РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста» 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f_rya_9_kl.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по русскому языку «Содержание и языковой анализ текста»
(9 класс)
Суминой Светланы Юрьевны,
учителя I квалификационной категории
г. Мегион
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык-язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни; для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и науки, имеющие мировое значение.
Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса.
Цель изучения курса факультатива – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения курса факультатива:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Для изучения факультативного курса используется пособие Корчагиной Е.В. (Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009).
Место курса в образовательном процессе.
Большинство ребят испытывают трудности при подготовке к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить экзамен по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может факультативный курс.
Курс «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к экзамену, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах экзамена по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Курс рассчитан на 35 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах. Повторение проводится по основным разделам русского языка:
- лексика;
- фонетика;
- морфемика и словообразование;
- орфография и морфология;
- синтаксис;
- пунктуация;
- языковые нормы.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
- Репродуктивный
- Продуктивный.
Методы обучения реализуются в следующих формах работы:
- Рассказ учителя
- Беседа
- Работа со словарями
- Анализ таблицы
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса обучающиеся будут психологически подготовлены к экзамену. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учащихся курса «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» является сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы
Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (Ч 2, 2) и задания с кратким ответом (Ч 2, 3-14). Задания группы Ч 2, 2 : глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста; характер смысловых отношений между частями текста; особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы Ч 2, 3-14: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней Ч 2.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- различать характер заданий к тексту.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрении использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы | 4 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 2. Средства выразительности речи | 5 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 3. Стилистика русского языка | 5 | Текущий контроль – тренировочные упражнения |
Тема 4. Нормы русской орфографии | 9 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Практическая работа. |
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы | 12 | Текущий контроль – тренировочные упражнения Итоговая практическая работа. |
Итого: | 35 ч. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения факультативного курса русского языка «Содержание и языковой анализ текста» ученик должен
знать/понимать
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка учащийся должен
знать/понимать
- общие сведения о русском языке;
- определения основных изучаемых единиц языка и категорий;
- орфографические и пунктуационные правила;
- осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны
уметь
- словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);
- опознавать языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, группировать языковые явления по определённым признакам;
- давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
- правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
- правильно образовывать формы слов;
- правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур и уместно их применять в речи;
- владеть современным речевым этикетом;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;
- собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;
- совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочёты и исправлять их;
- находить в слове орфограммы, а в предложении - смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
- правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;
- правильно писать слова, отобранные для специального заучивания;
- пользоваться различными словарями русского языка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Виды контроля | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные теоретические понятия |
Тема 1. Спецификация первой, второй части экзаменационной работы | 4 | ||||
1 | Спецификация первой части экзаменационной работы | 1 | 1.09 3.09 | ||
2 | Спецификация первой части экзаменационной работы | 1 | 8.09 10.09 | ||
3 | Знакомство с образцами вариантов заданий Ч 2 | 1 | 15.0017.09 | ||
4 | Знакомство с образцами вариантов заданий уровней Ч 2 | 1 | 22.0224.09 | ||
Тема 2 Средства выразительности речи | 5 | ||||
5 | Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности | 1 | 29.01.1.10 | Изобразительно-выразительные средства | |
6 | Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности | 1 | 6.10 8.10 | Изобразительно-выразительные средства | |
7 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3 | 1 | 13.10 15.10 | |
8 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3 | 1 | 20.10 22.10 | |
9 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий уровня Ч 3 | 1 | 27.10 29.10 | |
Тема 3. Стилистика русского языка | 5 | ||||
10 | Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов | 1 | 10.11 12.11 | Стили русского языка | |
11 | Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов | 1 | 17.11 19.11 | Стили русского языка | |
12 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по стилистике | 1 | 24.11 26.11 | Стилистика |
13 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по стилистике | 1 | 1.12 3.12 | Стилистика |
14 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по стилистике | 1 | 8.12 10.12 | Стилистика |
Тема 4. Нормы русской орфографии | 9 | ||||
15 | Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц | 1 | 15.12 17.12 | Корень слова | |
16 | Правописание корня слова. Правописание гласных после шипящих и Ц | 1 | 22.12 24.12 | Корень слова | |
17 | Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи | 1 | 12.01 14.01 | Приставка | |
18 | Правописание приставок. Слитное и раздельное написание НЕ. Правописание суффиксов различных частей речи | 1 | 19.01 21.01 | Приставка | |
19 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм | 1 | 26.01 28.01 | Орфография |
20 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм | 1 | 2.02 4.02 | Орфография |
21 | Текущий контроль | Тренировочные упражнения по орфографии: текстовые иллюстрации орфографических норм | 1 | 9.02 11.02 | Орфография |
22 | Практическая работа | Практическая работа по орфографическому анализу текста | 1 | 16.02 18.02 | Орфография |
23 | Практическая работа | Практическая работа по орфографическому анализу текста | 1 | 25.02 1.03 | Орфография |
Тема 5. Синтаксические и пунктуационные нормы | 12 | ||||
24 | Словосочетание. Предложение | 1 | 1.03 4.03 | Словосочетание | |
25 | Словосочетание. Предложение | 1 | 10.03 15.03 | Предложение | |
26 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 1 | 17.03 29.03 | Простое осложнённое предложение | |
27 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 1 | 31. 03 5.04 | Простое осложнённое предложение | |
28 | Текущий контроль | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения | 1 | 12.04 14.04 | Синтаксис и пунктуация |
29 | Текущий контроль | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения | 1 | 19.04 21.04 | Синтаксис и пунктуация |
30 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 1 | 26.04 28.04 | Сложное предложение | |
31 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении | 1 | 3.05 5.05 | Сложное предложение | |
32 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | 10.05 12.05 | Сложное предложение | |
33 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | 17.05 19.05 | Сложное предложение | |
34 | Текущий контроль | Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм –тренировочные упражнения | 1 | 24.05 26.05 | Синтаксис и пунктуация |
35 | Практическая работа | Итоговая практическая работа | 1 | 31 .05 2.06 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
- Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.
- Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2009.
- ОГЭ – 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-ый кл.: Тренировочные тестовые задания. / авт.-сост. Г. Т. Егораева. – М.: «Экзамен», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"
Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...
Доклад "Совершенствование языкового анализа текста на уроках русского языка.
Анализ текста в старших классах на уроках русского языка....
«Здесь, верно, ошибка какая-то» (Языковой анализ текстов мультипликационных фильмов).
Исследовательская работа на тему:"Языковой анализ текстов мультипликационных фильмов"....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...
Языковой анализ текста. Средства выразительности в тексте.
материалы для урока...
Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста»
Факультатив русского языка «Содержание и языковой анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса....
Рабочая программа факультативного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Элективный курс предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к...