словесное выражение темы условия языкового общения, среды и сферы употребления языка?
- Каковы характерные черты употребления языка в произведениях классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма и т.д.?
Связь с уроками литературы в 10 классе (умение применить полученные знания на учебном занятии)
IX Композиция произведения. (1 час)
Вопросы к теме:
- Архитектоника, сюжет и фабула.
- Понятие словесного ряда.
- Роль деталей в композиции произведения.
Вопросы:
- Расскажите о различных пониманиях композиции.
- Как соотносится композиция с архитектоникой, сюжетом, фабулой?
Умение определять словесные ряды в произведениях художественной литературы (в «Тамани» Лермонтова, в «Алых парусах» А.Грина и др.)
X Образ автора и образ рассказчика в произведении. ( 1 часа)
Вопросы к теме:
- Филологический подход к проблеме образа автора.
- Образ автора и «авторское я». Образ автора и лирический герой.
- Различия между образом автора и образом рассказчика.
- «Рассказ в рассказе».
- Соотношение «образ автора – образ рассказчика» и речь персонажей
Вопросы:
- Чем отличается образ автора от образов героев литературных произведений? Можно ли отождествлять образ автора с личностью автора?
- Каково соотношение образа автора и «авторского я», образа автора и литературного героя?
- В чём различия между образом автора и образом рассказчика?
- Как зависит речь персонажей от соотношения образ автора – образ рассказчика?
Использование отрывков из произведений художественной литературы (А.П.Чехов «Человек в футляре»; А.С.Пушкин «Капитанская дочка»; Л.Н.Толстой «Детство. Отрочество. Юность»; В.Распутин «Уроки французского» и др.)
XI Композиционные приёмы авторского повествования. (1 час)
Вопросы к теме:
- Приёмы представления, изобразительные приёмы, монтажные приёмы.
- Средства словесного выражения сатиры и юмора.
Вопросы:
- Что понимается под авторским повествованием и его субъективацией?
- Дайте характеристику стилизации, сказа, пародии.
XII Эстетическая функция языка в произведениях художественной литературы. (1 час)
Вопросы к теме:
- О «статусе» языка художественной литературы.
- Нормы языка художественной литературы.
- Вопрос о «поэтическом языке».
XIII Образность художественных произведений. (1 час)
Вопросы к теме:
- Образ в слове и образ посредством слов».
- Безобразная образность.
Вопросы:
- Какое место занимает язык художественной литературы среди других разновидностей современного русского языка? Какие мнения, суждения высказываются по этому вопросу?
- Какие особенности языковой нормы свойственны произведениям художественной словесности?
Как решается вопрос о «поэтическом языке» в современной филологии? И др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе
Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающих...
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 8 класса
Рабочая программаэлективного курса «Русская словесность»для 8 класса...
Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» 5 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чу...
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 9 класса
Программа предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет...